• Главная
  • Проект "летающие крылья", рекорд скорости и 26 "мертвых петель". История легендарного Харьковского авиационного института, - ФОТО
История Харькова
13:00, 24 апреля 2023 г.

Проект "летающие крылья", рекорд скорости и 26 "мертвых петель". История легендарного Харьковского авиационного института, - ФОТО

История Харькова
Проект "летающие крылья", рекорд скорости и 26 "мертвых петель". История легендарного Харьковского авиационного института, - ФОТО

История легендарного Харьковского авиационного института.

Национальный аэрокосмический университет имени Жуковского "Харьковский авиационный институт" - легендарное и ведущее украинское высшее учебное заведение, которое готовит специалистов в области разработки и производства авиационной и космической техники. Именно благодаря ХАИ развивались не только отечественные, но и мировые технологии, которые позволили покорить небо и космос. Некоторые из изобретений вообще были настоящим технологическим прорывом, что повлияло на дальнейшее развитие человечества.

Редакция сайта 057 рассказывает историю легендарного Харьковского авиационного института.

Создание и уникальный случай в истории ВУЗа

Проект "летающие крылья", рекорд скорости и 26 "мертвых петель". История легендарного Харьковского авиационного института, - ФОТО, фото-1

История Харьковского авиационного институт началась в 1912 году, когда по инициативе профессора Георгия Проскуры создали авиасекцию на кафедре гидромеханики Харьковского технологического института. Так, 4 августа 1923-го коллегия Укрглавпрофобразования положительно рассмотрела вопрос об открытии авиаспециальности в ХТИ. В итоге на механическом факультете открылось авиационное отделение. В первой группе обучались всего 5 студентов. Чуть позже возникла вторая группа, где уже было 18 человек.

Растущий интерес к проблемам авиации и авиационного образования способствовал тому, что для преподавания новых теоретических дисциплин по авиации были привлечены значительные специалисты. Постепенно складывался коллектив преподавателей, способных проводить подготовку авиационных инженеров. В 1928 году в ХТИ состоялся первый выпуск инженеров по авиационной специальности.

17 апреля 1930 года был опубликован приказ № 1240 Высшего совета народного хозяйства СССР о реорганизации Харьковского технологического института и создании на его базе шести отраслевых ВУЗов: машиностроительного, химического, электротехнического, инженерно-строительного, сельскохозяйственного машиностроения и авиационного. Именно в этом году был основан Харьковский авиационный институт, а главному инженеру Харьковского авиазавода Григорию Петрову предложили возглавить новый вуз. И 1 июня 1930-го Петров приступил к выполнению своих новых обязанностей.

Проект "летающие крылья", рекорд скорости и 26 "мертвых петель". История легендарного Харьковского авиационного института, - ФОТО, фото-2

В 1930 году Харьковской авиационный институт имел в своем составе только два факультета - самолетостроения и моторостроения. На момент основания в вузе было всего 12 преподавателей и 69 студентов. Однако институт развивался чрезвычайно быстрыми темпами.

С 1931 по 1932 год директором Харьковского авиационного института был Андрей Медведер. Пребывание Медведера на посту главы ХАИ стало уникальным случаем в истории вузов СССР, поскольку он был директором ХАИ и одновременно студентом третьего курса факультета самолетостроения.

"Первый" в Европе пассажирский самолет и бомбардировщик Второй мировой войны

Проект "летающие крылья", рекорд скорости и 26 "мертвых петель". История легендарного Харьковского авиационного института, - ФОТО, фото-3

В 1932 году под руководством профессора кафедры конструкции самолетов Иосифа Немана инициативная группа сотрудников и студентов Харьковского авиационного института создала проект скоростного самолета, который получил название ХАИ-1. Это был первый в Европе пассажирский самолет с шасси, которое убиралось в полете, что обеспечило ХАИ-1 рекорд скорости. На двигателе М-22 мощностью 480 лошадиных сил самолет показал скорость в 322 километра в час. По этому показателю он занял первое место в Европе и второе в мире. С 1934 по 1937 год на Киевском авиазаводе построили более 40 таких самолетов. В послевоенные годы ХАИ-1 вообще стал самым массовым пассажирским самолетом СССР. Достижения в этой области послужили толчком для создания в Харьковском авиационном институте опытно-конструкторского бюро.

В 1934 году впервые взлетел планер "Осавиахимовец Украины" или ХАИ-4, созданием которого руководил Павел Беннинг. Именно Беннинг предложил уникальную систему гидравлической связи между передним и задним шасси, которая позволяла одновременно убирать и выпускать три колеса в полете. Параллельно с этим разрабатывали планер "Осавиахимовец ХАИ", которому суждено было войти в историю мировой авиации. На нем пилот Рыжков впервые в мире совершил фигуры высшего пилотажа на планере, выполнив 26 "мертвых петель", одна из которых - с выходом в обратном направлении.

Летом 1934 года в Харьковском авиационном институте создали планер-безхвостку или ХАИ-2. Уже через два месяца на десятых Всесоюзных планерных соревнованиях в городе Коктебель в Крыму ХАИ-2 поставил рекорд среди планеров своего класса, продержавшись в воздухе 58 минут. На обратном пути в Харьков планер поставил еще один рекорд - пилотируемый летчиком Леонидом Рожковым ХАИ-2 пролетел 4,5 часа на буксире от Крыма до Харькова без единой посадки.

Проект "летающие крылья", рекорд скорости и 26 "мертвых петель". История легендарного Харьковского авиационного института, - ФОТО, фото-4

В 1935 году инженер и в будущем генеральный конструктор Харьковского авиационного института Архип Люлька разработал и спроектировал первый в СССР турбореактивный двигатель РТД-1. В этом же году студенты института Фищук, Стасюк и Косухин создали проект "летающих крыльев". Они давали возможность человеку, выпрыгнувшему из самолета, совершать планирующий полет. В дальнейшем данный проект воплотили в жизнь под названием "реактивный ранец".

С 1936 по 1938 год на базе ХАИ-1 создали самолет ХАИ-5. В дальнейшем его модифицировали в бомбардировщик ХАИ-5 - Р10, который в годы Второй мировой войны активно использовали, как разведчик и ближний бомбардировщик, вплоть до 1943-го. Всего построили 490 таких самолетов.

Первые ракеты и бои с нацистами на территории ХАИ

Проект "летающие крылья", рекорд скорости и 26 "мертвых петель". История легендарного Харьковского авиационного института, - ФОТО, фото-5

С ноября 1937 года в Харьковском авиационном институте работала реактивная группа, проектировались первые ракеты. Так, 10 ноября под руководством академика Георгия Проскуры объединилась группа ученых, инженеров и студентов, которая занялась вопросами изучения ракетной тяги, конструированием и запуском первых ракет. 19 сентября 1940-го энтузиасты реактивной группы вблизи села Черкасская Лозовая под Харьковом запустили пороховую ракету №2

В 1941 году Харьковский авиационный институт окончил будущий преподаватель ХАИ, главный инженер и генеральный директор Харьковского авиационного производственного объединения Борис Хохлов. Именно под руководством Хохлова на Харьковском авиационном заводе выпускали такие всемирно известные лайнеры, как Ту-104, Ту-124 и Ту-134, а также начали подготовительные работы к производству нового поколения самолетов серии Ан - Ан-72 и Ан-74.

К началу 1940-х в ХАИ обучалось уже более тысячи студентов, работало опытно-конструкторское бюро и активно велись научные исследования. Развитие Харьковского авиационного института прервало нападение Нацистской Германии на Советский Союз. Более полутысячи преподавателей и студентов ХАИ воевали против нацистов на фронте, а в боевых действиях участвовали разработанные институтом бомбардировщики, как, например, ХАИ-5 - Р10.

Проект "летающие крылья", рекорд скорости и 26 "мертвых петель". История легендарного Харьковского авиационного института, - ФОТО, фото-6

В связи с оккупацией города Харьковский авиационный институт эвакуировали в Казань, где он продолжал готовить специалистов для авиационной промышленности. В военные годы студентов старших курсов ХАИ направляли на инженерные должности оборонных предприятий. Многие из них наградили орденами и медалями за успехи в организации производства боевой техники.

16 августа 1943 года бойцы 285-го гвардейского полка одними из первых ворвались в оккупированный Харьков и выбили нацистов именно из района Харьковского авиационного института. Пройдя территорию ХАИ, они вышли в район Журавлевского гидропарка.

Развитие ракетной техники и выдающийся конструктор Антонов

Проект "летающие крылья", рекорд скорости и 26 "мертвых петель". История легендарного Харьковского авиационного института, - ФОТО, фото-7

В 1944 году после освобождения города Харьковский авиационный институт вернули домой. Восстановление разрушенных корпусов вуза заняло почти 8 лет. Одновременно совершенствовался учебный процесс, создавались новые кафедры и расширялась программа научных исследований. В конце 1940-х провели первые опыты по штамповке взрывом. В 1953 году в институте начали работы по созданию реактивных горелок для бурения твердых пород и построили аэродинамическую трубу. В связи с развитием ракетной техники начали подготовку специалистов по ее проектированию и производству, а также открыли радиотехнический факультет.

В 1960-х в Харьковском авиационном институте создали лабораторию по использованию импульсных источников энергии в промышленности и лабораторию по исследованию длительной прочности авиационных конструкций. Начало работать студенческое конструкторское бюро, которое за время своего существования создало более 30 образцов самолетов. В 1966 году ХАИ включили в число 26 базовых высших учебных заведений СССР.

В июне 1967 года студенты Харьковского авиационного института построили и успешно испытали уникальный самолет ХАИ-20, который удостоили нескольких наград. Через два года в институте создали гибколет ХАИ-21 - прообраз нынешних мотодельтапланов. ХАИ-21 с успехом демонстрировали на выставках в США и Канаде.

Проект "летающие крылья", рекорд скорости и 26 "мертвых петель". История легендарного Харьковского авиационного института, - ФОТО, фото-8

С годами специализация Харьковского авиационного института расширялась. К 1980 году здесь открыли новые факультеты - систем управления летательными аппаратами и ракетно-космической техники. Продолжалось развитие материальной базы института. Завершили строительство комплекса аэродинамических труб, построили новые учебные корпуса, общежития, спорткомплекс и базу отдыха в Крыму. В 1977-м выдающийся конструктор Олег Антонов стал заведующим кафедрой конструкции самолетов ХАИ. В 1978 году за выдающиеся успехи в области подготовки высококвалифицированных специалистов и в научных исследованиях институту присвоили имя ученого и теоретика воздухоплавания Николая Жуковского. В 1980-х открыли факультеты повышения квалификации для работников авиационно-космической промышленности и факультет довузовской подготовки.

Международная космическая программа и научные проекты

Проект "летающие крылья", рекорд скорости и 26 "мертвых петель". История легендарного Харьковского авиационного института, - ФОТО, фото-9

В 1991 году после обретения Украиной независимости Харьковский авиационный институт стал единственным вузом, который осуществлял комплексную подготовку специалистов для авиационно-космической отрасли. В 1992-м впервые в истории ХАИ начал обучать иностранных студентов, был создан факультет экономики и менеджмента. В августе 1998 года на базе института создали Государственный аэрокосмический университет имени Жуковского "Харьковский авиационный институт". В 1999 году в ХАИ создали еще один факультет - гуманитарный.

11 сентября 2000 года ХАИ присвоили статус "Национальный". В дальнейшем вуз стал соисполнителем Международной космической программы "Альфа", а также научных проектов с фирмами США, Японии, Германии, Мексики, Нидерландов и Китая. В разные годы в университете преподавали генеральные конструкторы и руководители крупнейших авиационно-космических предприятий Украины.

Всего за годы своего существования ХАИ подготовил десятки тысяч инженеров. Среди специалистов с высшим образованием, которые работают в авиационно-космической отрасли Украины, 80% - выпускники ХАИ. Ученые вуза имеют достижения в областях сверхзвуковой аэродинамики, прочности авиационных конструкций, конструирования авиационных и ракетных двигателей, систем управления летательных аппаратов и многих других. Изобретения ученых ХАИ запатентованы более чем в 20 странах мира, а сам вуз является постоянным участником международных выставок.

Напомним, что редакция сайта 057 рассказывала историю легендарного Харьковского национального университета Воздушных сил имени Ивана Кожедуба. Подробнее об этом читайте здесь.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#история #хаи #авиационный #институт #жуковского
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления
live comments feed...