• Головна
  • Маниловщина харьковского разлива
11:00, 22 червня 2011 р.

Маниловщина харьковского разлива

За 15 месяцев губернаторства Михаила Добкина на Харьковщине не реализовано ни одного крупного проекта

 

Коррупция и зарплаты в конвертах - любимые темы Михаила Добкина. Он часто и охотно рассказывает о том, как можно и нужно бороться и с тем, и с другим. Когда очередной член ПР попадается на взятке, Добкин заявляет, что партия не только не поможет, а и «поспособствует, чтобы получил по полной программе». Харьковское ноу-хау (билборды с перечнем предприятий, которые платят зарплату меньше минимальной) социальный вице-премьер Сергей Тигипко недавно обещал рекомендовать распространить на всю Украину. Правда, доходы и расходы самого Добкина как госслужащего вызывают много вопросов. Согласно декларации его совокупный доход за прошлый год составил без малого 105 тыс. грн. На счетах у него еще около 65 тыс. Но при этом губернатор не скупится на дорогие подарки стоимостью в несколько годовых зарплат, вроде часов с бриллиантами за $50 тыс. для Анны Герман.

И благотворительность Добкину не чужда. Только в этом году он поучаствовал в благотворительном аукционе, организованном экс-«бютовцем» Александром Фельдманом, а до того вместе со своим замом Юрием Сапроновым и мэром Харькова Геннадием Кернесом подарил Харьковской филармонии медные духовые инструменты на 1 млн. грн. Где губернатор берет деньги на все это, можно только догадываться.

В Харькове время от времени циркулируют слухи о том, что то ли Добкин хочет на повышение в Киев, то ли его хотят, то ли по линии партии, то ли правительства. И с этим связана еще одна слабость губернатора - масштабные проекты отнюдь нерегионального значения. Так, заявляется, что харьковский Завод им. Шевченко будет выпускать электронные учебники и в сотрудничестве с ним заинтересована «Mіcrosoft Украина». Или: одна из украинских компаний готова купить 54 самолета харьковского производства, в городе будет построен современный мусороперерабатывающий завод, а в области - «Деревня будущего». Харьковщина станет пилотным регионом комплексной реализации национальных проектов. Она первой реализует эксперимент по монетизации льгот на проезд в общественном транспорте. А с визитом патриарха РПЦ Кирилла Харьковщину «посетит особая Божья благодать, и... поможет нам и в экономике, и в сельском хозяйстве, и в личной жизни»... Перечень блестящих перспектив, о которых любит рассказывать харьковский губернатор с увлеченностью и убежденностью, достойными Манилова, можно продолжать очень долго. Чего не скажешь об уже реализованных проектах - их просто нет (за исключением единого регистрационного центра, открытого почти на месяц позже обещанного).

«2011 год должен вернуть Харьковскую область в тройку лидеров по социально-экономическому развитию», - неоднократно заявлял Михаил Добкин. Однако согласно исследованию «k:» регион за последний год прочно обосновался в другой тройке - аутсайдеров. Единственный солидный рывок - рост иностранных инвестиций. В 2010-м они увеличились на $622,6 млн. Это почти на 40% больше, чем в 2009-м. Правда, рекордный показатель обеспечила главным образом одна сделка - по продаже Александром Ярославским своего пакета акций УкрСиббанка французской банковской группе BNP Paribas.

«Этот прирост нельзя рассматривать как инвестиции, направленные на реальную поддержку региональной экономики, - считает Игорь Райнин, бывший первый замначальника облуправления экономики, работавший в ОГА и при Кушнареве, и при Авакове. - В то же время объемы инвестиций в стратегически важные отрасли экономики области (промышленность и сельское хозяйство) значительно уменьшились. В промышленность инвестиции уменьшились почти на $20 млн., из них$14 млн. - машиностроение. Аналогичная ситуация в сельском хозяйстве - там тоже минус $5,5 млн. Причем инвестиции отзывают не офшоры, а крупнейшие мировые инвесторы - Россия и США! Россия уменьшила объемы своих инвестиций на $5 млн., а США - на $15 млн.».

О причинах, по которым не удалось реализовать обещанное, Добкин говорить не любит. В июне прошлого года он представлял коллективу Завода им. Шевченко (одного из самых проблемных предприятий в области) нового директора Андрея Тимчука со словами «кризис-менеджер - человек, способный навести здесь порядок». Спустя девять месяцев после акций протеста из-за невыплаты зарплат губернатор сообщил о грядущем увольнении Тимчука, не вдаваясь в детали: «В последнее время я не видел блеска в его глазах... С одной частью поставленных перед ним заданий он справился, с другой - нет».

«Находить оправдания - удел слабых. Мы себя таковыми не считаем, мы двигаемся вперед и решаем накопившиеся проблемы», - говорит Добкин. Тем не менее каждый раз, когда ему все-таки приходится объясняться по неудобным вопросам (а надо сказать, что за время губернаторства Добкин и его окружение мастерски научились ограждать себя от них), он вспоминает о тяжелом наследии, оставленном предшественниками, и о «пяти потерянных годах» так, как будто сам не руководит областью уже больше года. Он обвиняет предшественников в «убийстве» сельского хозяйства, хотя в 2010-м Харьковская область впервые за много лет была не в лучших, а худшей в Украине (все из-за «неблагоприятных погодных условий»). Добкин охотно рассказывает, как за годы губернаторства Арсена Авакова долг по зарплате увеличился в пять раз - «почти до 150 млн. грн.».

В действительности, по данным Госкомстата, на 1 марта 2010-го задолженность составляла чуть меньше 130 млн. грн., тогда как на 1 мая этого года она уже превысила 160 миллионов гривен.

При этом в числе главных должников сейчас, как и тогда, госпредприятия: Завод им. Малышева, Завод им. Шевченко, Харьковский авиазавод. Последний, правда, на днях с рабочими рассчитался. Но произошло это в ручном режиме (за что Добкин в свое время критиковал предшественников) и после того как люди пригрозили выйти на улицу. Схожая ситуация была с КП «Горэлектротранс»: зимой после забастовки предприятие рассчиталось с работниками исключительно благодаря деньгам, выделенным из городского и государственного бюджетов. Но оно по-прежнему остается одним из крупнейших должников Пенсионного фонда (около 40 млн. грн.). Однако ни растущие долги перед ПФ (без малого 295 млн. грн.) и по зарплате, ни задолженность области за газ, ни проблемы с финансированием строительства новой станции метро не мешают Добкину смотреть в будущее с оптимизмом и строить новые прожекты.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...