• Головна
  • На велосипеде в «другую» республику или как получить образование во время войны (ФОТО)
лонгрид
09:08, 19 жовтня 2016 р.

На велосипеде в «другую» республику или как получить образование во время войны (ФОТО)

лонгрид

Заголовками о том, что жители села Жованка (один из поселков, составляющих село Зайцево) отказываются отдавать своих детей в интернат, «трубили» все издания страны еще в 2014 году. Школа в этом районе осталась на оккупированной территории и те, кто отказался туда водить своих детей, решили перейти на «домашнее» обучение.

«Лучше пусть останутся не образованными, чем их убьют», - поясняли тогда свое решение местные жители.

С тех пор прошло почти два года…

К магазину подъезжает легковушка. За рулем военный, на заднем сиденье бабушка со свей внучкой. Девочку привезли домой из интерната на выходные.

«В понедельник ребенка вновь заберут до пятницы в другой город в интернат? - спрашиваю я у военного, который нас сопровождает. – Да, говорит он. Теперь тут дети дома не живут»

Прежде чем нас познакомить, военные рассказали об этой семье. Как выяснилось Тамара Тимофеевна - заменяет мать сразу четырьмя внукам. Их родная мама бросила детей еще несколько лет назад, а отца они и вовсе никогда не знали. 

059

Средняя внучка - Зарина - одна из тех, кого таки отдали в интернат. 

И, несмотря на то, что она и другие дети из этого поселка пропустили больше года учебы, на второй год их не оставили. Дирекция интерната отнеслась с понимаем к ситуации и просто «закрыла глаза» на недоученность детей.

Девочке 9 лет, у нее одновременно очень глубокий и испуганный взгляд.  Она стесняется камеры и отвечает на вопросы слегка из-подо лба.

«Мы там спим. По вечерам играем в монополию. Один день девочки, а другой день мальчики.

- А ты бы хотела вернутся в свою школу? В которой училась раньше?

- Да, но если ее отстроят. Она же разрушенная…»

О разбитой школе и о самом факте войны Зарина отвечает хладнокровно, как будто речь идет о какой-то обыденности.

Первые выстрелы Зарина услышала, когда ей было 7 лет. Как и другим жителям села, ребенку приходилось ночевать в подвале, есть только то, что вырастила бабушка на огороде, а одеваться в то, что досталось от волонтеров. За это время ребенок настолько адаптировался к войне, что воспринимает ее как само собой разумеющееся явление.

026

Уже два года вместе со своими младшими сестрами Зарина играет только дома. На улицу выходить опасно. Да и гулять детям негде - вместо детских площадок - руины разбитых домов. 

Тамара и Алина для интерната еще малы, по возрасту они должны ходить в детский сад, но его нет. Он остался на оккупированной территории, поэтому девочки практически не выходят из дома. 

«Скучаю за ней. Так тяжело далось решение отдать ребенка в интернат. Я не хотела сначала отдавать. Противилась, как и все, но потом поняла, что выбора у нас просто нет. Ребенку нужна жизнь. Нормальная жизнь. Да я ребенка вижу только на выходных, но так лучше для нее», - сдерживая слезы рассказывает бабушка Зарины Тамара Тимофеевна.

Вместе с Зариной в интернат уехали еще 4 ребенка из этого же села. Остальные – ходят в школу в так называемую ДНР.

«Была тут одна девочка. Она не ходила в школу вообще. Два года ребенок просто жил дома. Потом за ней приехал папа и увез ее в ДНР, больше мы о ней ничего не знаем», - рассказывает учительница Людмила, когда-то работающая в той самой школе, где училась и Зарина. - В интернат согласились отдать, те, у кого дети еще маленькие. Старшеклассники заканчивали школу можно сказать заочно»

036042

Другими словами, дети просто туда не ходили -  это было опасно. Поля в растяжках, а когда темнело – начинались обстрелы. Вот и приходилось родителям самими идти на ТУ сторону. Брать контрольные и приносить детям. Те, кое как их выполняли, и родители относили их обратно.

На велосипеде в «другую» республику

Один из таких «заочников» Валера – брат Зарины. В этом году он закончил 11й класс.

«Ну, учился я не так уж и хорошо, но я не двоечник, - сразу заявляет Валера. – Просто тяжело ездить в школу на велосипеде в другую «республику» ж ехать. Проезжать все блокпосты. Паспорт все время спрашивали. Вот еду я в школу, а на блокпосту очередь. Становлюсь и жду, когда проверят документы и у меня. А на улице холодно, слякоть…»  

Валера говорит, что хотел бы учиться и дальше. Даже нашел вуз, в которых хотел бы поступить. Но он в Бахмуте – в 40 километрах от его дома.

«Думал поступить на автомеханика. Но бабушка же не получает пенсию. Денег нет. Мне просто не в чем ходить. А еще туда доехать – тоже деньги нужны и там на всякое.. еду например.»

Так как всех их воспитывает бабушка, у которой много хлопот по дому, времени на домашнюю учебу, конечно, не хватает. Но все же Тамара Тимофеевна пытается научить их читать и писать.

На велосипеде в «другую» республику или как получить образование во время войны (ФОТО), фото-4

Валера тоже помогает. Он в доме за главного – мужчина все-таки. Когда тихо, гуляет с девочками, читает с ними, занимается домашними делами. Ведь детского сада тоже нет. Дети все время сидят дома.

«Вот у меня есть книга такая, я ее еще не читала, но вот знаю, что это наша планета. Я об этом девочкам рассказывают. Они меня слушают», - держа на руках младшую сестру рассказывает Зарина.

Но учить сестер выходит у Зарины только на выходных, когда она дома. В другие дни девочки читают книги с братом и только те, что есть дома. 

Денег на новые книги у Тамары Тимофеевны нет….

На велосипеде в «другую» республику или как получить образование во время войны (ФОТО), фото-5

Хотя смысл говорить о книгах, ведь денег у них нет даже на еду.

«Когда-то до войны мы занимались разводом баранов. Но сейчас никто их не покупает. Сейчас вообще никто ничего не покупает и ничего никто не продает. Все едят у кого что есть – или что волонтеры привезли», - говорит Тамара.

О том, что дети не получают должного образования Тамара Тимофеевна, конечно, понимает. Но сейчас, говорит, вопрос больше стоит о том, чтобы вообще выжить, а уже потом как распоряжаться с этой самой жизнью.

 «Знаете если не снаряд убьют, так от голода или холода умрем. Это хорошо, что нам военные помогают. Дали нам генератор. Так хоть свет немного можно включить, а то сидишь в кромешной тьме и еще страшнее становится» - говорит Тимофеевна.

Чтобы как-то сплотиться и вместе решать проблемы, местные жители устроили себе нечто вроде координационного центре.

«Это наш, горсовет, ну по-вашему он так называется, - приглашая зайти в какой-то гараж говорит Людмила. – Местной власти у нас нет, так что я за мэра, так сказать».

На воротах гаража – расписание: в какой день недели привезут хлеб, когда и с чем приедет гуманитарная помощь, день, когда собираются бумаги для оформления пенсий.

«Конфеты сегодня все детям раздали и печенье тоже. Вот буквально только что тут были волонтеры», - говорит Людмила.

Мы хотели больше пообщаться с семьей Тамары Тимофеевны, но пока мы говорили в доме, начался обстрел и военные попросили нас покинуть опасную зону.

Когда мы уезжали, в очереди в импровизированном горсовете оставалась бабушка Зарины и еще несколько человек. Она все-таки надеются добиться того, чтобы им стали выплачивать пенсии.

Рядом с бабушкой осталась и внучка. И хоть на улице прохладно и ветрено, девочка отказывалась идти домой. 

У нее всего два дня, чтобы побыть рядом с родным человеком. В понедельник ей вновь в интернат, вновь учиться.

«Там тепло и кормят, там есть свет и не стреляют, - говорю я.

«…но там нет родных стен», - с грустью добавляет Зарина.

Авто: Ольга Калениченко

Фото: Евгений Климентьев, Михаил Скрипник

Проект осуществляется при финансовой поддержке Правительства Канады через Министерство международных дел Канады

 лого канада

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#жованка #ато #сераяЗона #всу #днр #горловка
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...