• Головна
  • От малогабаритной стиральной машинки до мощнейшего турбогенератора: история завода «Электротяжмаш», - ФОТО
«Совковый» Харьков
19:05, 20 червня 2019 р.

От малогабаритной стиральной машинки до мощнейшего турбогенератора: история завода «Электротяжмаш», - ФОТО

«Совковый» Харьков

Мы продолжаем серию историй харьковских заводов, и сегодня редакция сайта 057 вам расскажет об одном из самых знаковых и важнейших предприятий не только для Харькова, но и для всей Украины.

История завода «Электротяжмаш» начинается почти через год после окончания Второй мировой войны, когда «совок» только отходил от последствий разрушительных событий на своей территории.

В тему: история самого мощного танкового завода Украины, повлиявшего на две мировые войны.

Работа завода во времена СССР

От малогабаритной стиральной машинки до мощнейшего турбогенератора: история завода «Электротяжмаш», - ФОТО, фото-1

Именно апрель далекого 1946 года считается стартовой точкой отсчета истории знаменитого харьковского предприятия, поскольку тогда правительство «советов» подписало указ о строительстве в Харькове на базе авторемонтных мастерских «Харьковского электротягового завода» (ХЭТЗ).

В первый месяц зимы 1947 года на заводе выпустили первый тяговый электродвигатель под названием ДК 304Б, предназначенный для магистрального тепловоза ТЭ-1. В это же время заводом осваивалось производство электрических аппаратов, а также вспомогательных электрических машин и тепловозных генераторов. И уже через два года, а именно в 1949 году на заводе изготовили первые образцы тех самых тепловозных генераторов. Серийно же их начали производить в 1950 году. Именно с этого периода «Харьковский электротяговый завод» начал заниматься комплектной поставкой электрооборудования, при этом став единственным в «совке» предприятием, которое разрабатывало и поставляло тяговые электропередачи тепловозов.

От малогабаритной стиральной машинки до мощнейшего турбогенератора: история завода «Электротяжмаш», - ФОТО, фото-2

В 1953 году предприятие переименовали на «Государственный Союзный Харьковский завод тепловозного электрооборудования».

1954 год ознаменовался тем, что одновременно с производством тепловозного электрооборудования харьковский завод начал производить турбо- и гидрогенераторы, а уже через четыре года на предприятии освоили и начали выпускать прокатные двигателя постоянного тока. Стоит отметить, что также в 1954 году завод изготовил три первых гидрогенератора подвесного типа, которые имели мощность 15 МВт (мегаватт - ред.), а предназначены они были для Эзминской ГЭС. Также на заводе освоили производство турбогенераторов для АЭС и ТЭС.

Уже через год «Государственный Союзный Харьковский завод тепловозного электрооборудования» изготовил четыре первых гидрогенератора, которые имели мощность 52 МВт, а предназначались они для Каховской ГЭС.

В декабре 1958 года на харьковском заводе произвели первый турбогенератор, мощность которого уже была 200 МВт. Стоит отметить, что в нынешнее время этот турбогенератор до сих пор работает на Северной ГРЭС, расположенной в Азербайджане.

Июль 1959 года также является знаковым периодом в истории завода, поскольку именно тогда он получил имя «Электротяжмаш», которое носит и спустя 60 лет. В этот же год харьковское предприятие выпускало тяговые генераторы и электродвигатели для тепловозов ТЭ-3.

От малогабаритной стиральной машинки до мощнейшего турбогенератора: история завода «Электротяжмаш», - ФОТО, фото-3

Однако в конце зимы (февраль) 1961 года Совет Министров УССР выдал постановление, в котором предприятию присваивалось расширенное название, а именно Харьковский завод «Электротяжмаш» имени В.И. Ленина.

В 1962 году харьковский завод изготовил первый турбогенератор типа ТГВ-300, который имел мощность 300 МВт и непосредственно водородное охлаждение, а уже через три года на заводе произвели турбогенератор мощностью 500 МВт типа ТГВ-500 с водородно-водяным охлаждением.

В июле 1966 года «Электротяжмаш» был удостоен высшей «совковой» награды, а именно ордена Ленина за достижение высоких технико-экономических показателей работы.

Декабрь 1970 года стал настоящим прорывом и скачком для харьковского завода, поскольку именно тогда там изготовили уникальный турбогенератор, который имел мощность 1000 МВт.

В 1987 году предприятие выпустило первую малогабаритную стиральную машинку, которая получила ласковое название «Харьковчанка».

Работа завода во времена независимой Украины

Через год после обретения Украиной независимости на «Электротяжмаше» начали производить электрооборудование и электродвигатели для трамваев, троллейбусов, а также крупногабаритных автомобилей. Уже в 1994 году завод освоил производство двигателей для электровозов, а электрооборудования, предназначенного для дизель-поездов и дизель-электростанций. 1995 год ознаменовался тем, что на предприятии создали турбогенератор мощностью 120 МВт, который имел воздушное охлаждение.

В начале нового тысячелетия разработан (2001 год) и выпущен (2002 год) первый тяговый электродвигатель АД-914, который предназначался для работы на электровозах ДС-3 (совместное производство днепровского и немецкого предприятий «Электровозостроение» и «Siemens»).

Для модернизации легендарного белорусского самосвала БелАЗ в 2003 году на харьковском заводе изготовили синхронный генератор ГС 552У2. В течение года (с 2003 по 2004) завод разработал, а затем поставил ОАО ХК «Лугансктепловоз» 30 комплектов электрооборудования, которое предназначалось для тепловозов ТЭ-114 мощностью 2450 лошадиных сил, поставляемых в Ирак. Также в 2004 году на «Электротяжмаше» разработали и произвели комплект современного тягового оборудования для первого украинского пассажирского магистрального тепловоза ТЭП-150 (произведен ОАО ХК «Лугансктепловоз»).

Уже через год после этого на заводе был изготовлен, а затем и поставлен все тому же ОАО ХК «Лугансктепловоз» комплект электрооборудования для первого украинского маневрового тепловоза ТЭМ-103. Вдобавок завод произвел один синхронный генератор ГС 549УХЛ2, предназначенный для передвижной электростанции производства ОАО «МоторСич» из Запорожья. К тому же на заводе завершили изготовление головного турбогенератора ТГВ-250-2ПТ3 для АЭС под названием «Кайга-3», которая находится в Индии.

Декабрь 2006 года ознаменовался тем, что на «Элктротяжмаше» изготовили первый тяговый электродвигатель ЭДП 810, который предназначался для электровоза 2ЭС6 ООО «Уральские локомотивы».

В период с 2006 по 2008 год харьковский завод произвел первый оборотный гидрогенератор-двигатель СВО1255/250-40, предназначенный для Днестровской ГАЭС. Также на предприятии восстановили и отгрузили на Ташлыкскую ГАЭС первый статор гидрогенератора-двигателя СВО1190/210-44. Вдобавок заводские рабочие модернизировали два гидрогенератора СГК538/160-70М для Киевской ГЭС и такое же количество гидрогенераторов СГК2538/160-70М для Каневской ГЭС, а также первый гидрогенератор СВ1500/110-116М для Днепродзержинской ГЭС.

К тому же в этот промежуток времени были изготовлены девять тяговых электродвигателей, которые предназначались для электровоза 2ЭС4К Уральского завода транспортного машиностроения, а тендер на их поставку харьковский завод выиграл у ведущих предприятий из РФ. Ну и напоследок в эти года предприятие начало изготавливать главный образец турбогенератора ТГВ-325-2АУЗ для ТЭС "Аксу" (Казахстан), а также приняло участие в выполнении Госпрограммы, целью которой было обновление парка троллейбусов и трамваев Украины.

От малогабаритной стиральной машинки до мощнейшего турбогенератора: история завода «Электротяжмаш», - ФОТО, фото-15

Август 2009 года - это время, когда харьковский завод получил авторское свидетельство о регистрации компьютерной программы под названием «Расчет Эвольвенты 2009». Ее разработчиками стали работники «Электротяжмаша».

В октябре этого года на предприятии произвели модернизацию производства, поскольку в эксплуатацию был введен обрабатывающий центр «Verus» (Италия) стоимостью три миллиона евро, а также лентоизолировочный станок ЛИС-10 (Россия, компания «Модестат»). Уже летом 2010 года завод продолжили модернизировать. Тогда на предприятие купили и установили многофункциональный станок (США, компания «CAM Innovation») стоимостью порядка трех миллионов долларов и новое оборудование (Италия, компания «Parmigiani), которое обошлось заводу в шесть миллионов гривен.

В январе 2010 года на Днестровской ГАЭС был запущен в эксплуатацию гидрогенератор-двигатель СВО 1255/255-40, мощность которого составила 421 МВт. Затем в апреле этого же года на харьковском предприятии изготовили и испытали головной образец турбогенератора ТА-6-2МУ2 (серия турбогенераторов с воздушным охлаждением). И уже через полгода испытали, а также приняли в промышленную эксплуатацию гидрогенератор СВ 866/70-52М мощностью 23 МВт на ГЭС под названием «Варцихе», которая находится в Грузии.

В конце лета 2011 года на «Электротяжмаше» изготовили тяговый агрегат А723АУ2 для первого российского тепловоза с асинхронным тяговым приводом 2ТЭ25А «Витязь». Этот год также является знаковым для харьковского завода благодаря тому, что были заключены два фундаментальных контракта. Первый с ВТО «Технопромэкспорт» на поставку комплекта узлов и деталей для капремонта турбогенератора ТГВ-200МТ3 с полной перемоткой статора на ТЭС «Джиджель» (Алжир). Второй же с государственным предприятием «Ровенькиантрацит», которому завод из Харькова обязывался поставить электродвигателя постоянного тока типа П23/110-2,5 УХЛ4 общей мощностью 2500 кВт (киловатт - ред.). К тому же в этот год харьковский завод выиграл еще один серьезный тендер на изготовление комплекта турбогенераторного оборудования ТГВ-330-2МУЗ, который оценили в 96,6 миллионов гривен.

Следующий 2012 год примечателен тем, что на «Электротяжмаше» впервые применили современный материал под названием ветронит, а сделано это было для переклиновки обмотки статора гидрогенератора-двигателя СВО 1255/255-40УХЛ4.

Через два года, а именно в апреле 2014 года харьковский завод отгрузил турбогенератор ТГВ-325, который был предназначен для процесса модернизации энергоблока № 5 на ТЭС «Аксу», находящейся в Казахстане. К тому же в ноябре предприятие закончило изготавливать третий гидрогенератор-двигатель СВО 1255/255-40 УХЛ4 для крупнейшей на европейском континенте Днестровской ГАЭС.

От малогабаритной стиральной машинки до мощнейшего турбогенератора: история завода «Электротяжмаш», - ФОТО, фото-16

2014 год примечателен еще и тем, что предприятие привлекли к программе импортозамещения продукции, произведенной в России, а в марте следующего года «Электротяжмаш» начал выполнять первый контракт по данной программе.

В феврале же 2015 года харьковский завод по праву получил сертификат соответствия требованиям международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS. И уже в сентябре завод покорил очередную вершину, поскольку был изготовлен самый мощный турбогенератор за всю его историю, а именно ТГВ-550-2МУ3, предназначенный для Экибастузской ГРЭС-1 в Казахстане.

Ровно через год в немецкой столице городе Берлин состоялась знаменитая выставка железнодорожной промышленности под названием «InnoTrans 2016», в которой участвовал и «Электротяжмаш».

От малогабаритной стиральной машинки до мощнейшего турбогенератора: история завода «Электротяжмаш», - ФОТО, фото-17

В начале 2017 года предприятие изготовило юбилейный 3000-й тяговый генератор постоянного тока ГП-321 У2, выпускаемый еще с 90-х годов, а в октябре был выпущен 3000-й электродвигатель постоянного тока тяговый ЭДП810У1, который предназначен для ЖД транспорта. Также стоит отметить, что за этот год харьковский гигант заключил три важнейших контракта в марте, апреле и июне. Первый из них (контракт с «Укргидроэнерго») подразумевает под собой, что завод обязывается изготовить гидрогенераторы для Киевской ГАЭС. Второй также подписан с «Укргидроэнерго», согласно которому «Электротяжмаш» разрабатывает и поставляет гидрогенератор-двигатель на Днестровскую ГАЭС для второй очереди четвертого гидроагрегата. Согласно третьему контракту харьковское предприятие берется за разработку и поставку турбогенератора в тропическом исполнении для ТЭС под названием «Сиддирганч».

На сегодняшний день «Электротяжмаш» продолжает уверенно держать свои позиции в качестве ведущего предприятия страны по разработке турбо- и гидрогенераторов, крупных электрических машин постоянного тока для различных отраслей народного хозяйства. Также завод является единственным поставщиком комплектного электрооборудования для ЖД и городского электротранспорта. Вдобавок харьковский гигант занимается разработкой и поставкой электрооборудования для большегрузных карьерных самосвалов, предоставлением услуг по проектированию, ремонту и испытанию электрооборудования.

Харьковский завод играет, если не ключевую, то значительную роль для электроэнергетики Украины, а сам он входит в число тех предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности украинского государства. Чего только стоит статистика, согласно которой турбогенераторами «Электротяжмаша» укомплектовано 73% мощностей всех украинских теплоэлектростанций, а на долю гидрогенераторов харьковского завода приходится 78% установленной мощности гидроэлектростанций Украины.

Стоит отметить, что продукция завода пользуется спросом во всем мире (европейские страны, Индия, Казахстан, Панама, Мексика и многие другие).

История завода «Электротяжмаш» насчитывает уже более 70 лет, а само предприятие за эти годы умудрилось не потерять в качестве продукции, которую там выпускают. Завод продолжает оставаться важнейшей деталью жизнедеятельности Украины и Харькова, без которой их уже тяжело представить.

Читайте также: харьковские соглашения, ядерное оружие и убийство людей: самые громкие скандалы с президентами Украины.

(Фото: соцсети)

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#история #электротяжмаш #завод #харьков #турбогенераторы
Високі оцінки користувачів за Достовірність
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...