Теневая сторона госзакупок в Украине и Европе: коррупционные схемы и растрата средств, - ФОТО
Мы разбирались, какие коррупционные схемы используют при проведении госзакупок в Украине и как проходят тендерные процедуры в странах Европы.
С 2016 года в Украине заработал сайт госзакупок «Prozorro». С тех пор эта система стала обязательным инструментом для госучреждений.
Система «Prozorro» получила международную премию в сфере публичных закупок Public Sector Procurement Award за создание и внедрение электронной системы с уникальной архитектурой.
Но, несмотря на то, что одним из основных принципов «Prozorro» является прозрачность и открытость, у системы есть и «теневая» сторона
Система открыта для мониторинга любых пользователей и любой житель Украины может узнать, куда и на что тратятся деньги из бюджета конкретного города или правительства.
Интерфейс сайта очень простой – на главной странице есть строка поиска, где можно найти тендеры по ключевым словам – исполнителю, заказчику или названию услуги.
Пользователи могут узнать, кто участвовал в тендере, какие суммы были предложены за выполнение услуг, а также название фирмы-победителя.
Также в открытом доступе выкладываются договора, заключенные между двумя сторонами.
Если кто-то из участников считает, что тендерная процедура прошла с нарушениями, он может подать жалобу, которая будет рассмотрена экспертами.
Основные цели «Prozorro»:
- Системное предотвращение коррупции;
- Прозрачность всего тендерного процесса;
- Недопустимость дискриминации заявок;
- Объективная оценка тендерных заявок;
- Переход на электронный документооборот;
- Полная отчетность и анализ всех государственных закупок;
- Широкое привлечение общественности.
Но даже такая удобная, на первый взгляд система, не может полностью искоренить коррупцию, которая процветала в Украине долгие годы.
Завышение цен на тендерах харьковскими КП
В Харькове за последние полгода КП «Харьковский зоопарк» провело ряд подозрительных тендеров на сайте «Prozorro» по завышенным ценам.
В феврале 2019 года прокуратура Харьковской области начала расследовать закупку овощей и фруктов Харьковским зоопарком по завышенным ценам.
Как сообщили в пресс-службе прокуратуры в Харьковской области, должностные лица зоопарка заключили договор с одним из ЧП по закупке фруктов и орехов на общую сумму 3 млн. 264 тыс. грн.
"По предварительным данным следствия, цены на еду для животных, предусмотренные договором, значительно превышающим рыночные. В частности, мандарины и апельсины планировалось закупить по 95 грн. за килограмм, лимоны - по 110, киви - по 160, яблоки - по 35 грн. за килограмм" - рассказали в прокуратуре.
Данные внесены в Единый реестр досудебных расследований по ч. 1 ст. 14 ч. 3 ст. 191 УК Украины.
Также в феврале этого года прокуратура начала расследование по поводу закупки представителями зоопарка сена по завышенным ценам.
Среди последних подозрительных тендеров Харьковского зоопарка стоит отметить закупку «золотые» яйца.
За покупку 15 000 яиц Харьковский зоопарк собирается потратить 40 500 гривен.
Исходя из запрашиваемой суммы, стоимость одного десятка составляет 27 гривен.
Отметим, что сейчас десяток яиц в супермаркете стоит около 12-14 гривен.
Как отмечает харьковский антикоррупционер Евгений Лисичкин, также по завышенным ценам закупали деревья для сада Шевченко, Харьковский метрополитен проводил тендер на поставку подшипников (по этому факту открыто уголовное производство), а харьковские депо покупали списанные чешские трамваи и троллейбусы.
Занимается расследованием завышения цен и Национальное антикоррупционное бюро Украины.
Как отмечают в пресс-службе Харьковского территориального управления НАБУ, детективы занимаются коррупционными преступлениями, совершенными топ-чиновниками – Министрами, их заместителями, депутатами и т.д.
В первую очередь, детективы оценивают причиненный ущерб. Речь идет не о сумме договора, а о вреде, нанесенном государству.
Среди дел, которые находятся в юрисдикции НАБУ, - «дело рюкзаков» Авакова, закупка топлива для Минобороны по завышенным ценам и т.п.
Преимущества и недостатки «Prozorro»
Харьковский антикоррупционер Евгений Лисичкин отмечает, что с появлением системы «Prozorro» стало больше информации, появилась возможность подгружать больше файлов насчет тендерных предложений, документации об участниках торгов и т.д.
Но заметной конкуренции на крупных тендерах, связанных с ремонтами или реконструкцией, особо не прибавилось. У заказчиков в Харькове и области остались свои «фавориты»
«В большинстве тендерах нет конкуренции, участие в них принимают связанные между собой участники. Заказчики манипулируют ожидаемой стоимостью, выставляя заметно более высокую цену, а участники знают об этом и не снижают ее во время аукциона. Фактически тендер проходит, но сумма на услугу будет завышена. Потому что изначально заказчик выставил ожидаемую стоимость гораздо выше рыночной цены конкретных товаров», - отметил Евгений Лисичкин.
Он добавляет, что заказчики часто пытаются провести закупки без аукциона.
Основные схемы при завышении цен харьковскими КП
Харьковский антикоррупционер отмечает такие виды схем при проведении тендеров:
- завышение ожидаемой стоимости;
- связанные с заказчиком участники (часто работники КП получают подряды в своих частных фирмах, являясь их собственниками);
- отклонение заказчиками невыгодных участников по надуманным поводам.
По словам Лисичкина, не каждый участник пойдет в Комиссию антимонопольного комитета, чтобы обжаловать отклонение своей кандидатуры. За эту процедуру нужно заплатить 5000 гривен.
«Вместо того, чтобы подписать договор, сделать ремонт или предоставить другие услуги, участников фактически заставляют доказывать очевидные вещи», - отметил Лисичкин.
Кроме того, он добавил, что тендерная документация прописывается под «своих» участников.
Это одно из нарушений, которое не стимулирует участвовать в тендере фирмы из других областей
«Также нельзя сказать, что бизнес активно включился в госзакупки. Это сфера, связанная с отчетами, и повышенным вниманием к фирмам-подрядчикам правоохранительных органов. Эти моменты останавливают бизнесменов, они не заинтересованы работать с государственными и коммунальными деньгами», - отметил антикоррупционер.
Евгений Лисичкин подчеркнул, что Государственной аудиторской службе нужно больше реагировать на подобные ситуации.
«Полиция открывает уголовные производства по факту завышения стоимости, когда уже есть акты выполненных работ или поставки товаров. Как такового мониторинга системы нет», - сказал антикоррупционер.
Он подчеркнул, что нет и ответственности у заказчиков перед законодательством по поводу того, что они прописывают документацию для «своих» участников и проводят тендеры с заведомо известным результатом.
Европейский опыт
В каждой стране Европы есть свои этапы и подходы к проведению электронных тендеров.
В рамках ЕС действуют платформы для электронных закупок, которые используются для приобретения различных товаров.
Основная задача госзакупок – налаживание эффективного сотрудничества компании с ее партнерами, построением прозрачных, взаимовыгодных и долгосрочных отношений с надежными поставщиками.
Проведение закупок на электронных площадках затрудняет коррупционные действия сотрудников заказчиков (менеджеров среднего и низшего звена).
Госзакупки могут проводится в формах открытого, закрытого тендера и процедуры переговоров
Формат переговоров всегда носит приватный характер, участниками становятся все потенциальные поставщики, чьи предложения были рассмотрены и приняты закупщиком.
Госзакупки проводятся в странах ЕС двумя способами — централизованным и децентрализованным.
В случае централизованных закупок создается единая центральная база, где собраны заявки на требуемые товары от всех подразделений.
Во втором случае каждое подразделение компании (департаменты, министерства и т.д.) проводит самостоятельные закупки согласно собственным потребностям. Для этого они создают отдел, занимающийся закупками.
Например, во Франции создают специальные комиссии, которые выборочно проверяют правильность заключения контрактов.
Каждое ведомство и местный орган власти формируют собственное подразделение по закупкам, в функции которого входит заключение контрактов и контроль их исполнения.
Преимущества электронного аукциона:
- Возможность заключить контракт по более низкой цене по сравнению с начальной. Информация об участниках является конфиденциальной;
- Возможность привлечь к организации и проведению закупки специализированную организацию;
- Отсутствие риска того, что к заказчику возникнут претензии относительно тех функций, выполнение которых обеспечивается оператором электронной площадки (прием заявок, их регистрация, возврат обеспечения заявок, хранение электронных документов).
Недостатки аукциона:
- Риск нарушения процедуры проведения аукциона из-за технических сбоев на электронной площадке по независящим от заказчика причинам;
- Существенный риск возникновения претензий в связи с ошибками в ходе процедуры из-за ее сложности и многоэтапности;
- Невозможность гарантировать заключение контракта с участником, предлагающим товары оптимального качества.
Великобритания
В системе госзакупок Великобритании определен открытый конкурс, который часто используется для закупки товаров.
Не допускаются переговоры с претендентами – все заинтересованные стороны могут подать заявку на тендер.
Также предусмотрен конкурс с ограниченным участием. Все заинтересованные стороны (не менее 5) могут подать заявку на участие, а допущены будут только те, кто будет удовлетворять критериям отбора.
Закупка проходит в форме конкурентного диалога. Все заинтересованные стороны (не менее трех) могут принять участие торгах по контракту, но допущены будут только те, кто удовлетворяет критериям отбора соответствующего органа власти, после чего с ними будет открыт диалог.
Во время диалога претенденты могут индивидуально обсудить все аспекты договора с уполномоченным органом. Решения принимаются на основе идей и предложений, выдвинутых претендентом.
После того, как стороны пришли к решению, остальным участникам тендера предлагается представить окончательную заявку.
Контракт заключается в следующих случаях:
представлена самая низкая цена;
предложена экономически выгодная цена и качественные характеристики.
Польша
В Польше тоже нередки случаи коррупции при проведении госзакупок.
Как отмечают польские эксперты, одна из самых частых практик коррупционеров – очень детальное описание предмета закупки.
Можно его так подробно описать, что только одна фирма будет отвечать предъявляемым требованиям, и только она будет участвовать в конкурсе
По словам экспертов, с формальной точки зрения это не является коррупцией. Но такие ситуации сводят конкуренцию на нет, а значит, уменьшают эффективность тендеров.
В случае подозрений о нарушениях в процессе госзакупок, заинтересованные стороны могут обратиться в Государственную апелляционную палату, которая рассматривает такие жалобы.
Решения этого органа доступны для широкого круга предпринимателей, которые могут позже на них ссылаться. Решение Государственной апелляционной палаты может быть обжаловано в суде.
Контролируют проведение госзакупок в Польше такие органы:
- Управление государственных закупок;
- Высшее ревизионное управление;
- Региональные счетные палаты;
- Центральное антикоррупционное бюро;
- Прокуратура;
- Полиция.
Проводить госзакупки заказчики могут в рамках переговоров с публикацией уведомлений или без них, а также осуществлять закупки из одного источника.
Объявления о проведении госзакупки обязательно размещаются в бюллетенях публичной информации на официальных сайтах госучреждений и органов местного самоуправления.
Молдова
В апреле 2017 года в Молдове в тестовом режиме заработала электронная система госзакупок «M-Tender» на базе сайта «Prozorro».
Система работает по принципу «все видят всё», когда любой житель Молдовы может самостоятельно воспользоваться системой и проверить, как проводятся госзакупки.
Эксперты утверждают, что возможность проведения коррумпированных тендеров минимизирована.
Систему тестировали в течение года, а в 2018 году она стала обязательной для использования всеми государственными учреждениями.
До того, как была введена электронная система «M-Tender», госзакупки проводились с нарушениями.
«Когда компания по разным причинам не очень заинтересована в завершении своих обязательств по контракту, никто не обладает рычагами влияния. Мы также отметили случаи, когда контракты исполнялись с отклонениями от изначальных договоренностей. В контракте написано одно, а в реальности делается совсем другое», — отметила нынешний Министр юстиции Молдовы Олеся Стамате.
Эксперты отмечают, что проблема заключается в низком уровне ответственности или скрытом интересе властей, которые негативно влияют на использование публичных денег и пытаются скрывать информацию.
И в Украине, и в Европе действуют системы электронных государственных закупок. Несмотря на то, что их основная задача направлена на борьбу с коррупцией, чиновники находят «лазейки» и способы, как обойти правила тендерных процедур.
Самые распространенные схемы — заключение договоров со «своими» фирмами и отклонение предложений невыгодных участников. Все эти действия направлены на завышение цены, т. е. растрату бюджетных средств.
Нарушениям в сфере госзакупок следует уделять более пристальное внимание, а для борьбы с коррупцией необходим системный подход.
Читайте также: Харьковский горсовет потратит 750 тысяч гривен на ремонт переговорной комнаты.