Самоубийство на сцене и дружба с Чайковским: история скандальной артистки Евлалии Кадминой, - ФОТО
4 ноября 1881 году в Харькове на глазах у зрителей счеты с жизнью свела великая оперная певица и актриса Евлалия Кадмина. Ее талантом восхищался Петр Чайковский, а жизненный путь артистки стал источником вдохновения для Ивана Тургенева, Александра Куприна, Николая Лескова и Александра Суворина. Редакция 057 решила рассказать историю жизни этой эксцентричной и неоднозначной творческой личности.
1 октября 1853 года в Калуге родилась Евлалия Кадмина. Девочка росла в семье цыганки и малограмотного купца. Евлалия с самого детства отличалась нелюдимым и своенравным характером. Все свободное время она проводила за книгами в одиночестве.
Отец Евлалии чувствовал, что девушку ждет большое будущее, поэтому отправил ее учиться в Елизаветинский институт. Евлалия Кадмина должна была стать гувернанткой, во всяком случае именно этому она обучалась в институте благородных девиц. Однако судьба распорядилась по-другому. В 1870 году девушка выступала на очередном концерте, который устраивали в институте. Там ее пение заметил директор московской консерватории Николай Рубинштейн. Он не только поспособствовал поступлению девушки в консерваторию, но и помог получить стипендию.
В консерватории Кадмина стала всеобщей любимицей. Будущая звезда обладала необычным голосом - бархатным меццо-сопрано. Петр Чайковский говорил, что Евлалия могла эмоционально окрашивать звук. Специально для нее композитор написал музыку к весенней сказке Александра Островского «Снегурочка». Помимо этого, Петр Ильич посвятил ей свой романс «Страшная минута».
Евлалия окончила консерваторию с серебряной медалью и стала солисткой Большого театра. Артистка сразу стала объектом всеобщего восхищения. Чайковский говорил:
«Смотря на мастерскую игру молодой певицы, слушая ее глубоко прочувствованное пение, никак не верилось, что это была артистка, еще впервые появляющаяся на подмостках публичного театра".
Несмотря на успех, не все ожидания Евлалии Кадмины оправдались. В Большом театре вместо обещанных 55 спектаклей за один театральный сезон ей дали только 30 за два. Певице пришлось переехать в Мариинский театр в Петербург. Тут она продолжает успешно выступать и устраивать скандалы за кулисами. Прима обладала скандальным и капризным характером. Девушка могла порвать контракт, сорвать спектакль, избить журналиста или запустить в сотрудника театра зонтик. Евлалия осознавала невыносимость своего характера, поэтому однажды даже подписалась как «Сумасшедшая Евлалия».
В Петербурге певица долго не задерживалась и отправилась в Италию, где ее снова ждал оглушительный успех. Там Евлалия училась петь партии не меццо-сопрано, а сопрано. За все время она успела выступить в Милане, Неаполе, Турине и Флоренции. Однажды Евлалия Кадмина сильно заболела. Так она познакомилась с врачом Эрнесто Фальконе, с которым у неё возник роман. В 1877 году они поженились, а через год вместе переехали в Киев.
Читайте также: Подземные реки, местные призраки и разлом земной коры: история Саржиного яра, - ФОТО.
В Киеве у артистки начались проблемы в личной жизни. Итальянский муж начал ревновать супругу к большой сцене. Через некоторое время они развелись, а Евлалия переехала в Харьков. Здесь прима постепенно осознавала, что теряет голос. В связи с этим артистке предложили попробовать себя в роли драматической актрисы. В Харьковском театре она играла Офелию в шекспировском «Гамлете». Зал аплодировал стоя, а занавес поднимали снова и снова. В то же время девушка познакомилась с местным офицером. У них возник краткосрочный роман, но вскоре он ушёл к богатой невесте. Евлалия осталась подавленной и разбитой в одиночестве.
4 ноября 1881 года в Харьковском театре ставили пьесу Александра Островского «Василиса Мелентьева». Именно на этот спектакль решили прийти бывший возлюбленной со своей невестой. Доиграв первый акт, Евлалия Кадмина вернулась в гримерную, нашла коробку спичек, отломала от них фосфорные головки и запила их чаем. Едва выйдя на сцену, Евлалия побледнела и бессильно рухнула на пол. Через шесть дней артистки не стало. Это самоубийство вызвало много откликов у деятелей искусства. Под впечатлением трагической смерти актрисы были написаны повесть Ивана Тургенева «После смерти», рассказы Александра Куприна «Последний дебют», Николая Лескова «Театральный характер», пьесы Александра Суворина «Татьяна Репина».
О смерти Евлалии Петр Чайковский писал:
«О смерти Кадминой я узнал уже в Киеве из газет. Скажу вам, что это известие меня страшно огорчило, ибо жаль талантливой, красивой, молодой женщины, но удивлён я не был. Я хорошо знал эту странную, беспокойную, болезненно самолюбивую натуру, и мне всегда казалось, что она добром не кончит».
Похоронена выдающаяся артистка в Харькове на 13-м кладбище. На ее надгробии написано: «Евлалия Павловна Кадмина — знаменитая актриса».