• Головна
  • "Нет" - изолированности или шаг к инклюзивному обществу: дети с особенными потребностями учатся в обычных школах (ФОТО)
инклюзивное образование
11:00, 4 грудня 2017 р.

"Нет" - изолированности или шаг к инклюзивному обществу: дети с особенными потребностями учатся в обычных школах (ФОТО)

инклюзивное образование
"Нет" - изолированности или шаг к инклюзивному обществу: дети с особенными потребностями учатся в обычных школах (ФОТО)

Обычные школы вместо специализированных интернатов. Вот уже три месяца как дети с особенными потребностями учатся в общеобразовательных школах – закон об инклюзивном образовании подписал президент Украины Петр Порошенко.

Как новичков приняли их одноклассники, поинтересовался 057.ua.

Ростислав – первоклассник. У мальчика психическое расстройство. Его родители отказались отдать сына в школу-интернат, и уже как три месяца он ходит в общеобразовательную школу №105.

"Он знает многих детей по именам, мы заходим, к нему обращаются: "Привет, Ростик!". Он у меня социально адаптирован, я больше переживала за других родителей, как они отнесутся, как отнесутся учителя, вот это меня больше волновало. Но ни мой ребенок, ни родители не жалуются, считают, что в этом нет ничего такого – например, 1-го сентября они долго не могли понять, что в этих детях такого сильно отличаемого. Но мой ребенок вписался в коллектив, с радостью ходит в школу, постоянно приходит со школы, у него столько эмоций, - рассказывает мама школьника Ольга. – Скажу, что если бы ему было бы некомфортно, мы ушли бы куда-то в другое место. С необычным ребенком должно быть больше комфорта".

Всего в инклюзивном классе в 1-Б учатся 20 человек, из них 2 детей с особенностями развития. Оба, рассказывают педагоги, интеллектуально развиты не хуже других. В школе их никто специально не выделяет. Единственное отличие – это то, что таким ученикам помогают учителя-ассистенты. Не говорят и об их состоянии здоровья.

"Давайте будем их называть "дети с особенными образовательными потребностями". У них одна нозология (учение о болезнях, их описание и классификация – ред.), - отмечает директор школы №105 Наталья Теплова. – По истечению 3 месяцев я могу сказать, что ребята прошли начальный этап адаптации. Конечно, им сложнее какие-то азы осваивать, но они работают в коллективе в меру своих возможностей. Таким детям тяжело высидеть на занятиях в течение всего дня, в полном объеме, как это делают обычные дети. В какой-то период им нужно уходить для того, чтобы отвлечься".

Именно поэтому в школе для Ростислава и его одноклассника создали ресурсную комнату – единственную на сегодняшний день в городе и области. В ней дети могут отдохнуть и поиграть.

"Нет" - изолированности или шаг к инклюзивному обществу: дети с особенными потребностями учатся в обычных школах (ФОТО)   , фото-1

Также в комнате есть учебная зона с мультимедийной доской и рабочими столами, где с детьми как индивидуально, так и в группе занимаются специалисты.

"С ними работают дефектолог, логопед и психолог. Должности учителя-дефектолога и учителя-логопеда у нас появились с этого года, были введены специально для работы в инклюзивном классе", - говорит директор школы.

"Для них специально было составлено расписание. Одно занятие длится не более 20 минут, потому что ребенок устает, - говорит учитель-дефектолог Елена Бондарь. – Мы проводим занятия в игровой форме. Например, вначале знакомимся с буквой. Как она пишется, рассматриваем букву на магнитной доске, составляем с этой буквы слова, потом на интерактивной доске выполняем задания. Кроме того, на доске можно нарисовать что-то, рисуют, например, домашнее животное".

Еще одна зона – социально-бытовая.

"Нет" - изолированности или шаг к инклюзивному обществу: дети с особенными потребностями учатся в обычных школах (ФОТО)   , фото-9

В ней дети отрабатывают жизненные навыки, которые, по словам педагогов, потребуются им в будущем, чтобы научиться готовить.

Многие родители говорят о том, что они не хотят, чтобы с их детьми учился ребенок с инвалидностью

Все новое – непонятное, говорят педагоги. Признаются: до введения инклюзивного класса в их школе, боялись, что детей с особенными образовательными потребностями не примут.

"Наше общество не совсем готово принять это как должное. Нужно общаться с родителями детей с особыми потребностями и родителями детей, с которыми они будут учиться, что мы и делаем", - говорит директор Департамента образования Харьковского горсовета Ольга Деменко.

Директор школы Наталья Теплова отмечает, что подобные беседы педагоги постоянно проводят с родителями.

"В нашем классе проблем нет, - говорит директор 105-й школы. – Кроме того, мы договорились с родителями не акцентировать на этом внимания, потом, педагоги проводят беседы, психолог работает с детьми, акцентируем внимание на правилах поведения и общения друг с другом".

Педагоги отмечают, что для того, чтобы не было насмешек сверстников в школе, не возникало недовольств и недопониманий среди родителей, инклюзивные классы желательно открывать в начальной школе, постепенно готовить и детей и родителей. Тогда дети смогут без проблем общаться друг с другом.

Инклюзия на практике

В Харькове всего 25 специальных классов, где учатся 50 детей с инвалидностью, расстройствами и прочими заболеваниями.

Так, например, в школе №124 есть классы, в которых с 2010 года учатся дети с проблемами опорно-двигательного аппарата. В ней есть пандусы, специальные санузлы, лифты. Учеников привозят в школу и отвозят домой на инватаксти.

Дети с особенными потребностями учатся и в школе №38. Кроме того, в этом году инклюзивные классы появились в школах №31, 100.

Со временем городская власть планирует создать в каждом районе инклюзивные классы, за которыми закрепят профильных педагогов, логопедов, дефектологов и психологов.

Читайте также: "Особенных" детей хотят перевести из интернатов в обычные школы. 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#инклюзия #образование #школа #дети #педагоги
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...