Харьков, который мы потеряли: один из первых кооперативных домов, в котором жил знаменитый украинский поет Николай Хвыльовый (фото)
Практически все здания на улице Рымарской были построены еще в XIX веке. За два столетия ее внешний облик изменился минимально. Разве что исчезли деревья и появилось множество современных кафе.
Улица Рымарская по праву считается одной из самых старых в Харькове. В XVII веке здесь жили ремесленники рымари, занимавшиеся выделкой кож и изготовлением шорных изделий. Отсюда и получила название улица. В начале XVIII века она начала быстро застраиваться. В настоящее время это одна из немногих улиц, где маленькие старые домики гармонично соседствуют с архитектурой 19 века.
После Второй мировой войны Рымарская получила свое нынешнее название. До этого харьковчане ее знали как улицу Клары Цеткин.
Именно на Рымарской в 1920 году жил председатель ВЧК, народный комиссар внутренних дел Феликс Дзержинский. В честь него позже был назван весь район в нашем городе. Кроме того, в здешней гимназии учились знаменитая певица и актриса Людмила Гурченко, нынешний харьковский губернатор Михаил Добкин.
В феврале 2009 года вдоль всей улицы коммунальщики срезали все деревья.
Одно из самых уникальных зданий не только на Рымарской, но и во всем Харькове - дом №19. Построили его по проекту архитектора Александра Ржепишевского в 1915 году. Практически столетняя многоэтажка олицетворяет модные веяния того времени — асимметричность фасадов, архитектурный декор, в котором использован мелкий рельеф скульптурных украшений, использованием башнеобразных объемов и пирамидальных завершений крыш — диковинный стиль модерн, причем близкий к петербургской архитектурной школе.
Архитектор был основателем Товарищества частных квартир и этот, построенный по его проекту, «компанейский» дом стал прототипом современных жилищных кооперативов. Жили в этом доме представители свободных профессий — художники, врачи, инженеры, которые общались между собой и были «компанией». Здесь же обзавелся квартирой и сам Ржепишевский.
Для Харькова компанейские дома, которые сейчас назвали бы кооперативными, были новинкой — квартиры в них изначально были собственностью жильцов, что по тем временам было неслыханно. В то время более популярными в Харькове были доходные дома, в которых жилье можно было снять. В доходном доме человек не был собственником квартиры, он просто снимал обставленные апартаменты и не мог что-либо изменить без разрешения хозяина. А вот владельцы жилья в компанейских домах создавали интерьер для себя: человек мог заранее обсудить с архитектором планировку, продумать детали жилья. Квартиры здесь строились по индивидуальному заказу.
Это была революция для Харькова. Компанейские дома в то время практиковались в Петербурге, но даже там их было мало. Именно из северной столицы Ржепишевский и привез в Харьков эту идею.
После революции 1917 года квартиры в компанейских домах национализировали. Большевики превратили роскошные хоромы в серые и однообразные коммуналки.
С 1925 по 1930 год в доме № 19 на улице Рымарской жил известный украинский писатель и общественно-политический деятель, идейный вдохновитель ВАПЛИТЕ Николай Хвыльовый, автор знаковых и знакомых практически каждому из школьной программы произведений «Санаторійна зона», «Я (Романтика)» и «Мати». В память о нем на фасаде здания установлена мемориальная доска.
Некогда была здесь еще одна мемориальная табличка, гласившая, что в этом доме жил художник Александр Шевченко. Однако табличку со стены украли, и она пока не восстановлена. В доме на Рымарской, 19 бывала и Клавдия Шульженко.
В середине декабря прошлого года с фасада здания сняли часть скульптур. 4 статуэтки ангелов рабочие разрезали на части, сложили в мешки и вывезли.
В столь замечательный дом не обошли стороной и огромные проблемы. По словам жильцов, здание находится в аварийном состоянии и может рухнуть чуть ли не в любую минуту.
«Жить в доме не только проблематично, но и опасно. В 4-м подъезде перекрытия падают на газовые трубы, вентиляции нет, оконные блоки на запасном выходе отсутствуют. Ледяная вода, так как в доме нет централизованной подачи горячей воды, и холод в местах общего пользования, отсутствие вентиляции отравляют нам жизнь. В 2010 году за счет городского бюджета сделали «ремонт» в 4-х квартирах 4-го подъезда. На это потратили 1 миллион 800 тысяч гривен, при этом произведен перерасход денежных средств, по нашему мнению воровство больше 210 тысяч гривен. Ремонт произведен с нарушением проекта, использовали металл б/у без сертификатов, щебенку вместо керамзита, материал типа пенопласта вместо пенобетона и т.д. Но как падали перекрытия, так и падают, через стены и крышу можно наблюдать улицу. Правоохранительные органы Харькова не хотят рассматривать наши жалобы на качество ремонта, а Департамент ЖКХ всячески оправдывается и черное называет белым», - жалуется нынешняя обитательница «компанейского» дома Людмила Денисенко.
В этом году началась очередная реконструкция дома. Тендер на его капитальный ремонт выиграло ООО «СК «Харьковстроймонтаж». Согласно информации официального общегосударственного портала «Государственные закупки», стоимость работ – 2,5 миллиона гривен. Договор подписан 6 августа, срок выполнения заказа – на протяжении всего нынешнего года.
Людмила Денисенко же в добросовестное выполнение реконструкции не верит. Говорит, рабочие страшно «халтурят», а сам ремонт продвигается крайне медленно.
«Нам разрушили фактически всю заднюю часть дома. При этом рабочие за несколько месяцев не удосужились даже вывезти строительный мусор. О том, чтобы начать закрывать стены, даже и речи пока не идет», - уверяет женщина.
Интересно, что здание признано памятником архитектуры и имеет охранный номер. Однако это не спасает его от разрушений, связанных с возрастом. Соответствующие службы, которые должны следить, чтобы этого не происходило, видимо, смотрят на ситуацию через розовые очки.