• Главная
  • Воскресная болтовня: зарплатный коллапс в Украине
15:28, Сегодня

Воскресная болтовня: зарплатный коллапс в Украине

Воскресная болтовня: зарплатный коллапс в Украине

С начала полномасштабной войны украинская экономика переживает исторический вызов — не только из-за разрушения инфраструктуры и роста дефицитов, но и из-за вопросов человеческого капитала, оплаты труда и мотивации ключевых специалистов.

Особенно острой ситуация для государственного сектора — медиков, учителей, бюджетников, военных. И если не будет системного ответа прямо сейчас, после победы Украину ждет уже не только восстановление, но и кадровая деструкция.

Сколько платят медикам?

Воскресная болтовня: зарплатный коллапс в Украине, фото-1

Для начала несколько цифр, показывающих положение дел.

Средняя зарплата медицинских работников в первом квартале 2025 года составила примерно 17,2 тысяч гривен. При этом средняя зарплата по экономике (за тот же период) достигла около 23,5 тысячи гривен.

Минимум для врачей государственных и коммунальных учреждений установлен постановлением № 28 с 1 января 2023 года — 20 000 грн для врачей (не интернов) и 13 500 грн для других работников медучреждений. Но на деле зарплата может быть меньше, а нагрузка наоборот больше.

Так, в зоне активных боевых действий для медиков могут быть доплаты до уровня около 40 000 грн. Но наши медсестры и врачи могут получать вдвое и втрое большую зарплату, не рискуя своей жизнью в Польше, Чехии, Германии и других странах Европы. И если до полномасштабного вторжения об эмиграции думало ограниченное количество людей, сейчас многие попробовали жизнь в ЕС, и многие готовы выезжать и это проще сделать, женщинам в первую очередь.

Сколько платят учителям?

Воскресная болтовня: зарплатный коллапс в Украине, фото-2

С учителями ситуация еще более патовая. Зарплата молодого специалиста около 9000 гривен, уборщик в супермаркете получает больше. Со всеми выслугами и квалификациями можно получить 17 500 грн, это меньше 400 евро, в то время как в Европе только помощник педагога получает от 1500 евро.

В Украине уже наблюдается острая проблема нехватки учителей. Социологи утверждают, что к 2030 году страна может не получить более 100 000 педагогов из-за оттока и старения кадров. Эта разница в оплате и условиях труда способствует оттоку молодых специалистов из образовательной сферы Украины и подрывает мотивацию оставаться в профессии, тогда как дефицит кадров только усугубляется.

Покупательная способность — больная смена

Но должно было сравнивать зарплаты с европейскими. Еще нужно сравнивать цены. Цифры зарплат нельзя оценивать отдельно от инфляции, девальвации и роста расходов, особенно в условиях войны и перехода к европейским стандартам.

По данным Национального банка Украины (НБУ) и аналитиков, инфляция в Украине за 2025 год должна упасть до уровня 8,7%, но это прогноз на конец года. Национальный банк Украины

В мае 2025 года цены на товары потребительской корзины выросли на 15,9% в годовом исчислении. Например,

  • Курятина 55-60 грн/кг (2021) 89-110 грн/кг (2025)
  • Яблоки 27-30 грн/кг (2021) 80-100 грн/кг (2025)
  • Мука 16-17 грн/кг (2021) 22-25 грн/кг (2025)
  • Масло 60 грн/литр (2021) 800 грн/литр (2025)
  • Капуста 11 грн/кг (2021) 28 грн/кг (2025)
  • Яйца 35-35 десяток (2021) 50-55 десяток (2025)

Учитывая высокие темпы роста цен в 2022-2024 годах и девальвацию гривны, покупательная способность гривни за несколько лет снизилась примерно в два раза. Минфин

Иными словами: даже если номинальная зарплата выросла, реальная — с учетом инфляции, роста тарифов, расходов на жилье, транспорт, энергоносители — для большинства работников государственной сферы — это падение. Человек может получать больше гривен, но купить меньше.

Война + европейские стандарты + ожидания - тревожное сочетание

Сегодня украинское общество живет не только в условиях войны. Оно сталкивается с тремя, часто параллельными, процессами:

  • Война. Постоянная неопределенность, физические и психологические перегрузки, фронтовые опасности. В таких условиях труд медика, военного, госслужащего должен быть чрезвычайно мотивирующим, ведь люди рискуют больше, чем в мирной жизни.
  • Европейская интеграция и мобильность. Молодежь, специалисты, работники государственного сектора — многие работали или работают временно за границей, имеют ли знакомых там. Увидели другой уровень жизни, другое отношение к общественно важной профессии, другие зарплаты, другую культуру государственного служения. Это создает контраст ожиданий.
  • Неравенство, коррупция, «жизнь мажоров». Если на фоне заявлений о героизме и служении государство платит мизер или среднюю цифру, в то же время верхушка государственного сектора (или частный сектор) живет лучше, это подрывает мотивацию, порождает отток кадров.

Особое внимание следует обратить на военных и ветеранов. После захода в армию или службы они получают достаточный уровень оплаты, социальных гарантий, понятной структуры. Вернувшись или переходя в гражданский сектор, они часто видят — зарплата ниже, система менее прозрачная, ожидания и условия гораздо хуже. Запрос на справедливость приобретает остроту.

Таким образом, кадровый кризис это не о «возможно», а о «реальности».

Система государственных профессий – медицина, образование, госуправление, оборона – сталкивается с дефицитом кадров. Частный сектор также говорит о нехватке кадров. Если не повысить оплату и не улучшить условия труда, риск «кадрового коллапса» становится реальностью.

Молодежь с экономической мобильностью не видит смысла оставаться, если увидела, что за границей аналогичная профессия — с более высокой оплатой, лучшими условиями, более высоким статусом.

У государства нет запасного "говорю". Как только ощутим массовый отток квалифицированных специалистов, последствия будут глубокими: снижение качества государственных услуг, рост неравенства, потеря социального капитала, уменьшение способности государства обеспечивать защиту и восстановление.

Что должно делать правительство уже сейчас?

Воскресная болтовня: зарплатный коллапс в Украине, фото-3

Просмотр системы оплаты труда. Не только повышение базовой зарплаты, а учет рисков, ответственности, регионального коэффициента (зоны боевых действий, фронтовые регионы), эффективной нагрузки. Например, для врача экстренной помощи или семейного врача в сельской местности — установить гарантированный минимум, адекватно отражающий ответственность и рынок труда.

  • Индексирование зарплат и гарантирование сохранности покупательной способности. В условиях инфляции и девальвации просто поднять гривны недостаточно. Надо регулярно пересматривать оплату, чтобы она не теряла реальную стоимость.
  • Конкурентность с частным сектором и зарубежьем. У молодежи есть выбор. Если государственный сектор не конкурирует по оплате и условиям, он потеряет тех, кто мог бы стать на государственную службу.
  • Прозрачность и справедливость. Это ключ. Если общество видит высокие зарплаты госслужащих, коррупцию, непубличные доплаты — это подрывает мотивацию тех, кто работает «с сорванным миром» — и во фронтовых условиях.
  • Поддержка мягкого перехода ветеранов в гражданский сектор. Все мы рассчитываем на то, что после победы ветераны вернутся в мирную жизнь — но возвращаются в условия, в которых зарплаты и статус ниже тех, к которым они привыкли. Правительство должно создать программы повышенной оплаты, переквалификации, государственных гарантий.
  • Стимулирование труда в приоритетных регионах и направлениях. Сельские районы, прифронтовые зоны – это места, где нужны специалисты. Добавки, жилье, служба – все это должно быть частью пакета мотивации.

Украина уже живет в несколько раз сложнее, чем до войны: не просто экономически, но социально и морально. Но — она также имеет уникальную возможность: быть более интегрированной с Европой, иметь мобильный человеческий капитал и мотивацию к переменам. Если сейчас не настроить оплату труда, условия для государственных специалистов, не сохранить и не усилить человеческий ресурс, то после войны мы можем стать свидетелями не бурного «возрождения», а «оттока» квалифицированных людей — именно тогда, когда.

Для государства это не просто бюджетная задача – это стратегическая задача. Ведь государственные служащие, медики, военные, педагоги – это не расходы. Это инвестиция в устойчивость, защиту и восстановление страны. И пока доллар (курс) почти не изменился, а гривна держится, это не значит, что все хорошо. Разница между номиналом и реальностью – вот настоящий вызов украинских зарплат в 2025 году.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#зарплаты #медики #учителя #правительство #цены
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити

Комментарии

Объявления