
Скандал вокруг введения штрафов для водителей: действительно ли депутаты изменили мнение?

В Украине снова заговорили о возможном внедрении системы штрафных баллов для водителей, нарушающих Правила дорожного движения.
Идея состоит в том, чтобы каждому автомобилисту насчитывалось определенное количество баллов, которые бы списывались за каждое зафиксированное нарушение. Такая система, по мнению ее авторов, могла бы повысить дисциплину на дорогах и снизить количество ДТП.
Однако, как стало известно, Верховная Рада в ближайшее время не будет рассматривать соответствующий законопроект. Об этом сообщил народный депутат Украины Максим Бужанский в своем Telegram-канале. По словам парламентария, народные депутаты не планируют даже выносить на обсуждение вопрос о введении штрафных баллов.
«Сколько бы законопроектов на эту тему ни регистрировали в Верховной Раде, мы не будем их рассматривать. Водителям не стоит беспокоиться по этому поводу», — написал Бужанский.
Таким образом, народный депутат фактически поставил точку в многочисленных обсуждениях и публикациях о возможном возвращении штрафной системы, вызвавшей неоднозначную реакцию среди украинских водителей.
Как возникла идея штрафных баллов

Система штрафных баллов для водителей не нова для Украины. Ее уже пытались ввести несколько лет назад, однако полноценно она так и не заработала.
Впервые концепция была утверждена еще в 2015 году, когда планировалось, что каждому водителю будут ежегодно насчитывать 150 баллов. За каждое нарушение ПДД, зафиксированное камерами автофиксации, с этого счета снимали определенное количество баллов. Если лимит иссякал, водитель должен платить денежные штрафы.
Однако реализовать систему не удалось — из-за отсутствия полноценно работающей сети камер автоматической фиксации. В мае 2020 года президент Владимир Зеленский своим указом отменил предыдущую редакцию правил и проект был фактически заморожен.
Новые попытки восстановить систему

В 2022 году в Верховную Раду снова внесли законопроект №6502, предусматривавший возврат штрафных баллов. Его инициаторами стали представители Департамента патрульной полиции, аргументировавшие, что подобная система уже много лет эффективно работает в странах Европейского Союза. По их словам, это не только помогает уменьшить количество аварий, но и формирует ответственное отношение к управлению.
Несмотря на это, документ так и не был рассмотрен даже в первом чтении.
В октябре 2025 года заместитель председателя парламентского комитета по транспорту и инфраструктуре Владимир Крейденко заявил, что правительство готовит обновленный проект системы штрафных баллов. По его словам, в украинских условиях такая модель могла бы стать «альтернативным наказанием» для тех, кто регулярно нарушает правила, не прибегая сразу к денежным взысканиям.
«В странах ЕС эта система доказала свою эффективность. Мы тоже должны двигаться в этом направлении, чтобы сделать дороги более безопасными», — объяснял тогда Крейденко.
Почему вопрос снова сняли
Однако после заявления Максима Бужанского стало понятно, что к реализации этой идеи Верховная Рада пока не готова. По его словам, приоритетными сейчас остаются другие законодательные инициативы, а система штрафных баллов не входит в повестку дня.
Таким образом, водители могут быть спокойными — пока штрафы остаются в привычной форме, а никакие дополнительные «баллы» за нарушения не будут начисляться.
Справка:Система штрафных баллов действует во многих европейских странах – в частности, в Германии, Франции, Польше и Италии. Водитель получает определенное количество баллов в год и за серьезные или систематические нарушения их списывают. После потери всех баллов водительское удостоверение временно аннулируют, а для его восстановления нужно сдать повторный экзамен.
Комментарии