Массовые «минирования» в Харькове начались больше трех месяцев назад, после второго тура президентских выборов. Неизвестные регулярно «минируют» здания, чаще всего – социально значимые: вузы, больницы, вокзал, аэропорт. При этом пока причастных найти не удалось – подозреваемых задержали, но сообщения о ложных взрывчатках продолжаются. Редакция 057 попыталась разобраться, кому это выгодно, как минирования «отражаются» на госбюджете и к чему это может привести.
Сколько раз минировали
Со второго этапа президентских выборов, 21 апреля, по 25 июля на поиски взрывчатки специалисты выезжали 477 раз, ответили на запрос журналиста 057 в пресс-службе Нацполиции в Харьковской области. Чаще всего минировали ТРЦ, больницы, вузы, вокзалы, аэропорт и жилые дома. Обычно неизвестные присылают сообщения о «минировании» на электронную почту силовиков или учреждений, в которых якобы заложена взрывчатка.
Кто проверяет объекты
Информацию о «минировании» проверяют полицейские, сотрудники СБУ, спасатели, медики. На период проверки перекрывают проезд. Это требует значительных финансовых затрат, при этом специалисты служб отвлекаются от выполнения своих основных обязанностей, отмечают в полиции Харьковщины.
Один объект проверяют два взрывотехника и один кинолог. Обычно на проверку уходит 2-3 часа.
«Наибольший вред наносится тем организациям, которые страдают от ложных сообщений о минировании. Силовики эвакуируют граждан, а это в свою очередь отвлекает людей от рабочего процесса», - рассказала начальник отдела коммуникаций ГУНП в Харьковской области Елена Баранник.
После проверки силовики ни разу взрывчатку не находили, добавили в полиции.
В какую сумму обходится проверка
На одной из пресс-конференций глава Нацполиции в Харьковской области Валерий Сокуренко отметил, что ущерб «заминированным» заведениям составил более чем 5 миллионов гривен за период с 21 апреля по 10 июля приблизительно. При этом ущерб для полиции из-за ложных заявлений составил 300 тысяч гривен.
По словам харьковского адвоката Андрея Стеценко, один выезд спецгруппы для проверки территории и эвакуации людей обходится от 10 до 15 тысяч гривен. В стоимость входит работа специалистов, использование техники и спецсредств и другие затраты.
Кто виноват
В начале июля органы Нацполиции и СБУ задержали в Киеве двух человек, причастных к рассылке ложных сообщений. Им сообщили о подозрении по части 2 статьи 258 Уголовного кодекса Украины (совершение террористического акта группой лиц или повторно). 19 июля замначальника ГУНП в Харьковской области-начальника следственного управления Сергей Чиж отметил, что при обысках у подозреваемых нашли оборудование, указывающее на причастность к ложному минированию. Хулиганов взяли под стражу, доставили в Харьков, но после освободили под залог 1 миллион 440 тысяч гривен. Сейчас подозреваемые находятся на свободе.
Ранее глава полиции Харьковщины Валерий Сокуренко заявлял, после задержания подозреваемых минирования по всей Украине прекратились приблизительно на неделю. Позже сообщения о взрывчатке возобновились, но изменился «почерк»: теперь «минированием» занимаются другие люди, отметил Сокуренко.
Что грозит виновникам
Санкция статьи, по которой задержали подозреваемых, предусматривает от 7 до 12 лет в неволе с конфискацией имущества или без таковой.
«Учитывая, что указанные сообщения запугивают население, дестабилизируют общественно-политическую ситуацию в регионе, нарушают нормальную деятельность органов государственной власти и общества областного центра, сведения по ним вносятся в Единый реестр досудебных расследований по признакам статьи 258 (террористический акт) Уголовного кодекса Украины. Также следователи открывают уголовные производства по статье 259», - отметили в пресс-службе полиции.
С 2012 года статью 259 УК Украины «Заведомо ложное сообщение об угрозе безопасности граждан, уничтожении или повреждении объектов собственности» ужесточили, рассказывает харьковский адвокат Андрей Стеценко.
Теперь вместо штрафа, ареста и ограничения свободы виновник получит от 2 до 6 лет тюрьмы. По части 2 статьи 259 увеличили срок от 4 до 8 лет за повторное деяние или тяжкие последствия. Субъектом преступления может быть человек, достигший 16-ти лет.
Кому это может быть нужно и зачем
Проанализировав ситуацию, можно заметить эффекты гибридной войны против харьковчан, считает политолог Галина Куц. По ее словам, это выгодно марионетковым режимам из так называемых «ЛНР» и «ДНР» и России.
«Можно заметить, что 1 и 9 мая о минированиях не сообщали: то есть людям дали спокойно отметить праздники, возрождающие эффект советской ментальности. Именно в эти дни собирались пророссийские сообщества и никаких минирований не происходило. Кроме этого, полиция сообщала, что минировали из оккупированных территорий», - отметила Куц.