Харьков, который мы потеряли: аварийный дом, где во время войны жила Людмила Гурченко (фото)
Невзрачное 4-этажное здание по переулку Кравцова, 7 с первого взгляда вряд ли кто-то назовет стоящей архитектурной достопримечательностью. На его фасаде уже давно нет декоративных изысканных орнаментов или статуй – это старый запущенный дом, угрожающий прохожим часто осыпающеюся штукатуркой. Вся его красота разрушилась за примерно вековое существования.
Когда я собирал информацию об этом доме, то даже не надеялся найти имя спроектировавшего его архитектора, ну или хотя бы год строительства. Оно и не удивительно: в Харькове десятки подобных «безродных» зданий, данные о которых могут пылиться на дальних полках архивов, в лучшем случае, а в худшем – давно уже сгорели. Сколько пожаров пережил город, в том числе и в архивах!
Однако одно известно наверняка – здесь прошло раннее детство знаменитой на весь бывший Советский союз актрисы и певицы Людмилы Гурченко. Это были не лучшие годы ее жизни, ведь тогда, как раз, началась Вторая мировая война. Маленькая Люся вместе с мамой перебралась жить в этот дом осенью 1941 года не по собственной воле – их родное жилье заняли немцы.
«...Началось с того, что собрали всех жителей нашего дома, оставшихся в оккупации, и приказали освободить дом. …«Здесь будет расквартирована немецкая часть»... Наш дом распался. Кто куда. Разбрелись по разным квартирам. Мы с мамой попали в четырехэтажный дом, в квартиру на четвертом этаже. Этот дом стоял по тому же Мордвиновскому переулку (старое название переулка Кравцова, - уточнение автора), только ближе к Рымарской. Из окон нашего жилища, из комнаты соседки видна была слева, внизу, Клочковская, а справа, вверху, — Рымарская. Наш крутой, горбатенький Мордвиновский переулок соединял эти две параллельные улицы…», - писала Людмила Гурченко в своих мемуарах «Мое взрослое детство».
С 1982 года бывший дом Людмилы Гурченко находится в аварийном состоянии, ведь постройка дореволюционная и, к тому же, пережившая войну. Капитального ремонта на своем веку она не помнит, а коммунальщики приезжали сюда лишь однажды - когда в квартире на втором этаже провалился пол.
«Все это рухнуло в подвал. И первый этаж. Два этажа пошли в подвал», - рассказывает пенсионерка Анна Васильевна.
Местные жители говорят, ремонт коммунальщики тогда сделали недобросовестно. Кроме того, дом с 82-го года угрожает обвалом. Все его стены усеяны трещинами, проседает фундамент и течет крыша. Балконы же здания выглядят так, будто могут обрушиться в любую минуту.
Интересно, есть решение исполкома 1982 года, что жители дома подлежат немедленному отселению. Но до сегодняшнего дня все остается как и прежде.
Харьковские чиновники объясняют: только на ремонт фасада нужно 200 тысяч гривен. А на капитальный ремонт всего дома - почти миллион. Таких денег в городском бюджете сейчас нет.
«К сожалению, таких домов в районе и улицы Рымарской, Клочковской и переулка Кравцова тоже очень много, которые находятся в таком состоянии. Поэтому, естественно, нужны средства. Их, к сожалению, не хватает», - отметил директор Департамента жилищного хозяйства Роман Нехорошков.
Посему серый и неприглядный дом скоро может исчезнуть. Может это и к лучшему – он не будет представлять постоянную опасность, как для своих жильцов, так и для случайных прохожих. Но вместе с ним исчезнет и часть истории города, о войне, о Людмиле Гурченко, в конце-концов, о дореволюционном расцвете…