• Головна
  • История самого мощного танкового завода Украины, повлиявшего на две мировые войны, - ФОТО
«Совковый» Харьков
18:00, 29 травня 2019 р.

История самого мощного танкового завода Украины, повлиявшего на две мировые войны, - ФОТО

«Совковый» Харьков

Сегодня мы вам расскажем историю самого мощного танкового завода Украины.

История танкового завода имени Малышева началась еще тогда, когда в Санкт-Петербурге восседал царь, а люди еще даже не придумали танки.

Причины строительства завода в Харькове

История самого мощного танкового завода Украины, повлиявшего на две мировые войны, - ФОТО, фото-1

Именно в последнее десятилетие ХІХ века произошел резкий скачок в транспортном машиностроении. Изначально этот завод должен был заниматься транспортным машиностроением, а именно - паровозостроением, поскольку танки в мире были придуманы несколькими годами позже после основания завода. Поэтому в расчет бралось именно производство паровозов, а для этого Харьков идеально подходил в связи с рядом благоприятных факторов.

Харьковский историк Андрей Парамонов назвал три основные причины для постройки завода именно здесь, среди которых было и то, что Харьков являлся крупнейшим городом юга Российской империи.

«Это также был крупнейший железнодорожный узел. Вдобавок уже была развита промышленность, и достаточно много было рабочей силы, которую можно было привлечь для организации производства», - отметил историк.

Второстепенными же причинами было то, что город находился географически близко к Донецкому угольному и Криворожскому железорудному бассейну. Также город имел несколько профильных ВУЗов, которые занимались подготовкой инженеров. Ну, и напоследок в Харькове имелась большая территория под застройку, находившиеся в восточной части города.

Строительство завода

История самого мощного танкового завода Украины, повлиявшего на две мировые войны, - ФОТО, фото-2

Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) основали Русское Паровозостроительное и Механическое акционерные общества в 1895 году. Инженера-технолога Павла Риццони основатели пригласили на службу по развертыванию строительства завода 20 июля 1895 года. Ему поручили купить земельный участок в Харькове для возведения ХПЗ и возложили на его плечи руководство над всеми строительными работами.

Уже в конце октября - начале ноября этого года начали строиться основные объекты Харьковского паровозостроительного завода, а именно производственные здания (цехи), электростанции, главная контора, дома директора завода со всеми службами и дома для всех остальных участников возведения. Как уже упоминалось выше, основные объекты ХПЗ строились на восточной окраине города, а точнее на пустырях между товарной станцией (ныне вокзал и станция Харьков-Балашовский) и Кирилло-Мефодиевским кладбищем (ныне Парк Машиностроителей).

В начале августа 1896 года завершили постройку фундаментальных производственных объектов ХПЗ: здание главной конторы завода, а также построили и частично ввели в эксплуатацию такие цеха, как паровозосборочный, кузнечный, чугунолитейный. В сентябре 1897 года завершили постройку следующих заводских цехов: машиностроительный, меднолитейный, модельный, котельный и малярный.

Уже в ноябре 1897 года на заседании собрались основатели, которые приняли важнейшее и официальное решение - запустить Харьковский паровозостроительный завод. Ведь 1 ноября считается датой официального завершения строительства завода.

Работа завода до падения Российской империи

Строительство паровозов и реконструкция завода.

В 1896-1897 годах на ХПЗ образовали паровозостроительные, а также машиностроительные отделы. Они в себя включали склады (модельный, инструментальный, материальный) и цехи (модельный, инструментальный, чугунолитейный, медно-литейный, кузнечный, машиностроительный, паровозосборочный, котельный).

Начало зимы (5 декабря) 1897 года стало знаковым для завода, поскольку именно тогда выпустили первый паровоз ОД.

История самого мощного танкового завода Украины, повлиявшего на две мировые войны, - ФОТО, фото-3

С начала ХХ столетия, а если быть точным, то с 1902 года завод начал заниматься производством паровых котлов не только для паровозов, но и для разных типов и целевого назначения. В период с 1903 по 1906 года в эксплуатацию ввели медницкий, снарядный, ремонтный и строительный цехи.

В 1909 году основатели выделили кредиты на проведение реконструкции Харьковского паровозостроительного завода. Сделали они это для того, чтобы реконструировать завод с целью обеспечения производства газовых и нефтяных двигателей внутреннего сгорания, машин для сельского хозяйства, а также строительства паровозов, которые бы имели большую мощность. Господин Коробко, который на тот момент был директором завода, представил соответствующий план реконструкции ХПЗ. Руководство планировало провести эту реконструкцию за шесть-восемь лет.

В 1911-1912 годах на Харьковском паровозостроительном заводе образовали отделы тепловых двигателей и земледельческих машин, а это, естественно, стало катализатором для введения дополнительных цехов: теплового и сельхозугодий. Также дооборудовали чугунолитейный и кузнечный цехи, а на заводе стартовали работы, целью которых была установка мощного пресса для производства коленчатых валов, предназначенных для двигателей паровых и внутреннего сгорания. Вдобавок расширили меднолитейный цех.

История самого мощного танкового завода Украины, повлиявшего на две мировые войны, - ФОТО, фото-4

В 1914 году на заводе закончили строительство сталелитейного цеха, а цех сельхозорудий переоборудовали под вагонный цех. 1916 год ознаменовался введением в эксплуатацию вышеназванного сталелитейного, а также болтового цехов.

Первые военные заказы и освоение нового производства.

1903 год также стал фундаментальной датой для завода, поскольку именно тогда ХПЗ получил первые заказы военно-морского ведомства Российской империи. Именно эти заказы стали стимулом и катализатором для освоения заводскими рабочими производства разнообразных видов машиностроительной продукции, а не только паровозов. Стоит отметить, что по заказу Морского ведомства Харьковский паровозостроительный завод произвел крупногабаритные станки (бронестрогальный, радиально-сверлильный, токарный, долбёжный), а также гидравлический пресс и четыре единицы подъемных кранов.

Начиная с 1904 года завод, освоил производство определенных видов машиностроительной продукции, а именно мостовых кранов, прессов, насосов, сверлильных станков, а в документах вышеуказанного военно-морского ведомства завод впервые официально именуется Харьковским паровозостроительным и механическим заводом.

Во время русско-японской войны (шла с 9 февраля 1904 по 5 сентября 1905 года) харьковский завод выполнил заказ, согласно которому изготовил 100 тысяч снарядов со шрапнелью.

В 1912 году ХПЗ принял заказ морского министерства на изготовление котлов, предназначенных для Черноморского боевого линкора-дредноута, который получил название «Императрица Мария» и был спущен на воду 1 ноября 1913 года. Такой же заказ завод принял 25 февраля 1914 года, но уже для легкого боевого крейсера «Адмирал Нахимов».

В этом же году на харьковском заводе впервые запустили собственное сталеплавильное и сталелитейное производство. Так называемая «малая металлургия» внутри завода полностью обеспечивала потребности производства в литьевых деталях, поковках и, к тому же, внешние заказы.

Интересно, что в дореволюционное время у рабочих ХПЗ была самая высокая заработная плата, если сравнивать с другими харьковскими предприятиями того времени.

Первая мировая война и захват власти коммунистами.

В 1914 году Европу охватила Первая мировая война (шла с 28 июля 1914 по 11 ноября 1918 года) и харьковскому заводу пришлось полностью перейти на выполнение военных заказов от государства. Именно из-за этого в годы войны объем продукции, которую производил завод, возрос более чем в четыре раза. Мощности же самого завода в военный период только росли.

На ноябрь 1917 года на заводе работало более шести тысяч человек. Но из-за захвата власти приверженцами Ленина и гражданской войны (шла с 7 ноября 1917 по 25 октября), на заводе произошел общий спад производства. В те года завод занимался производством чугунного, стального, медного литья, а также котельного листа. Плюс было небольшое количество военных заказов для армии коммунистов (отремонтированы 14 танков, бронеавтомобилей и один бронепаровоз для бронепоезда).

Работа завода во времена СССР

Период до Второй мировой войны.

С 1920 года Харьковский паровозостроительный завод начал работать в условиях государственного планирования, а также централизованного многоступенчатого управления. Заводу свыше выдавали так называемый «план-закон», который определял всю заводскую деятельность.

В 1931 году на заводе начали производить танки БТ-2, а в 1932 году харьковский завод в значительной степени берет ориентир на производство приоритетной военной продукции (танки, танковые моторы, артиллерийские тягачи). Интересно то, что это происходило при относительном сокращении объемов выпуска народнохозяйственной продукции (исключением является паровозостроение). И это при том, что финансирование, денежные вложения, материально-техническое снабжение, а также лимиты по труду обеспечивались, прежде всего, для военного производства. На заводе интенсивно строили новые корпуса, цехи танкового и дизельного производства (цветно-литейный, второй кузнечный, корпусный, топливной аппаратуры).

История самого мощного танкового завода Украины, повлиявшего на две мировые войны, - ФОТО, фото-7

В 1935 году на заводе произвели артиллерийский тягач «Ворошиловец» с дизельным двигателем БД-2, а уже через год - первый образец танка БТ-7.

Стоит отметить, что для военного производства использовались лучшие заводские рабочие, а пополняли их ряды большинством молодых специалистов, идущих работать на завод.

В период с 1932 по 1941 год на харьковском заводе разработали и освоили серийное производство образцов новой на тот момент техники, а также технологий для этого:

  • первые в «совке» гусеничные трактора с карбюраторными двигателями («Коммунар» и «Коминтерн»);
  • главные и вспомогательные судовые дизели типа «Зульцер» (их производство на заводе освоили в кратчайшие сроки, используя «совковые» материалы);
  • первый в «совке» разработанный, изготовленный, а также испытанный образец безкомпрессорного судового и стационарного дизеля Д-40;
  • первое в «советах» широкое внедрение газовой сварки и электросварки, а также газовой резки металла в серийном производстве паровозов и тракторов;
  • разработка составов и технологий собственного заводского производства литой брони и специальных сталей, а также сложной штамповки и равнопрочных поковок.

В 1938 году под руководством советского конструктора дизельных двигателей Константина Челпана, а затем его визави Тимофея Чупахина на заводе разработали и внедрили в производство танковый дизель В-2. Стоит отметить, что Челпан не довел начатое дело до конца, поскольку был арестован и расстрелян советской властью.

10 февраля 1940 года - это день, когда благодаря советскому инженеру-конструктору Михаилу Кошкину на заводе изготовили и начали испытывать два первых танка Т-34.

История самого мощного танкового завода Украины, повлиявшего на две мировые войны, - ФОТО, фото-14

Уже 17 марта в Москве назначили показ этих машин членам «совкового» правительства. Для этого организовали танкопробег из Харькова в саму Москву. Кошкин понимал всю важность мероприятия и поэтому сам лично принял участие в этом танкопробеге, а расстояние между Харьковом и Москвой составляет, между прочим, порядка 750 километров. Интересно, что танки сумели своим ходом преодолеть всю дистанцию до «совкой» столицы и обратно, хотя были на тот момент недоработаны, а ехали они по бездорожью и снежных заносах. После демонстрации Т-34 первым лицам «советов», а также испытания на полигоне, его рекомендовали для немедленной поставки на производство.

В «совке» этот танк выпускали до 1947 года, а на вооружении красной армии он был до 1970 года. Также за время производства Т-34 всего выпустили 70 тысяч таких танков, включая его различные модификации.

Период боевых действий во время Второй мировой войны.

Нацистская Германия атаковала «советы» 22 июня 1941 года. Из-за неготовности армии, а также самоуверенности и «слепоты» Иосифа Сталина, «нацисты» очень быстро продвигались по территории СССР, что заставило руководство задуматься об эвакуации фундаментальных для страны предприятий. Именно таким и был харьковский завод.

12 сентября 1941 года правительство «совка» издало указ, согласно которому Харьковский паровозостроительный завод эвакуировали на Урал. Все отделы завода эвакуировали около месяца (вторая половина сентября - середина октября). За этот период времени из Харькова отправили 43 эшелона с оборудованием, рабочими, материалами, а также заготовками.

В период войны разные части эвакуированного завода производили танковые дизели В-2, различное вооружение, а также паровозы. Но самое главное, что на базе Уралвагонзавода эвакуированный ХПЗ (носил название Уральский танковый завод в то время) в кратчайшие сроки сумел развернуть массовое производство средних танков Т-34. Стоит отметить, что на этом заводе сохранили нумерацию цехов и отделов, которую приняли еще до начала войны в Харькове. Танковое конструкторское бюро, которое было ведущим по танку Т-34, под прежним обозначением («отдел 520»), как и в Харькове, возглавил советский инженер-конструктор Александр Морозов.

Андрей Парамонов добавляет, что Т-34 был плохим танком, но его значение для победы «совка» было в том, что таких боевых машин было много.

«На самом деле просто других вариантов у Советского Союза на тот момент не было, чтобы можно было быстро наладить производство какой-то техники, которая будет, условно говоря, для одного боя. Потому что больше половины этих танков не участвовали уже во втором бою. Запас хода был плохой, пушка была слабая, неудобен для экипажа. Этот танк по многим параметрам уступал немецким», - подчеркнул историк.

Период после Второй мировой войны.

После войны завод обратно вернули в Харьков для того, чтобы восстановить его мощности. Уже через два года после окончания боевых действий, а именно в 1947 году, на заводе организовали производство тепловозов и тепловозных дизелей. ХПЗ выпускал такие тепловозы, как: ТЭ1, ТЭ2, ТЭ3, ТЭ4, ТЭ5, ТЭ6, ТЭ7, ТЭ10, 2ТЭ10, ТЭП10,ТЭ30, 2ТЭ40. Интересно, что создание в 1951 году тепловоза ТЭ3 ознаменовало начало перевода железнодорожного транспорта «совка» на тягу тепловоза. Однако основной продукцией продолжала быть все-таки военная техника, а упор делался на производство танков.

История самого мощного танкового завода Украины, повлиявшего на две мировые войны, - ФОТО, фото-15

В 1957 году произошло еще одно событие, которое изменило историю завода. Именно в этом году Харьковскому паровозостроительному заводу дали имя «совкового» государственного деятеля Вячеслава Малышева. В честь этого деятеля завод называется и спустя полвека.

В самом начале 1966 года в «советах» восстановили министерства всех уровней, а завод имени Малышева вошел в структуру Министерства оборонной промышленности СССР. Именно это в значительно большей степени, чем ранее, определило, что приоритетом завода станет оборонная продукция. Как итог, в 1969 году на заводе полностью ликвидировали тепловозостроение.

В 50-70 года на заводе изготовили первые в «советах» антарктические тягачи-снегоходы, которые получили красивое имя «Харьковчанка». Также на харьковском заводе организовали серийное производство танков нового поколения, более известных как Т-64 (начало производства - 1964 год). Вдобавок в этот период завод серийно производил тяжелые артиллерийские тягачи (в 1957 году на заводе выпустили армейский тягач БТМ-3), тепловозные, судновые и стационарные дизельные генераторы. В 1977 году на заводе стали производить тяжелый транспортер МТТ.

В 80-е года на заводе создали новые танки Т-64БМ (начало производства - 1983 год) и Т-80УД (начало производства - 1986 год), которые, по сути, являются предшественниками современного мощнейшего украинского танка «Оплот».

В последний же год существование СССР завод имени Малышева поставил серьезный рекорд. Тогда завод выпустил максимальное количество танков со времен окончания Второй мировой войны. Цифра действительно внушительная, так как харьковский завод произвел 800 танков (подавляющее большинство - это Т-80УД). Большую часть из этих боевых машин экспортировали за границу.

Работа завода во времена независимой Украины

30 июля 1996 года завод имени Малышева подписал крупнейший контракт с Пакистаном, сумма которого составила 550 миллионов долларов. Завод должен был изготовить и поставить пакистанцам 320 танков модели Т-80УД. На выполнение контракта заводу понадобилось около трех лет (полностью выполнен в ноябре 1999 года). Стоит отметить, что это был первый серьезный выход военно-промышленного комплекса независимой Украины на международный рынок. Тогда темп производства составил 100-110 боевых машин в год.

В 1995 году на заводе разработали еще один фундаментальный танк в своей истории, а именно Т-84. В 1998 году на харьковском заводе освоили производство 120 мм танковой пушки, которая отвечала стандартам НАТО, а ее демонстрационный образец показали на оружейной выставке «Eurosatory-98».

История самого мощного танкового завода Украины, повлиявшего на две мировые войны, - ФОТО, фото-22

В октябре 1999 года «Завод имени Малышева» получил так называемый статус спецэкспортера, то есть право на самостоятельный экспорт продукции военного назначения.

Начало нового тысячелетия, а именно 2003 год, стало отправной точкой в производстве танков «Булат». В 2008 году завод имени Малышева начал производить еще один мощнейший танк типа «Оплот».

19 января 2011 года завод стал одним из предприятий государственного концерна «Укроборонпром». В этом же году 1 сентября харьковский завод подписал контракт с Таиландом, согласно которому должен был поставить королевству 49 танков типа «Оплот», а сумма контракта составила 200 миллионов долларов. Стоит отметить, что этот контракт стал самым крупным на поставку украинского вооружения со времен контракта с Пакистаном в 1996 году.

В июне 2014 года, когда поддерживаемые Россией сепаратисты и наемники начали войну на Донбассе, на заводе сформировали выездные бригады рабочих. Их задачей стал ремонт поврежденной и неисправной техники непосредственно в зоне АТО.

Уже в 2016 году завод существенно увеличил объемы производства своей продукции, а обусловлено это было тем, что на заводе имени Малышева обеспечили полную загрузку производственных мощностей. 8 августа 2018 года стартовала сварка первого экспериментального корпуса бронетранспортера БТР-4. Ну, и напоследок в феврале 2019 года харьковский завод освоил и начал серийно производить новые гусеницы для БМП из специальных сталей украинского производства.

История самого мощного танкового завода Украины, повлиявшего на две мировые войны, - ФОТО, фото-25

История завода имени Малышева насчитывает более сотни лет, а сам он «пережил» царя, нескольких «совковых» тоталитарных правителей и пять президентов Украины. Однако можно с уверенностью говорить, что, несмотря на все тяжелые времена и различные невзгоды, знаменитый харьковский танковый завод был, есть и будет.

Читайте также: от Дергачевской свалки до взрывов боеприпасов: ТОП чрезвычайных ситуаций на Харьковщине за последнее десятилетие.

(Фото: соцсети)

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#завод #харьков #танки #паровозы #история
Високі оцінки користувачів за Стиль викладу
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...