
ТОП интернет-мошенничеств, распространенных на Харьковщине

Будь на шаг впереди мошенников: советы от киберполиции Харьковщины
Онлайн-мошенничества остаются одним из самых распространенных видов преступлений как по Украине в целом, так и в Харьковской области Харьковские киберполицейские выяснили, какие схемы наиболее распространены в Харьковской области и дали практические советы, как избежать проблем.
«Наиболее распространенными остаются схемы недоставки оплаченных товаров, телефонные звонки от имени работников банка и фишинговые ссылки. При этом количество обращений граждан по недоставке оплаченных товаров, держит первую строчку почти постоянно», - говорит Татьяна Билык, начальница 6-го отдела УПК в Харьковской области Департамента киберполиции НПУ.
Недоставка оплаченных товаров
Это когда потерпевшие производят предоплату за товар, найденный через объявления в интернете или соцсетях, однако после получения денег продавцы исчезают или блокируют покупателей.
Как защититься?
- Совершайте покупки исключительно через надежные, проверенные интернет-магазины.
- Выбирайте оплату при получении (наложенный платеж).
- Для безопасного онлайн-шопинга создайте отдельную виртуальную банковскую карту, на которую переводите только ту сумму, которую планируете потратить.
- Никогда не сообщайте срок действия карты, CVV-код или PIN — даже если это просит якобы представитель банка или магазин.
- Если приобретаете что-то через сайты объявлений – общайтесь только в официальных чатах платформы. Не переходите в посторонние мессенджеры, так как часто используют мошенники для обмана.
Телефонные звонки от имени работников банка

Мошенники звонят по телефону гражданам, представляясь работниками банка или службы безопасности. Они сообщают о "подозрительной активности" или "взломе аккаунта" и просят предоставить реквизиты карты, коды с SMS или выполнить "перевод на безопасный счет".
Будьте бдительны! Настоящие банковские работники:
- Никогда не звонят с просьбой предоставить данные карты, ее срок действия, CVV или коды подтверждения
- Не просят отправить временные пароли из SMS – эти данные конфиденциальны.
- Не сообщают по телефону о фиктивных мошеннических операциях — в случае подозрения банк сам блокирует счет и просит прийти в отделение.
- Не предлагают устанавливать приложения для удаленного управления телефоном
- Не дают указаний по действиям в банкоматах или терминалах — такие инструкции могут являться частью мошеннической схемы.
Фишинговые атаки

Злоумышленники создают фейковые сайты маркетплейсов, страницы банков, сервисов доставки или государственных учреждений, чтобы заставить пользователя ввести личные данные, логины, пароли или реквизиты банковской карты.
Как распознать фишинг?
Внимательно проверяйте URL-адрес сайта. У надежных маркетплейсов есть четко прописанные доменные имена — например, rozetka.ua или olx.ua. Если в адресе есть лишние символы, буквы или цифры (например, roz3tka.ua, olx.com.ua), это может свидетельствовать о фишинговой подделке.
Оцените качество дизайна сайта. Поддельные ресурсы часто имеют схожий дизайн, однако на них попадаются орфографические ошибки, искаженная графика, странная верстка или необычное расположение элементов. Это явный признак мошенничества.
Не переходите по подозрительным ссылкам. Если вам прислали ссылки на акции, скидки или подарки, лучше проверить все лично через официальный сайт или приложение.
Напомним, недавно мошенники обманули горожан на 127 тысяч гривен.
Комментарии