• Головна
  • Архитектура Харькова. Как строили исторические здания города в советское время, - ФОТО
"Совковый" Харьков
10:30, 23 травня 2019 р.

Архитектура Харькова. Как строили исторические здания города в советское время, - ФОТО

"Совковый" Харьков

ХНАТОБ, мэрия, Госпром, Дом со шпилем – известные здания Харькова, построенные в ХХ веке. Архитектурные памятники считают символами города, обязательно демонстрируют туристам. О том, когда и как создавалась советская архитектура в центре Харькова, сайту 057 рассказал доктор архитектуры Александр Буряк.

Советское время оставило в нашем городе памятники архитектуры мирового значения. Это, прежде всего, площадь Свободы: модернистские издания Госпрома и Дома проектов (до его реконструкции в начале 60-х), главпочтамт, жилые комплексы за Госпромом. Эти крупнейшие в мире шедевры межвоенного периода – ценнейшее наследство столичного Харькова. В этот период был закреплен столичный архитектурный масштаб харьковского центра, заложенный еще в ХІХ – начале ХХ веков Александровской колокольней, Благовещенским собором, ансамблем Привокзальной площади.

Со второй половины 30-х годов начинаются изменения. Харьковские архитекторы, следуя официальной концепции «освоения наследия», заново осваивают применение классических архитектурных форм. Хороший пример: на улице Гиршмана, рядом с конструктивистским Домом правительства, в 1935 году был построен дом старых большевиков.

В его оформлении применили рустованные колоны, разорванные фронтоны, карниз на модульонах, сандрики, арки и балюстрады в лоджиях. Хотя если мысленно снять эти элементы, «обнажится» вполне конструктивистская композиция с «лежачими» окнами, глубокими лоджиями, сплошными лентами остекления лестничных клеток - впечатление такое, будто дом «переодели» уже по ходу проектирования.

Период послевоенного восстановления

Период послевоенного восстановления - это время триумфальной, богато декорированной архитектуры, обильно использующей классические детали, а также декоративные приемы украинского барокко. Он должен был бы закончиться в 1955 году, когда при Хрущеве произошел резкий поворот к аскетичной индустриальной застройке. Должен был, но не закончился, поскольку у архитектуры есть специфическая инерционность: еще несколько лет продолжает строиться то, что спроектировано три, пять, даже десять лет назад.

Здания послевоенного десятилетия, до начала 60-х годов, очень важны для архитектуры харьковского центра. Можно критически относиться к идеологической подоплеке зодчества этого периода, но в Харькове и в эти годы работали отличные архитекторы и градостроители, которые грамотно делали свою работу. Здания, построенные в послевоенный период, до сих пор держат композицию многих важных узлов центра – площадей, пересечений магистралей, парков и скверов.

Исторический центр Харькова

Пройдем через центр. Начнем от въезда в старый центр от моста через реку Лопань. После войны конструктивистское здание Центрального универмага полностью перестроили и значительно расширили. Его торжественный фасад теперь занимает целый квартал Павловской площади. Между универмагом и Дворцом труда был возведен монументальный жилой дом со столичными магазинами в первом этаже.

Одновременно была заново застроена вся противоположная сторона площади – от великолепной дореволюционной гостиницы «Астория» до самой Лопанской набережной, поворот к площади Конституции закреплен подобием московской высотки, так называемой «Арешкинской башней» - по имени автора проекта. В архитектуре этого громадного дома московский триумфальный стиль удачно соединен с украинскими мотивами

Архитектура Харькова. Как строили исторические здания города в советское время, - ФОТО, фото-1

На противоположной стороне площади Конституции стоит великолепный дом харьковской мэрии, возможно, единственный во всей Украине послевоенный образец чистого стиля ар деко. Это именно ар деко, никаким классицизмом там и не пахнет: в композиции его фасадов нет ни колонн, на пилястр. Зато по фасадам развешаны рушники, между первым и вторым этажом – характерные «украинские» окна с восьмиугольным завершением, идущим от деревянной архитектуры.

Архитектура Харькова. Как строили исторические здания города в советское время, - ФОТО, фото-2

Этот мотив архитекторы в начале века считали непременным атрибутом украинского национального стиля. Кстати, такие же окна есть на здании бывшего Минтруда на углу улиц Жен Мироносиц и Мироносицкой. Так что и в 20-е, и в 50-е годы в Харькове велись поиски украинского национального стиля. Кстати, дома 30-х годов с такими же формами есть в Вене, но там считали, что это их, австрийские национальные формы.

Здание мэрии со времени постройки в 1886 году перестраивали дважды. Характерная кубическая башня появилась после перестройки начала 30-х годов. В войну здание сгорело, и то, что получилось в результате послевоенной перестройки, интересно хотя бы потому, что в это время и в Европе, и в Америке ширился "интернациональный стиль"

Об ар деко уже забыли думать, а советская архитектура в это время «донашивала» в основном разные варианты сталинского неоклассицизма. Перестройка Харьковского горсовета оказалась по-настоящему хороша и самобытна, ни у кого такого нет.

Улица Сумская и площадь Свободы

Дальше - улица Сумская, которая была сравнительно мало разрушена. На углу улицы Жен Мироносиц, напротив сквера Победы, стоит семиэтажный жилой дом авиазавода, спроектированный в сталинскую эпоху, но достроенный в 1957 году. В ходе строительства проект существенно упростили, и только до третьего этажа дом следует первоначальному проекту. Целый комплекс зданий послевоенного периода охватывает восточную сторону площади Свободы, примыкающую к Сумской.

Здесь, на месте довоенного конструктивистского ЦК партии, появилось здание обкома - теперь облгосадминистрации. Окружение для него создают бывший ПромстройНИИпроект на углу Сумской и площади Свободы, за «стекляшкой», и очень красивый дом института «Гипрококс» на углу главной улицы и большой площади. Северную ее сторону, вместе с «ПромстройНИИпроектом», образует старый корпус гостиницы «Харьков», когда-то конструктивистский. Ее проект получил в 1937 году Гран-при всемирной выставки в Париже. Сгоревшее в годы оккупации здание было восстановлено в характерном послевоенном стиле.

Архитектура Харькова. Как строили исторические здания города в советское время, - ФОТО, фото-3

Движемся дальше по площади. Перед нами Северный корпус университета. Он строился с начала 30-х годов, первоначально как Дом кооперации, но до войны не был достроен. Это третье гигантское модернистское здание, которое должно было завершить ансамбль правительственного комплекса, проект ленининградского академика Александра Дмитриева. Огромное здание достраивал после войны для размещения военной академии коллектив харьковских зодчих, также в формах сталинского триумфального стиля.

Архитектура Харькова. Как строили исторические здания города в советское время, - ФОТО, фото-4

Угол нынешних проспектов Независимости и Науки держит здание Национального медицинского университета, в основном построенное до войны, но отделанное, «переодетое» в многоколонную декорацию уже после войны. Автор – один из лучших харьковских архитекторов Виктор Эстрович. Он также спроектировал здание Рентгенинститута на Пушкинской (сейчас Институт медицинской радиологии).

Если присмотреться к деталям, можно увидеть изящный пример позднего ар деко, с необычными пропорциями сильно вытянутых колонн. Кстати, коринфские колонны вытянуты и на здании облгосадминистрации. 

Проспект Науки ведет от 30-х (Дом специалистов и корпуса «Нового быта» по левой стороне) и 50-х годов в застройку хрущевского периода - во времена Павлового поля и Новых домов. В 60-е - начале 70-х годов главный архитектор Харькова Игорь Алферов совершил профессиональный подвиг – не пустил убогую хрущевскую застройку в центр. От того времени остались редкие вкрапления – и там, где они есть, они везде портят градостроительную композицию. Это, например, дома на перекрестке улиц Гиршмана и Пушкинской, проваленный угол Привокзальной площади, один-два дома на улице Свободы.

Хрущевская эпоха дала центру только одну значимую постройку – киноконцертный зал «Украина» (1963). Он получился почти случайно: сначала планировали, что это будет открытая летняя музыкальная эстрада. Но потом ее перепроектировали, добавили стены - и все-таки почти две тысячи человек туда помещаются. Так Харьков получил остро необходимую концертную площадку, которая оставалась главной почти 20 лет, до открытия в 1991 году нового здания ХАТОБа

Из более-менее интересных объектов того времени надо вспомнить еще гостиницу «Интурист» (теперь «Националь» на проспекте Науки) – очень изящно нарисованный дом. Но в целом в это сложное для архитектуры время - в центре Харькова почти ничего не строили. С одной стороны, город на этом что-то потерял, но в архитектурном качестве среды – выиграл.

Советская эпоха заканчивается на брежневском «застое». Некоторое оживление наступает только с начала 70-х годов – инерция после отставки Хрущева была долгая. И первое, что надо отметить – это начало строительства оперного театра (1970) и метро (1975).

Театр проектировали киевляне, и, надо сказать, это один из лучших в мире театров послевоенного времени. Помню, как отозвался о нем всемирно известный украинско-канадский архитектор Радослав Жук. Он почувствовал, что крытая площадь перед ХНАТОБом – замечательный конденсатор городской культурной жизни. Действительно, там круглый год идут фестивали и выставки. Когда там играли увертюру Чайковского «1812 год» в оригинальной авторской редакции, площадь вместила два симфонических оркестра, армейский духовой оркестр, установку с колоколами и казацкие пушки.

ХНАТОБ подхватывает столичный архитектурный масштаб на полпути от старого центра до площади Свободы. К этой же эпохе относятся Дворец культуры ХТЗ – большой хороший современный театр, который, похоже, сейчас никому не нужен, и гостиница "Мир", в свое время хорошо поставленная на краю Саржина яра, но сейчас утонувшая в окружении новых жилых небоскребов.

Особенности стилей советской архитектуры в Харькове

Архитектура ни одного из вышеперечисленных периодов не была однородной – в каждом есть внутренние отличия. О 20-х и 30-х годах часто говорят как о харьковском конструктивизме, что чрезвычайно неточно. Конструктивизм тогда лет десять был в СССР доминирующим «революционным» методом, но при этом в Харькове чего и в каких только стилях не строилось. В 1925 году построили биржу (теперь корпус консерватории) на углу площади Конституции (тогда – Николаевской). Это революционный романтизм, в нем есть что-то такое могуче-средневековое. Замечательный дом треста «Донуголь» на Пушкинской, напротив синагоги. Там на фасаде две удивительные скульптуры Ивана Кавалеридзе, похожие на истуканов с острова Пасхи, но с отбойными молотками.

ХИСИ (бывший Госстрах) профессора Молокина – прекрасный дом, но тоже никакой не конструктивизм. Здание Минтруда (теперь экономфак университета Каразина) на углу Мироносицкой – суровая аскетическая архитектура, но одновременно поиски национального стиля.

Архитектура разная и богатая – столица могла много себе позволить. Загоспромье – это конструктивистские большие комплексы для работников Госпрома и Дома проектов. А по другую сторону площади, в начале улицы Артема (Алчевских) – дом “Красный банковец” в стиле австрийского ренессанса с готическими башенками и арками. Кстати, и Нацбанк на Театральном сквере построен академиком Бекетовым в стиле итальянского ренессанса, вернее, перестроен из двухэтажного дома. Он выглядит, кстати, достойнее созданного знаменитым архитектором Владиславом Городецким здание нынешнего Нацбанка в Киеве

Архитектура сталинского времени в этом смысле равномернее, монотоннее, ее легко отличить по использованию классических мотивов и ордера. В этот же период в композицию часто включают украинский орнамент, мотивы казацкого барокко, долженствовавшие напоминать об эпохе освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого.

Отличить хрущевскую эпоху от брежневской легко: первая характеризуется убожеством, потому что скромность понималась в буквальном смысле как бедность, а брежневская – хамоватой грубостью. Отвыкли за 20 лет архитектуру делать. Буквально повторять сталинскую архитектуру было не велено, а что делать –  непонятно. Западная архитектура того времени и в техническом отношении, и формально была недостижима – и тонко, и дорого.

Уникальность площади Свободы

Здания украинского правительственного комплекса на бывшей площади Дзержинского – самые крупные в мире реализации раннего модернизма. В межвоенный период в мире нигде ничего большего в современном духе не построили. По размеру это можно сравнить только с резиденцией британского короля в Нью-Дели, а по духу архитектуры – не знаю с чем. Качество новой архитектуры и понимание современности в Харькове необычайно высоки.

Госпром – гениальный комплекс, но таким же был и главный корпус университета, тогда Дом проектов. Его изуродовали после войны – хотели сделать сталинской высоткой, но потом при Хрущеве сильно упростили. На самом деле великий памятник там по прежнему “сидит” внутри. Если сбить с главного здания Каразинского университета накладные пилястры и нищенскую плитку, можно снова достать на свет Божий один из мировых шедевров современной архитектуры

«Серость» советской архитектуры Харькова

Во-первых, она совсем уже не серая, во-вторых, зря не любят. Архитектура 20-х – начала 30-х годов хотела быть серой и железобетонной. Это был сознательный аскетизм. Мы, архитекторы, эту серебристую серость старого Харькова очень любим – на самом деле это было строго и элегантно. Город начали раскрашивать в кокетливые цвета сравнительно недавно и, на мой взгляд, без должного обоснования и без особой нужды. Дама бальзаковского возраста не должна злоупотреблять макияжем, это выглядит неприлично. Не стоило красить в розоватый цвет бывшую "Асторию", шедевр северного модерна, которому сам Бог велел быть грустно-серым. Лучше бы восстановить ему оригинальные черепичные крыши.

Дом Cаламандры на Сумской всегда был светло-серый, почти белый, потому что цвет его стен был подобран под мраморные колонны первого этажа. К играм футбольного чемпионата 2012 года его перекрасили в зеленый цвет - зачем?

Париж серый – и это ни капли ему не мешает, он весь серый. Там если есть цвет, то это оттенок природного камня. Добавьте к этому немного рекламы, немного зелени, красиво одетых горожан – будет очень стильно. А у нас благородную каменную облицовку дома №1 на Сумской уже давно красят силикатной краской и, думаю, даже не догадываются, что портят первоклассный памятник

Интересные истории, связанные с архитектурными памятниками Харькова

Вот вам одна история, связанная с Госпромом. Его автор (и автор Дома проектов) Сергей Серафимов еще в дореволюционное время как ассистент-архитектор сотрудничал с академиком Дмитриевым на строительстве здания управления Южных железных дорог. Когда академика пригласили участвовать в заказном конкурсе на проект Госпрома, а Серафимова не пригласили, тот обиделся и прислал на конкурс проект без приглашения под девизом "Незваный гость". Этот-то проект и победил в конкурсе, оказавшись на голову выше всех остальных.

Читайте также: Голодомор в Украине: жуткие факты из дневника харьковчанина.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#архитектура #здания #Госпром #университет #площадь
Високі оцінки користувачів за Достовірність
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...