• Головна
  • «Русская весна 2014»: как это было, что изменилось и где сейчас лидеры антимайдана (ФОТО, ВИДЕО)
хронология
11:27, 7 березня 2017 р.

«Русская весна 2014»: как это было, что изменилось и где сейчас лидеры антимайдана (ФОТО, ВИДЕО)

хронология

Три года назад в Харькове «бушевала» так называемая русская весна, каждый день в центре города происходили стычки, митинги, агрессивно-настроенная толпа выстраивалась в колонны и маршем шла через весь город, неся с собой триколор. Мы решили вспомнить как это было и выяснить, что изменилось за эти три года.

Когда в Киеве в конце 2013 и начале 2014 года уже шумел Майдан, в Харькове еще было относительно спокойно. Негромкие высказывания политиков, одиночные стычки. 

Одно из первых собраний евромайдановцев в Харькове планировалось провести 11 января 2014 года. Тогда на форум планировали приехать приверженцы евроинтеграции со всей Украины. Однако, провести форум оказалось не так просто. Евромайдановцам, как они тогда заявляли, все время пыталась «вставить палки в колеса» действующая власть во главе с Януковичем: DDоc-атаки на сайт, не давали помещения для проведения мероприятия и другое. 

Почти одновременно с сообщением о планирующемся форуме на митинг стали выходить и те, кто был «за» Януковича и против Евромайдана.  

«Это были люди, которых согнали на митинг. Дали им флаги и сказали стоять. Правда они не знали точно против или за что стоять. Подтверждение тому есть много видео. Они путались в комментариях, поясняли друг-другу зачем их пригнали. Кроме того, они организованно пришли и так же, как будто по команде ушли. Также по команде появлялись и «титушки»

Ольга Калениченко, журналист 057.

11 Января 2014 года. Одна из первых стычек произошла на Чернышевской. Во время все того же первого форума Евромайдана.  На место регистрации участников Форума по улице Чернышевской, 4/6 пришла толпа людей с флагами общественной организации «Оплот». Около 50 человек, в основном парней спортивного телосложения, угрожая физической расправой, заблокировали активистов и их личный автотранспорт во дворе дома.

титушня первая стычка

титушня первая стычка

С того дня митинги и стычки между антимайданом и Евромайданом стали происходить едва ли не каждый день.  Во время стычек милиция в упор не видела холодного оружия в руках у «титушек» , сотрудники правоохранителей потакали приверженцам Януковича на протяжении всей «русской весны» .

вдоль сумской рыги

вдоль сумской рыги

В конец января в Харькове стычки временно утихают. Все события происходят в Киеве.  Там же погибают первые евромайдановцы.

25 января Ультрас Харькова официально объявили о своем участии в Евромайдане. В эти же дни волна акций протеста против режима Януковича докатилась и до других регионов. Черкассы, Сумы, Чернигов. Люди захватывали ОГА и требовали отставки регионалов.  

Двусторонние стычки продолжатся на протяжении всего января и февраля

Под давлением оказываются Евромайдановцы, несмотря на защиту Ультрас, им часто достается от «титушек». В частности, 19 февраля 2014 года, когда активисты Евромайдана блокировали выезд в столицу автобусов с курсантами. 

Окончанием стычек должно было стать 22 февраля 2014 года, когда Янукович бегло покинул страну,  предав своих соратников – Михаила Добкина и Геннадия Кернеса, собравших большой съезд.

«У нас была эйфория что Янукович сбежал. 23 февраля, когда он тут находился, проходил съезд регионалов во Дворце спорта. Много людей привезли. Шахтеров, например. Тогда мы ожидали, что будут провокации, волнения, но было тихо. Никто не ожидал уже силовых акции в Харькове. Они начались в марте»,

Марина Николаева, журналист АТН.

«Слезоточивый газ и камни: в Харькове штурмуют ХОГА», «Многотысячная толпа на площади Свободы: харьковчане вышли на митинг Кернеса» - такими заголовками пестрили все издания Харькова 1го марта 2014 года. День, когда накал агрессии в Харькове достиг своего апогея.

 «1 марта я, как и многие Евромайдановцы, был в обладминистрации и видел все своими глазами. Когда я увидел, что на площади собралось большое количество людей под российскими флагами и которые слабо ориентируются в городе, то у меня были подозрения, что это все может нехорошо закончиться, хотя верить не хотелось. Свою порцию российской душевности я тоже получил. До этого я и так никогда не испытывал особой любви к северным соседям, но после 1-го марта вообще лишен всяких иллюзий. Единственное, что могу сказать после всего пережитого все, что произошло с нашим городом с 2014-го года, я уверен, будет точкой невозврата по отношению к таким соседям. Убежден, назад дороги нет.»

Дмитрий Булах, активист Евромайдана, ныне депутат облсовета

оплот первая стычка

оплот первая стычка

«1го митинг был масштабный, но относительно спокойный. Пенсионеры, маргиналы. Мы отснялись и тихонько пошли монтировать. Думали конец. Меня напрягло, когда я увидела ребят из «Оплота». Но я как-то или уставшая была или была уверена в победе Майдана, пропустила это. Думала они охраняют. Мы не успели дойти до редакции, как узнали, что начался штурм. Впечатляться не было времени. Мы сняли кубик с микрофона и побежали обратно. Меня удивило, что меня не узнают, хотя тогда уже нас знали все участники Антимайдана. Потом я услышала их говор.»

Марина Николаева, журналист АТН.

Автобусы с белгородскими номера стояли в тихом центре Харькова: на Чернышевской, Иванова и других улочках, ведущих к центру города.

По одной из версий, именно житель Москвы и повесил флаг России на захваченное здание ХОГА.

в крови

в крови

1 марта запомнилось харьковским активистам и журналистам самой кровавой стычкой. Антимайдановцы устроили самосуд над активистами Евромайдана, которых силой вытащили из здания ХОГА. 

Поставив их на колени, антимайдановцы добивали их ногами и плевали в них.   Тогда ранения и травмы получили 97 человек.

«На нас бежит толпа, что делать?»

Страдали от нападения «титушек» не только Евромайдановцы, но и журналисты, которых разделили на два лагеря – укр СМИ и СМИ РФ.

«Было понятие «свои и не свои». На Антимайдане «своими» были журналисты из РФ, на Евромайдане – украинские СМИ, правда, не все»

Олег Скрипник, журналист.

 «Российским журналистам говорили, как и что писать. Им присылали директивы, заготовки. Даже план съемки. Кто как идет, как куда должен смотреть и конечно же, что говорить.  Их присылали сюда специально, потому что харьковские журналисты уже разобравшись, что происходит, отказывались помогать своим «соседям-коллегам»

Николай, оператор-фрилансер

продажные сми

продажные сми

Митинги проходили весь март. Несмотря на запрет суда и угроз СБУ, почти ежедневно в центре города проходили собрания: за референдум, за Россию, за «союз»… Многие из митингов заканчивались стычками, драками или попыткой взять ОГА или горсовет.

«На каждом пророссийском митинге было ощущение, что ты один против оравы. Толпы, которая не в себе. Отправляя съемочную группу на место, я думала не о том, что они привезут, а не придётся ли их искать в больнице. Собираясь на работу, обувала сама и просила остальных носить только удобную обувь, чтобы можно было убежать. Было страшно и об этом нестыдно говорить. Правило "журналист и оператор не в коем случае не должны отходить друг от друга" - стало основным. Но когда произошли столкновения возле Академии внутренних дел, наш журналист повезла карточку с видео в редакцию. И почти сразу произошло нападение - я в стриме видела, как у нашего оператора отбирают камеру, просто вырывают из рук. Намного спокойнее, чем я на это смотрела милиция. До сих пор не знаю - то ли хвалить, то ли ругать Игоря Мельника (оператор – ред.), который ещё пробовал за неё бороться...»

Анна Черненко, редактор службы новостей «Висти».

только в состав Рф

только в состав Рф

Кровавые стычки продолжались до апреля 2014 года. И даже после освобождения ХОГА спецсилами 4 апреля 2013 года в городе тише не стало. Пошла волна арестов. СБУ начала брать ситуацию в свои руки.

«Мне позвонила коллега и сказала, что ночью нас не должно быть в здании ХОГА. Что нужно предупредить коллег. Будет попытка освобождения от пророссийских захватчиков. На утро, я уже дежурила с оператором в центре, чтобы попасть в освобожденное здание»

Лидия, журналист

Тогда было арестовано более 70 человек. И хоть стало немного тише, все же кое-какие попытки расшатать ситуацию были. Попытка штурма горсовета, многотысячные и провокационные митинги… 

Прошло три года. В судах до сих пор идут слушания.

Цифры от прокуратуры

Прокуратура открыла три уголовных производства: в отношении экс-замначальника горуправления милиции Александра Гапуры (его обвиняют в служебной халатности), командира спецподразделения "Грифон" Сергея Слободянюка (его обвиняют в превышении служебных полномочий) и директора  ООО "АТП "Карусель" Павла Собчука (его обвиняли в подвозе "титушек", однако суд его оправдал). 

Дела Гапуры и Слободянюка начали слушать заново из-за смены судьей.

Также, в организации сбора "титушек" прокуратура подозревает предпринимателя Романа Добрянского. Сейчас он находится в Грузии, решается вопрос об его экстрадиции в Украину.

Мартовский захват ХОГА:

Правоохранительными органами зарегистрировано 8 уголовных производств по факту захвата облгосадминистрации 1 марта 2014 года. На сегодняшний день, по результатам их расследования, прокуратура сообщила о подозрении 7 лицам, трое объявлены в розыск.

Двух обвиняемых приговорили к 5 годам лишения свободы. Не так давно еще одного захватчика Харьковской ОГА суд приговорил к 5 годам лишения свободы, но с испытательным сроком.

В тему: в Харьковской области 64 сепаратиста получили обвинительные приговоры

Дело антимайдановца "Топаза", Игната Кромского, до сих пор слушается в суде.  

Апрельский захват облгосадминистрации:

Правоохранители зарегистрировали 15 уголовных производств, 67 лицам сообщили о подозрении.

В суд направлено 64 дела.

Двух мужчин приговорили к 5 годам лишения свободы. Еще двух - до 5 лет лишения свободы с испытательным сроком 3 года. Трое находятся в розыске.

Дело лидера "Юго-восток" Апухтина суд решил возобновить и вернулся к изучению вещественных доказательств.  

«На мой взгляд, вопрос с расследованием дел весны 2014-го не закрыт хотя бы потому, что суды в отношении некоторых участников тех событий до сих пор продолжаются. Длится суд по делу Игната Кромского (Топаза), всё ещё не вынесен приговор одному из лидеров пророссийских акций Юрию Апухтину, аналогично - с Егором Логвиновым, Сергеем Юдаевым. А это, судя по видеозаписям и рассказам самих участников тех событий, одни из самых активных личностей на пророссийских митингах.

Я думаю, мы не узнаем конкретные фамилии и вряд ли они будут наказаны.

Разобрались ли власти в полной мере с той ситуацией? Считаю, что это был для многих урок. После всех событий в ХОГА усилили охрану при входе, там появились металлоискатели - это, конечно, не решение, но всё же какая-то защита. Силовики проводят учения на предмет штурмов админзданий, режимных объектов. Раньше я не припомню больших учений на эту тему, тем более в центре города, с использованием вертолётов и спецтехники. С другой стороны -  так называемые фортификационные сооружения вокруг Харькова, которые показательно демонстрировали областные власти, - мне представляется сомнительной защитой, как и проект "Стена" в нынешнем виде на границе с Россией»

Татьяна Федоркова, журналист Медиапорт.

Но избежать наказания удалось не всем. Часть пророссийских лидеров, которые играли не последнюю роль в расшатывании ситуации в Харькове не просто на свободе, а еще и весьма неплохо себя чувствуют.

Например, Александр Петрунько – ярый приверженец русского мира. Один из тех, кто устроил коридор позора на площади Свободы. Вот он на 02.45 и 06.05 минуте заставляет евромайдановец ползти на коленях, пока тех били. 

Сейчас он находится в Москве, где продолжает бороться, как он говорит, за «русские ценности», вступил в движение «серб».

Сербовцы известны в Москве и за ее пределами тем, что устраивают протестные перформансы, таким образом, по их мнению, защищая «исконно русские ценности». Так, например, они были причастны к акции в Сахаровском центре в Москве, где были выставлены фотоработы белоруса Александра Васюковича и россиянина Сергея Лойко, посвященные войне в Украине. Агрессивно настроенные активисты забрызгали красной краской работы фотографов, где были изображены погибшие украинские солдаты, которые были выставлены в Сахаровском центре. Как заявляют представители патриотического движения на своей официальной странице в социальной сети «ВКонтакте», они борются с неофашизмом и «борьба только начинается».

петрунько

петрунько

Еще один любитель «русского мира» - Сергей Моисеев (Русь Триединая) - на сцене с иконой.  Первым еще 10 марта сбежал в Москву, продолжать в безопасности осваивать тему Русского мира. С декабря 14 член Координационного совета фейкового Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины.  Вместе с Петрунько ездит по разным круглым столам и патриотическим тусовкам

Но, не все так хорошо.

Есть и те, кого Россия не приютила. А даже наоборот. Активист антимайдана Андрей Бородавка сбежал в Москву, когда в Харькове началась волна арестов всех участников «русской весны», но пробыл там не долго.

В результате спецоперации спецслужб Украины он был дискредитирован перед своими московскими кураторами и изгнан из системы.

«Если коротко - все выехавшие давно перессорились, ибо являлись не соратниками, а конкурентами за денежные знаки и внимание. Все деятели и провокаторы русского мира кроме Апухтина уехали в Москву, а те, кого они спровоцировали и подставили сидят по тюрьмам», 

Андрей Бородавка, пророссийский активист

«На карандаше»

Но если лидеры антимайдановского движения разъехались, то участники митингов и ярые сторонники России остались. Здесь. В Харькове.

«А я больше чем уверен, что они спрятали российский флаг под подушку, то есть они ждут. Социальные исследования показали, что очень большое количество людей готовы были встретить Россию. Я уверен, что на данный момент они может быть запуганы или выжидают. Но то, что они не поменяли своего мнения, я уверен. Среди моих знакомых никто не поменял свои взгляды. Нет у нас ХНР по стечению обстоятельств. Я не думаю, что это заслуга только Арсена Авакова, Кернеса или СБУ. Я думаю это цепь событий. От части Игорь Балута сыграл роль, СБУ, люди и даже тот же Кернес, который сделал ставку не на Россию»

Владимир Носков, журналист Радио Свобода

Пытаясь справиться с наплывом сепаратистских взглядов, Службе Безопасности Украины пришлось отрабатывать едва ли не каждого участника митинга антимайдана.

У журналистов изымались видеоматериалы для исследований. Осматривались городские камеры наблюдения, в толпу внедрялись свои люди.

«Мы никого вопреки слухам не держали в подвалах. Мы беседовали. Приводили доводы, пытались объяснить, что Россия играет в свою игру. Есть разница между инакомыслием и призывов к сепаратизму. Мы выявляли тех, кто особо яро агитирует свергнуть власть и позвать сюда Россию. С ними и работали»

Источник в правоохранительных органах

Разбирательства продолжаются до сих пор. Несмотря на, казалось бы, затишье, правоохранители продолжают работу над сепаратистскими движениями в Харькове.

«Чувствую ли я себя в безопасности? Хм.. Даже сейчас, если я иду на митинг, где собираются совсем другие люди, я обуваю удобную обувь. С тех времен в редакции поселился анекдот, основанный на реальных событиях: «звонок с митинга - Аня на нас бежит толпа, что делать?»

Анна Черненко, редактор службы новостей «Висти».

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#сбу #антимайдан #россия #евромайдан #драка #захват #хога
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...