Город будущего от Нормана Фостера: какия изменения ожидают послевоенный Харьков

В начале февраля команда Фонда британского архитектора Нормана Фостера представила долгожданный проект Генерального плана, согласно которому послевоенный Харьков ожидаю полная перестройка.

057 собрал для харьковчан всю информацию о масштабном плане восстановления и реконструкции нашего города.

Что ожидает транспорт Харькова

Согласно новой стратегии развития города, главной целью оптимизации транспортно-дорожной сети станет обеспечение удобной быстрой связи между периферийными районами, а также центром города.

За счет уменьшения трафика на главных магистралях планируется реорганизовать транспортную структуру центра с созданием больших пешеходных зон и велодорожек.

Для этого планируется создать новые трассы в обход центра. Их построят за счет полос отчуждения внутригородских железных дорог, территорий недействующих промпредприятий.

Также разрабатываются проекты пробивки транспортных тоннелей под центральной частью города с выходом на существующие радиальные магистрали,

По словам мэра Харькова Игоря Терехова уже сейчас ведется разработка трассы внутреннего кольца города Харькова.

"Концепция новой транспортной модели, которая будет предложена, является крайне важной, поскольку является каркасом к внесению изменений в Генеральный план города Харькова. В этом году мы предоставим наши предложения харьковчанам для их привлечения и рекомендаций", - пообещал Терехов.

Также предполагается внедрение подземных и многоуровневых перехватывающих паркингов.  

В Харькове появятся пешеходные кварталы

В Харькове планируют создать пешеходные кварталы.

Например, это могут быть маршруты от Подола, от "Стрелки", от улицы Ковальской до оперного театра и "Зеркальной струи". Все это - тихий центр.

Многие улицы до войны претендовали на то, чтобы стать пешеходными, это: Донец-Захаржевского; Гоголя; Квитки-Основьяненко; Воробьева; переулок Воробьева. Теперь архитекторы решили расширить пешеходную географию. Проект пешеходных кварталов назвали "Котел"

Что будет на городе Северной Салтовке

В обновленном Генеральном плане города вся инфраструктура, которая нужна для комфортной жизни жителей Северной Салтовки, будет в пешей доступности от дома.

В пешей доступности будут магазины, учебные заведения, спортивные сооружения, места для отдыха и работы.

"Там планируется строительство жилья нового типа - с подземными паркингами, системами энергосбережения и локальными котельными. Мы представляем этот пилотный проект горожанам, чтобы они понимали, в каких условиях будут жить после нашей победы. Это потребует упорного труда 24/7 и значительных финансовых ресурсов, но мы это сделаем", - подчеркнул городской голова.

Рынок "Барабашово" превратят в научный парк

Рынок "Барабашово" будет превращен в революционный район смешанного использования, посвященный продвижению научных и технологических инноваций.

По словам Игоря Терехова этот проект объединит инновационный потенциал научных парков с современными подходами к созданию микрорайонов.

Также там будет внедрен современный подход к созданию микрорайонов с многоквартирными домами, общественными пространствами и современной набережной.

"Будут созданы новые схемы жилья, а также гибкие многоквартирные дома, которые будут способствовать экономическому развитию города за счет инновационных исследований и компаний. Присутствие и связь с университетами будет иметь важное значение, а также проектирование адекватных общественных пространств и зданий для продвижения ориентированного на человека района будущего", - отметил Игорь Терехов.

Но и после перестройки торговые места сохранят, но они будут качественно другого уровня.

Харьков превратят в зеленый, экологический город

В городе есть четыре реки (Лопань, Харьков, Немышля, Уды), которые имеют разные ширину и набережные. Они недостаточно полноводные, но очень удачно расположены по всему городу.

В стратегии развития города отмечается, что именно расчистка и благоустройство берегов рек "является приоритетом развития и восстановления рекреационных зон. С другой стороны, эти малые реки выделяют внутригородские районы и так же могут выступать территориями встречи и совместных действий локальных сообществ".

"Благодаря редизайну трех выбранных речных участков, Харьков получит стратегию преобразования своих рек в высококачественные общественные пространства, которые будут служить экологическими коридорами, продвигая стратегию пешеходного и велосипедного движения в городе", - заявил Игорь Терехов.

Также в новом Генплане предлагается объединить все парки, водоемы и реки в целостную, непрерывную экосистему. 

Планируется объединить раздел полосы проспектов Героев Харькова, Гагарина и Науки. Необходимо будет демонтировать сплошные ограждения, заменив их взрослыми деревьями, и дополнить систему тротуаров велодорожками.

Также не задействованы в пространственном развитии участки предприятий, которые прекратили свою работу с изменением характера современного производства (переход из индустриальной в постиндустриальную эру) и разрушительными последствиями российской агрессии. Предлагается воспользоваться этими участками для развития ландшафтных парков.

Парки городских больниц должны быть доступны всем жителям и могут стать частью общего экологического каркаса, включая систему вело- и пешеходных дорожек общего пользования.

Пилотным проектом для реализации этой концепции был выбран участок реки Харьков от Журавлевского водохранилища до проспекта Героям Харькова.

В послевоенном Харькове будет жить более двух миллионов человек

Обновляя Генеральный план развития Харькова, специалисты рассчитывают, что численность города будет составлять от 2 до 2,5 миллиона жителей.

Так считает Игорь Терехов. 

"Мы все уверены в нашей победе. Харьков - очень знаковый город для Украины, Европы и всего мира. Поэтому мы рассчитываем на численность в два - два с половиной миллиона жителей города Харькова вместе со студентами, которые будут учиться в наших вузах и техникумах. Возможно, со временем будет еще больше", - отметил мэр. 

В свою очередь британский архитектор Норман Фостер отметил, что после пережитых испытаний город должен стать еще сильнее и привлекательнее.

Норман Фостер

"Исторически, в прошлом, во времена кризиса люди, конечно же, бежали из городов. Но уроки истории показывают, что город всегда возрождается из кризиса, будь то волны катастрофы, такие как война, пандемия, природные катаклизмы. Но город всегда восстанавливается, становится лучше, сильнее. И это мы и обсуждаем, создавая Генеральный план. Потому что ожидаем, что город в будущем станет лучше, более привлекательным, станет социальным магнитом, который будет побуждать людей возвращаться", - отметил Норман Фостер.