Военную базу расформируют, сотрудников уволят, а землю еще придется обеззаразить: последствия вывоза меланжа из-под Харькова (видео)
Из области вывезли последнюю цистерну ядовитого компонента ракетного топлива. Его запасы десятки лет хранились на военной базе в Шевченково. Теперь базу должны расформировать, сотрудников - уволить, а территорию - отдать местным властям.
Медленно и очень осторожно - так 14 последних цистерн с меланжем отправляются в путь. Ехать им - около недели. Конечный пункт - город Дзержинск в Нижегородской области. Эта партия ядовитого компонента ракетного топлива, по меркам военных, не крупная - чуть больше семисот тонн. Всю дорогу за цистернами будут следить представители завода-переработчика - останавливаться и проверять герметичность. Успокаивают: экологической катастрофы не случится. Рассказывают, как будут действовать, если жидкость прольется, - даже с юмором, пишет МГ «Объектив».
«Вылили эту, как называется, кислоту. Ну, там 50 тонн, кислоты, ну и что – привезли 50 тонн аммиачной воды, налили, кончилась, получилось удобрение, и бурно начинает расти все вокруг. Можно сгореть в нем, потому что это кислота. Просто расплавиться и все. Ничего страшного нет, вот видите, я весь тоже в кислоте, всю жизнь. Сорок лет я буквально чуть ли не пил эту гадость, но видите, я здоров», - пытается шутить заместитель генерального директора фирмы-переработчика меланжа Владимир Арутинян.
Для Украины меланж был тикающей бомбой. Цистернам, в которых он хранился, больше 30 лет - любая могла протечь и отравить не только почву. Испарения вещества могут вызвать отек легких - опасен даже легкий «дым» над емкостями.
На базе в Шевченково с советских времен хранилось пять тысяч тонн меланжа - самый крупный украинский запас. Отправляли в Россию опасное вещество в течение четырех лет. Спонсирует и вывоз, и утилизацию яда ОБСЕ. За эти годы потратили около 20 миллионов евро. Признаются: заботились не только об украинской экологии.
«Для мирового сообщества, в принципе, неспокойное время сейчас во многих точках мира. Меланж по-прежнему используется, используется для запуска ракет средней и меньшей дальности, с этой точки зрения уничтожение меланжа для ОБСЕ является также вкладом в нераспространение вооружения», - заявляет представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Антон Мартынюк.
На территории военной части в Шевченково остались лишь некоторые запасы других компонентов ракетного топлива. Они менее токсичны и вывозить далеко их не станут. Утилизировать меланж могли и в Украине. Представители ОБСЕ искали подходящее предприятие по всей стране. Но ни один из отечественных азотных заводов не взялся.
«Эти же самые предприятия могли взять эту технологию, создать эту установку в Украине и сократить тем самым расходы на перевозку и утилизацию, и дать возможность заработать своим людям и так далее. К сожалению, видимо, экономическая целесообразность с точки зрения заводов была несколько иной», - объясняет ситуацию Антон Мартынюк.
Теперь в Украине остался один склад меланжа - в Одесской области. Избавиться от яда там обещают к марту следующего года. А на хранилище в Харьковской области - уже другие заботы.
Почти 40 гектаров земли в Шевченково теперь обследуют и очистят. Бочки, в которых хранился меланж, утилизируют, воинскую часть - расформируют, а земли передадут местным властям. Правда, что с ними делать - пока никто не придумал.
Сначала обещают проверить, насколько заражена почва под бочками. Ясно одно - выращивать здесь уж точно ничего нельзя. Но земли можно использовать иначе.
«Мы не оставим, конечно, эту базу. Вы сами видите, в каком виде эта база. Если через год мы сюда вернемся, здесь, наверное, ничего не будет. Профилирование базы здесь может быть, сделать базу ГСМ, здесь интересные по логистике, здесь, вы видите, железнодорожная ветка», - говорит и.о. директора департамента утилизации компонентов ракетного топлива, ракет и боеприпасов Минобороны Александр Коротаев.
У военных - своя головная боль. После того как часть расформируют, всем, кто служит здесь - а это почти полторы сотни человек, - придется искать новую работу.
«Кто здесь служит, будут размещены в других военных структурах. А местные, которые являются личным составом, сотрудники Вооруженных сил Украины, будут трудоустроены на предприятиях, по местному, по собственному желанию», - уверяет начальник Командования Сухопутных войск Вооруженных сил Украины по логистике Юрий Толочный.
Судьба военной части должна решиться в ближайшее время. Что будет на ее месте - губернатор намерен обсудить в Кабмине. Но окончательное слово - за местными властями.