
Бизнес по-харьковски: почему "Барабашова" постоянно пылает?

До войны ТЦ "Барабашова" называли крупнейшим рынком восточной Европы. За покупками сюда приезжало немало россиян: Белгородщина, Курщина и дальше. Война изменила не только торговые потоки – восприятие бывших бизнес-партнеров.
С 2022 года ТЦ "Барабашова" постоянно подвергается обстрелам, несмотря на то, что враг знает - его цель не военная. В результате последнего российского удара по рынку "Барабашово" в Харькове 6 мая и загоревшегося после атаки пожара было разрушено 50 и повреждено более 100 торговых павильонов.
Это уже второй "прилет" по рынку за последние два месяца. Предыдущий был здесь недалеко. Начали восстанавливать магазины, демонтировать повреждения. И снова произошел "прилет". Он произошел на территории площадки, новой площадки детского рынка. То есть здесь сосредоточены магазины детской одежды, игрушек и всем этим связано будем заниматься восстановлением поврежденных магазинов и переселением арендаторов поврежденных. Надо все это отстраивать, говорит вице-президент концерна АВЭК и Ко Александр Макаренко.
Несмотря на сумасшедшие убытки, люди возобновляют работу. Ты кто хотел, выехали еще весной 2022 года. Остались сами стойки.
Пережили уже три пожара. Но это наш бизнес много лет. Это уже как гражданская позиция, – говорят предприниматели.

Первый значительный обстрел ТЦ "Барабашова" произошел 17 марта, тогда до него еще доставала артиллерия, которую остановили за кольцевой. Из-за активной фазы войны рынок не работал, но в магазинах хранился товар, а на территории был устроен волонтерский хаб – гореть было почему.
28 числа мы организовали первый гуманитарный центр на ТЦ «Барабашова», который помогал оставшимся здесь людям. А когда пошли обстрелы, мы уже поняли, что цель не военные базы, ни что-то – цель переподчинить простого человека, запугать, поставит его в такую позу страха, в которой он не будет сопротивляться, - вспоминает предприниматель Ирина Денисова
Мы вывозили людей на вокзал тогда по Харькову, и в паузе заходим в интернет, и видим, что горит рынок, новости. И понимаем, что нужно уехать там наше имущество. Мы как война началась, покидали все так, вместе заезжали с Веснина, мы увидели такой столб дыма, будто сюда ядерная бомба ударила. Мы заехали на хозяйственные ряды, мы там работаем, и увидели этот ад на земле, потому что горело все: ткани, склады с пластмассовой трубой. – подтвердил предприниматель Александр Новиков.
Очевидцы уверены, рынок не был случайной целью – попасть случайно нельзя, сама территория более полутора тысяч квадратных метров, вокруг никаких военных объектов, сам объект есть на всех картах, и россияне о нем прекрасно знают, к полномасштабному вторжению сюда приезжали тысячи покупок. Поэтому это был сознательный теракт.

Но поджог гражданского объекта – это лишь часть преступления. Именно во время этого пожара и россияне впервые применили преступную практику повторных обстрелов, когда еще один удар наносится, в то время как спасательные службы начинают работать на месте трагедии. Во время повторного удара по ТЦ "Барабашова" погиб спасатель Александр Подольский.
Я не верю, что они не знали, что мы там. Мы приехали, развернули машины и начали тушить, и буквально время шло на минуты, так мне кажется, может пол часа. В тот момент мы стали уже в кольцо и каждый отбивал соседние магазины, и тут сразу повторный обстрел, в метрах пять, и каждый обстрел все ближе и ближе, – вспоминает Сергей Донченко, спаситель ГСЧС.
В июле 2022 года ТЦ "Барабашова" пережил еще один прицельный обстрел. Тогда торговля уже работала, и только случайность не привела к большим жертвам, хотя два человека погибли.
ТЦ работал сам собой, плюс общественный транспорт уже работал, люди уже были на остановках, и задело ту часть выход из метро. Развернуло троллейбусы, все стекла в троллейбусах были избиты. Здесь сразу погиб парень, велосипедист, здесь вся передняя часть была в обломках, и предприниматель тоже погиб, сидя на своем торговом месте. Они целились туда, где было большое скопление людей, по-прежнему целенаправленно попадали в гуманитарные хабы. Кого хотели запугать и поставить на колени? Простых людей? Велосипедиста, ехавшего кормить семью? Людей на остановке, где находились дети? Страшно, что у этих детей это психологическая травма на всю жизнь, - делится мнениями Ирина Денисова.

Обстрелы крупных торговых или развлекательных зон – это классическая практика терроризма. Россияне сами пережили восторг «Норд-Оста» и «Крокус-Сити». Никаких военных целей такие акты не несут, кроме попытки покорить из-за боязни, уверены предприниматели. Кроме этого, рашисты до сих пор не могут понять, почему их по-доброму встречали, когда они приезжали в Харьков в гости и за покупками, но встретили сопротивлением, когда те приехали на танках. Более того, многие предприниматели ТЦ "Барабашова" пошли в армию волонтерят и поддерживают экономику города. Поэтому у рашистов такая ненависть к рынку уверены сами предприниматели.