Покушение на Николая II, десятки террористических актов и загадочная смерть: история известного харьковского террориста
Борис Савинков – революционер, террорист и один из лидеров партии эсеров. По подсчетам современников он принял участие в организации 27 террористических актов. Он неоднократно попадал в руки к правоохранителям, но ему удавалось сбегать. Малоизвестным фактом является то, что родился Савинков в Харькове. Редакция 057 решила рассказать историю жизни харьковского террориста.
Борис Савинков родился в 1879 году в Харькове. Его отец работал юристом, но был уволен за свои либеральные взгляды. В 1905 году он скончался в психбольнице. Мать Бориса, Софья Александровна, была журналисткой и драматургом. Большую часть своего детства Савинков провел в Варшаве. После окончания местной гимназии поступил в Петербургский университет.
Бунтовать будущий террорист начал уже в студенческие годы. В это время он принимал участие в антиправительственных выступлениях, за которые был исключен из университета. Через время Савинков уезжает в Германию, где продолжает обучение. Однако уже в 1901 году Савинков возвращается в Россию, где его высылают в Вологду. Там он какое-то время работает секретарём консультации присяжных, поверенных при Вологодском окружном суде.
Из ссылки Борису удалось бежать в Женеву, где он вступил в партию эсеров. Он также вступил в ее «Боевую организацию», а вскоре стал заместителем ее главы — Е. Ф. Азефа. Савинков принимал участие в организации многих террористических актов. Такими стали убийство министра внутренних дел Плеве, генерал-губернатора Москвы - великого князя Сергея Александровича и священника Георгия Гапона.
В 1906 году Борис Савинков собирался убить командующего Черноморским флотом адмирала Чухина. Его называли «вешатаелем» за подавление революционных настроений моряков. Савинкова арестовала полиция и посадила в Севастопольскую тюрьму. Мужчину приговорили к смертной казни, но ему удалось сбежать за границу. Позднее он планировал покушение на императора Николая II, но попытка была неудачной.
Избежав смерти, Савинков переезжает в Румынию, где начинает работать в литературном жанре. В 1909 году выходит его книга «Воспоминания террориста» и повесть «Конь Бледный». Последняя была выпущена под псевдонимом В. Ропшин. В 1914 году мир увидел роман «То, чего не было». Нужно отметить, что эсеры скептически оценили литературную активность Бориса.
В это же время происходит разоблачение Азефа, начальника Савинкова, которое сильно ударило по авторитету «Боевой организации». Все это влияло на состояние террориста. Писатель А. Куприн, встречавший Савинкова во Франции, писал, что тот уверял его: «Верьте мне, заряженный пистолет у вас в кармане всегда понуждает вас выстрелить».
Во время Первой мировой войны работал в Париже, получив удостоверение военного корреспондента.
Савинков вернулся в Петроград в апреле 1917-го. За короткий срок он стал комиссаром Юго-Западного фронта, а позже – заместителем военного министра. Борис считал, что глава правительства Александр Коренский недостаточно жесткий, поэтом он сблизился с представителями генералитета. Дружбу Савинкова и генерала Корнилова Керенский посчитал заговором. В октябре 1917 года Бориса Савинкова исключили из партии эсеров. Он создал «Союз защиты Родины и свободы», планируя уже антибольшевистские восстания. После раскрытия организации террорист бежит в Уфу, а после - во Францию, за поддержкой Антанты. Ему удалось встретиться с Черчиллем. Позже он едет в Польшу и встречается с Пилсудским. Он помог сформировать ему русские подразделения в советско-польской войне. Однако после окончания этой войны, он был вынужден покинуть Польшу и уехать в Лондон.
В 1924 году Савинкова обманом заманили в СССР благодаря операции «Синдикат-2», разработанной ОГПУ. Его арестовали и приговорили к смертной казни, но позже смягчили наказание на 10 лет заключения. По некоторым данным в тюрьме жил в гостиничных условиях и мог заниматься литературой. По официальным данным Савинков покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна. Существует версия, что Бориса Савинкова убили. Если верить предсмертным откровениям в лагерном лазарете латышского нквдэшника Артура Штрюбеля, то Савинкова вытолкнули из окна пять сослуживцев.
Напомним, что мы писали историю Николая Барабашова. Подробнее об этом читайте здесь.