15:28, 6 листопада 2013 р.
Клейтон Шавьер: «Футбол - это просто кайф, который не передашь словами. Просто кайф»
Журналист Football.ua встретился на загородной базе "Металлиста" с одним из лучших центральных полузащитников украинского чемпионата.
- Клейтон, в Украине вы уже четвертый год. Если откровенно, серебро "Металлиста" на третий год вашего пребывания в Харькове – следствие силы "Металлиста" или слабости главного конкурента, "Динамо"?
- Вы правы – я здесь уже три с половиной года, так что знаю реалии украинского чемпионата не на словах. Но, считаю, наше серебро – следствие работы клуба, начиная от руководства, менеджмента и заканчивая футбольной командой, игроками. То есть, это, безусловно, плоды работы. Долгое время мы были третьими, дальше – вторыми, а сейчас уже лидируем в чемпионате. И это только наша заслуга.
- В чем "Металлист" стал сильнее, нежели три года назад?
- Первое и немаловажное – изменился менталитет каждого из работников клуба, в том числе игроков. То есть поменялась психология. Плюс, футболисты нынешнего "Металлиста" и игроки команды трехлетней давности – разные по своему уровню. Сейчас у нас более сильные исполнители, длиннее скамейка, а в целом – команда, которая может достигать результатов.
- Но вы вряд ли будете отрицать, что "Динамо" за три с половиной года вашего пребывания в Украине становится только слабее?
- Не буду. У "Динамо" действительно что-то происходит, но мы-то думаем о том, что происходит у нас. Мы каждый год привозим игроков, стараясь улучшить и состав, и игру. Там тоже привозят игроков топ-уровня, но происходит что-то непонятное.
- Кстати, у вас есть друзья-соотечественники в "Динамо"?
- Нет ни друзей, ни знакомых. Бразильцев из "Динамо" знаю только по именам: Дуду и Данило Силва.
- А из состава главного врага, "Днепра", поддерживаете с кем-то связь?
- Да, мы знакомы с Матеусом, так как в Бразилии он живет недалеко от моего родного города.
- Раз заговорили о "Днепре": подобные случаи, как с освещением на стадионе в Днепропетровске, ранее случались в вашей карьере?
- Нет. Сколько я играю, никогда ничего подобного не происходило.
- "Металлист" изначально избрал аргентинский вектор, и только потом переключился и на бразильцев. Евгений Красников объяснил в свое время это тем, что аргентинцы усердней отрабатывают в защите. Согласны?
- В какой-то степени он прав. Нам, бразильцам, нравится играть красиво, постоянно с мячом. Не секрет, что все аргентинцы, приезжающие к нам в бразильский чемпионат, чувствуют себя там отлично. Они ответственней относятся к игре без мяча, они – работяги. В этом вся разница.
- Вам пришлось сильно изменить свой стиль и манеру игры после перехода в "Металлист"? Возникли ли трудности с тем, что здесь нужно больше отрабатывать в защите?
- Да, мне определенно понадобилось время, чтобы привыкнуть к здешним требованиям. Но я не могу сказать, что пришлось прямо-таки менять тактику своих действий на поле. В Бразилии были тренеры, которые ставили меня на позицию опорного полузащитника, где я должен был не только подключаться к атакам, но и отрабатывать в отборе мяча. Но здесь мне пришлось многому научиться в игре без него.
- Мирон Маркевич буквально заставлял отрабатывать в защите Тайсона, который обижался на тренера. У кого-то из ваших соотечественников в "Металлисте" возникают подобные проблемы?
- Хм... Понимаете, у нас сейчас очень хороший состав и прекрасный коллектив. Мы знаем возможности друг друга идеально. Поэтому на поле у нас всегда есть игроки группы атаки, у которых остается больше сил на игру в защите. Другие же в это время экономят силы, чтобы идти в наступление.
- Как и в "Шахтере", роль украинцев в "Металлисте", мягко говоря, не такая значимая, как легионеров, и это является вектором развития обеих клубов. Представьте себя на секунду тренером: вы бы строили команду по принципу: бразильцы и аргентинцы атакуют, украинцы – защищаются?
- То, что я вижу – украинцы, досконально зная язык главного тренера, легче адаптируются к его требованиям в игре в защите тактически. Да и жесткость, отбор мяча, борьба – эти черты игры больше свойственны украинским исполнителям. Так что, пожалуй, да – украинцы у меня играли бы сзади, а латиноамериканцы атаковали бы. Думаю, неплохая стратегия, одна из лучших!
- Кто в Металлисте лучший из украинцев?
- Марко!
В этот момент Вадим Комардин посмотрел на журналиста и, не успев услышать следующий вопрос, который уже был у меня на устах, сказал "понял", вновь обратившись к Шавьеру. С короткого предложения было понятно, что его смысл был примерно таков: "Но ты же знаешь, что Марко – не совсем украинец?"Далее последовал ответ Клейтона:
- Знаю! Но давайте я лучше назову лучших в Украине?
- Любопытно.
- Ярмоленко и Коноплянка!
- И все-таки, Клейтон, не отстану: скажите, у кого из одноклубников-украинцев вы смогли чему-то научиться как игрок?
- Мне тяжело ответить на этот вопрос, но поверьте – мы смотрим на украинских футболистов, и многое от них берем. Я могу выделить Шилу (Олега Шелаева, которого Шавьер назвал именно так — "Шила"– прим. ред.). Это человек является для меня примером: его отношение к футболу, поведение на тренировках и дисциплинированность вызывают только уважение и восхищение.
- В заявке "Металлиста" 10 легионеров. На поле в чемпионате одновременно могут играть только семеро. Мирон Маркевич как-то признался, что бывает сложно объяснить футболистам, не попадающим в состав, почему они сегодня на скамейке. Обсуждаете ли вы в коллективе лимит на легионеров в Украине?
- Мы понимаем, что в Харьков нас, легионеров, приезжает энное количество, и все при этом едут играть, а не сидеть на скамейке. Да, мы все прекрасно осведомлены о правилах лимита. Но если вы спросите наше мнение, а я могу сказать от коллектива легионеров "Металлиста", то мы считаем, что для роста чемпионата лимит можно было бы убрать.
- Так ведь в Бразилии на поле в составе одной команды одновременно могут выйти только 3 легионера, а 8 игроков должны быть бразильцами, не так ли?
- Да. Вы правы.
- И вы за смягчение лимита в Бразилии?
- Я за то, чтобы лимита не было вовсе и в Бразилии! За годы своей жизни в футболе, я понял, что на поле должны играть лучшие, поэтому все эти лимиты только вредят.
- Вспоминая о вашей родине: вы наверняка постоянно заходите на бразильские футбольные сайты. Часто ли находили там видео своего шедеврального мяча "Черноморцу" с центра поля?
- Да (воодушевленно)! Тем более, сейчас, когда в Украине играет большое количество моих соотечественников, новости с участием бразильцев из украинского чемпионата, наши голы показывают и на телевидении все чаще. То же самое ребята говорят и об Аргентине.
- Как минимум, еще один ваш мяч тоже можно отнести к числу шедевров – пяткой через себя в ворота "Днепра". Понятно, что главное для вас – команда, но все же: насколько важно для вас получать удовольствие на поле от игры?
- Знаете, а футбол ведь – сам по себе вещь волшебная. Чтобы это ощутить на себе, нужно просто играть в футбол. Не важно, забиваешь ли ты, или как ты это делаешь, если все-таки забиваешь. Иногда комбинация в центре поля, удачно прошедший удобный пас или своевременная передача в твоем исполнении – и все – внутри тебя происходит что-то необъяснимое. Это просто кайф, который не передашь словами. Просто кайф, понимаете? Кайф.
- Понимаю! Представьте, что вы скаут, который наблюдает за Клейтоном Шавьером со стороны. Что бы вы написали в общей краткой характеристике этого футболиста?
- (Смеется) Хороший и тяжелый одновременно вопрос! Главный месседж этой характеристики выглядел бы примерно так: "Этот парень имеет светлую голову на плечах, он достаточно трудолюбивый, с хорошим виденьем поля и отличной передачей".
- Клейтон, а как же минусы? Нужно же указать и на них, чтобы трансфер дешевле обошелся покупателю?
- Как и в жизни, по которой я иду с улыбкой, бывает, часто улыбаюсь и на поле. Может, это и есть минус (улыбается).
- Какая была бы трансферная стоимость этого футболиста?
- Да так просто и не скажешь. Все зависит от возраста игрока и от его возможностей на данный момент. При этом нужно просчитать, будет ли расти он дальше, можно ли заработать на его трансфере в будущем.
- Считаете ли вы, что в Харькове вы прогрессируете как игрок все эти годы? Или приехали сюда, грубо говоря, уже умея все на поле?
- Все ли я уже умел? Точно нет. Человек учится всегда. С каждым новым днем, матчем или телетрансляцией топ-поединков ты чему-то учишься и берешь для себя что-то нужное. Думаю, игроков, умеющих все, просто не существует.
- Мирон Маркевич позволяет футболистам импровизировать на поле, или, может, все расписано до мелочей еще до игры?
- Нет, наоборот – тренер всегда просит игроков группы атаки импровизировать на чужой половине поля, ближе к штрафной площади соперника. Наставник указывает на то, что каждый из нас должен в полной мере стараться проявить все свои умения. Но при этом никто не имеет права забывать, что эти действия должны ориентироваться на пользу для команды, а не удовлетворения личных амбиций. В общем, все должны проявлять индивидуализм, играя при этом на команду.
- 15 мячей и 6 результативных передач в прошлом чемпионате позволяют назвать прошедший сезон лучшим для вас в Украине?
- Да. Можно так сказать. Но здесь больше сказываются не мои личные показатели, а командные успехи.
- Интересно, что ваши личные показатели до этого времени улучшаются с каждым годом (9, 11 и 19 голов в каждом из трех сезонов (с учетом ЛЕ). Каким образом ваши футбольные показатели являются следствием все лучшей адаптации к жизни в нашей стране?
- Это немаловажный фактор. Каждый день своего пребывания в Украине я чему-то учусь, привыкаю к новому. Наверняка, это влияет на мою игру. Кстати говоря, в продолжение темы о том, чему я научился как футболист в Украине. Так вот – раньше я попросту не играл в штрафной площади соперника, избегал этого участка поля. Сейчас я же забиваю даже головой!
- За все время в "Металлисте" вы играли и под нападающим, и ниже – в опорной зоне. Где вам удобней?
- Особой разницы это не имеет. Я всю жизнь играю в центре поля – чуть выше, чуть ниже – это не принципиально. Зона между защитой и нападением – это все мое. И мне здесь комфортно.
- А как делили позиции в "Палмейрасе" с Диего Соузой?
- Диего играл всегда выше меня. Если я играл в опорной зоне, Диего играл на позиции плеймекера. Если же плеймейкера играл я, он вообще действовал в нападении.
- С кем из партнеров по центру поля у вас налажено наилучшее взаимопонимание в "Металлисте"?
- Наверное, это все же Эдик. Самое большое количество игр в центре я провел именно с ним.
- "Эдик"? Вот так вот, по-украински, вместо "Эдмар"?
- Ну, мы его зовем "Эдик" (улыбается).
- В Украине есть вещи, которые удивляют вас до сих пор?
- В футболе?
- В быту!
- Так как у нас разные страны по менталитету и отношению к жизни люди, меня каждый день что-то удивляет в Украине. Я постоянно вижу на улице то, что для меня непривычно. Но сейчас у меня растет сын, поэтому он – мое главное каждодневное удивление.
- Последний случай или вещь, которая удивила вас в нашей стране?
- То, что произошло в матче с "Днепром", меня крайне удивило (смеется)!
- Естественный процесс, когда люди дружат группами, зависимо от знания языка, взглядов на жизнь, и так далее. Бразильцы, аргентинцы и украинцы за пределами поля дружат отдельными группами?
- Нет. Мы всегда и все между собой общаемся. Дело в том, что 95% из нас – семейные люди, поэтому свое свободные время все пытаются уделить родным. Когда же мы сами, то встречаемся и общаемся вне зависимости от национальности.
- Кстати, Клейтон, Александр Горяинов вчера сказал, что во время двухсторонок побаивается идти в борьбу с Моледо. Он такой жесткий парень?
- (Заливаясь смехом после перевода) Нет, он хороший и добрый пацан. У него просто лицо злое (продолжаетсмеяться)!
- Легионеры часто воспринимают украинские клубы как трамплин в топ-клубы Европы. А вы?
- Что касается бразильцев, это действительно так. Но что касается лично меня, то я уже говорил, что единственное место, куда я уйду отсюда, это Бразилия, когда буду возвращаться домой, если придет такое время.
- Вам 30 лет. Остаются ли мечты о сборной Бразилии или топ-клубе Европы?
- Раньше их было много. Сейчас, конечно, их меньше. Тем более, чемпионат мира приближается, а мне 30 – есть много ребят, которым нужно дать шанс, у которых все только начинается. Увы, со мной уже все ясно.
- Тенденция последних лет такова, что бразильцы возвращаются в родной чемпионат, чтобы быть ближе, на виду у главного тренера сборной. У вас не было идеи вернуться ради этого?
- И когда я уезжал из Бразилии, и во время пребывания в "Металлисте" мне неоднократно говорили о том, что лучше быть на родине, на виду у тренера. Мне говорили, что он не так давно присматривался ко мне. Но… мне важно хорошо делать свою работу. Здесь, в Украине. Для этого есть все условия и возможности. А дальше – вызовут – не вызовут – это такое дело. Сейчас важно выполнять работу, а не быть у кого-то на виду.
- Контракт с "Металлистом" у вас действителен до 2017 года. Собираетесь отработать до конца, ведь вам будет уже далеко не 25, скажем так?
- Я уверен, что у меня хватит сил и желания. До 2017 года – легко!
- Как вы считаете, чего смог бы добиться сегодняшний "Металлист" в Лиге чемпионов?
- Представлять, как бы было, не хочется. Никто не знает своего будущего. Но то, что продвинулись бы по турниру достаточно далеко – наверняка. Мы готовились к этому и проделали очень большой объем работы. Плюс, весь клуб ментально, в своих головах, был готов к Лиге.
- То есть в том, что прошли бы "Шальке", даже не сомневаетесь?
- Видя игру ПАОКа против Шальке, и примеряя на себя этого соперника по опыту игры с греками, можно предполагать, что мы имели бы прекрасные шансы добыть позитивный результат.
- Лига чемпионов обязательно придет, если "Металлист" проведет нынешний чемпионат не хуже предыдущего. Кого считаете главными конкурентами за чемпионство?
- Во-первых, это "Днепр". Во-вторых, "Шахтер". В этих командах есть сила и возможность выиграть чемпионат.
- И ни слова о "Динамо" в этом контексте?
- Ну, они не выглядят сегодня так, как должен выглядеть возможный чемпион. Единственное – не нужно забывать о длинной зимней паузе в Украине. За это время команда может измениться до неузнаваемости.
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
Спецтема
Оголошення
19:02, 10 грудня
13:51, 8 грудня
05:49, 3 грудня
19:02, 10 грудня
live comments feed...