• Головна
  • Гибель в огне конструктора, создание «Сатаны» и освоение космоса. История знаменитого промышленного гиганта Харькова, - ФОТО
«Совковый» Харьков
18:00, 11 квітня 2021 р.

Гибель в огне конструктора, создание «Сатаны» и освоение космоса. История знаменитого промышленного гиганта Харькова, - ФОТО

«Совковый» Харьков

История известного харьковского предприятия, повлиявшего на освоение человечеством космоса.

В начале 2021 года Харьков продолжает оставаться главным промышленным городом Украины. Местные предприятия имеют важное стратегическое значение для экономики и безопасности страны. Одно из них - «Хартрон», который считается ведущим мировым разработчиком и производителем систем управления в ракетно-космической отрасли. Поэтому мы решили остановиться на истории именного этого знаменитого харьковского предприятия.

Взрыв на стартовой площадке и гибель главного конструктора

Гибель в огне конструктора, создание «Сатаны» и освоение космоса. История знаменитого промышленного гиганта Харькова, - ФОТО, фото-1

История предприятия начинается 11 апреля 1959 года, когда Совет министров СССР принял постановление «Об организации особого конструкторского бюро № 692». Его решили создавать в Харькове на базе специальных конструкторских бюро №897 и №285. В новое конструкторское бюро из СКБ №897 перевели группу специалистов во главе с инженером Александром Гинзбургом, а из СКБ №285 - группу специалистов, которой руководил эксперт в области радиосвязи Герман Барановский. Первым главным конструктором бюро назначили Бориса Коноплева - известного советского специалиста в области систем управления межконтинентальных баллистических ракет

Буквально за первый год работы коллектив особого конструкторского бюро №692 спроектировал и воплотил в приборы систему управления ракеты Р-16. Именно она стала первой межконтинентальной баллистической ракетой на высококипящих компонентах топлива, состоявшей с 1962 по 1977 год на вооружении Советского Союза.

Однако в октябре 1960 года при подготовке к пуску первой ракеты Р-16 произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени. Это привело к взрыву и пожару на стартовой площадке, в результате чего погиб главный конструктор ОКБ №692 Борис Коноплев. И только лишь 2 февраля следующего года удалось успешно запустить ракету Р-16.

Межконтинентальные ракеты и космические аппараты

Гибель в огне конструктора, создание «Сатаны» и освоение космоса. История знаменитого промышленного гиганта Харькова, - ФОТО, фото-2

В марте 1962 года был осуществлен первый успешный пуск ракеты-носителя 63С1 семейства «Космос» с автономной системой управления, разработанной харьковским бюро. Уже в декабре ОКБ №692 выпустил эскизный проект орбитального варианта ракеты Р-36. Во время проектирования системы управления конструкторы бюро разработали новые технические решения, которые не имели аналогов в мире.

Спустя два года особое конструкторское бюро №692 получило задание разработать систему управления ориентацией и стабилизацией космического аппарата «Целина».

В 1965 году бюро вошло в состав Министерства общего машиностроения. В составе ОКБ №692 образовали лабораторию по изучению проблемы производства бортовой цифровой вычислительной машины, а бюро начало создавать цифровые системы стабилизации. В августе того же года советское правительство приняло постановление «О создании на базе ракеты Р-36 космического носителя». В итоге данный носитель разрабатывали в двухступенчатом и трехступенчатом варианте - «Циклон-2» и «Циклон-3». А уже к концу года был осуществлен первый пуск орбитального варианта ракеты Р-16 по суборбитальной траектории.

21 июля 1967 года ракету Р-36 с системой управления приняли на вооружение армии СССР. Также был совершен ее пуск по орбитальной траектории на полную дальность. В 1969 году на предприятии развернули работы по созданию еще одной межконтинентальной ракеты УР-100Н. А через год ОКБ №692 разработало высокоэкономичную систему управления космического аппарата «Целина-А».

«Сатана» и «Мир»

Гибель в огне конструктора, создание «Сатаны» и освоение космоса. История знаменитого промышленного гиганта Харькова, - ФОТО, фото-3

Годы шли и на харьковском предприятии осваивали новые технологии, а само оно в 1977 году получило новое название - «Электроприбор». Тогда же впервые на базе бортовой цифровой вычислительной машины построили систему управления космического аппарата, а если быть точным, то транспортного корабля снабжения орбитального космического комплекса «Алмаз». Вдобавок впервые в Советском Союзе на предприятии была разработана технология «электронного пуска».

Уже в начале нового десятилетия на предприятии начали проектировать системы управления для орбитальной космической станции «Мир» и уникального ракетного комплекса стратегического назначения Р-36М2, который в некоторых других странах прозвали «Сатаной». Она получила такое название, потому что могла нести 10 головных частей с термоядерными зарядами, общая мощность которых составляла 4,5 мегатонны. А в 1987 году состоялся пуск самой мощной советской ракеты-носителя «Энергия» вместе с комическим аппаратом «Скиф ДМ». Его систему управления разработали именно на харьковском предприятии.

После распада Советского Союза научно-производственное объединение «Электроприбор» переименовали в «Хартрон». Затем в Украине создали Национальное космическое агентство и в его ведение передали предприятие, которое со временем превратилось в холдинг. Всего за свою историю харьковское предприятие создало системы управления для ракет-носителей, которые вывели на орбиту Земли около одной тысячи космических аппаратов самых различных серий. Сейчас «Хартрон» продолжает оставаться одним из самых успешных предприятий не только Харькова, но и всей Украины.

Напомним, что в Харькове запускают новый троллейбусный маршрут. Подробнее об этом читайте здесь.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#история #хартрон #предприятие #космос #ракеты
Високі оцінки користувачів за Стиль викладу
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...