Старинная гостиница, особняк и филармония: ТОП-5 отреставрированных памятников архитектуры в Харькове, - ФОТО
ТОП отреставрированных памятников архитектуры в Харькове.
Строительные работы на старинных зданиях в историческом центре Харькова вызывает разные впечатления — кому-то нравится преображение старых домов, кто-то критикует его в пух и прах. Мы поинтересовались мнением специалиста, насколько правильно отреставрированы архитектурные памятники города, что уникального удалось сохранить, а что с профессиональной точки зрения получилось неудачно. Архитектор и преподаватель кафедры градостроительства Харьковского национального университета городского хозяйства имени А.Н. Бекетова Денис Витченко рассказал 057 о плюсах и минусах последних реставраций в городе.
Согласно действующим Государственным строительным нормам, реставрация — это совокупность научно обоснованных мероприятий по укреплению физического состояния, раскрытие наиболее характерных признаков, восстановление утраченных или поврежденных элементов памятника с обеспечением сохранения их подлинности. По сути это полное либо частичное возвращение зданию первоначального облика на определенный (или оптимальный) исторический период, преимущественно комплексное: и в интерьере, и в экстерьере. Для создания условий современного использования здания-памятника, выполняется проект его приспособления. В существующую структуру здания стараются минимально включить новые планировочные и технологические элементы, при этом максимально спрятать необходимые в современных условиях инженерные коммуникации (системы электроснабжения, централизованного отопления, водоснабжения, канализации и т.д.), которых в здании не было первоначально.
Также по современным нормам инклюзивности здания и сооружения необходимо сделать доступными для людей с инвалидностью, устроив необходимые пандусы и лифты, санузлы, предназначенные специально для инвалидов, оснастив пути передвижения специальными тактильными поверхностями для слепых и слабовидящих и т.п. Обязательно должны быть выполнены требования норм противопожарной безопасности, которые распространяются и на здания памятников архитектуры, поясняет архитектор.
«Работы по преобразованию памятников архитектуры в Харькове как правило проводятся под формулировкой в проекте «реабилитация». Под термином «реабилитация объектов культурного наследия» понимают совокупность научно обоснованных мероприятий по восстановлению культурных и функциональных свойств памятников, привидение их в состояние, пригодного для современного использования. Такая весьма расплывчатая трактовка понятия «реабилитация» позволяет применять к памятнику весьма широкий спектр реставрационных мероприятий. В специальной памятникоохранной документации в каждом объекте выделяют «предмет охраны памятника культурного наследия» – характерное свойство объекта культурного наследия, составляющее его историко-культурную ценность, на основании которой этот объект признается памятником», — объясняет Денис Витченко.
Предметом охраны могут быть определенные элементы здания: декоративное убранство, целый фасад, сохраненные интерьеры, уникальные конструкции. Часто в здании предметом охраны является отдельная часть или элемент здания — главный фасад и его архитектурное убранство, интерьер лестничной клетки или парадного зала, уникальная крыша, заполнения оконных и дверных проемов. Все остальное может подлежать фактической реконструкции: перекрытия, крыша, дворовые фасады, новые окна по аналогии с аутентичными или без нее.
Дом недвижимости
Здание – памятник архитектуры на Павловской площади в Харькове — бывший «Крестьянский дом» 1912 года постройки. Здание долгое время использовалась как БТИ (Бюро технической инвентаризации). Его построили в стиле украинского модерна, которому свойственны формы шестиугольных завершений проемов, определенный стилизованный декор, фронтоны, башня, напоминающая завершение колоколен украинских деревянных церквей. В 1930-е годы на здании сбили лепной декор: балконы, маскароны (прим. — скульптурные детали), декоративные вставки из майолики (прим. — керамической глазуревой плитки). От предыдущего убранства оставался бюст Тараса Шевченко в центральной части и угловая башня.
Процесс реставрационных (реабилитационных) работ растянулся на 4 года. От старого здания фактически сохранились лишь два фасада: один выходит на Павловскую площадь, другой — на Университетскую улицу. За фасадами – фактически построено новое здание. В архитектурном жаргоне такой прием называется «фасадизм».
«Часто в здании могли быть ценными интерьеры и его конструкции, но предмет охраны утрачен. Предметом охраны в доме БТИ стали фасады с башнеподобным завершением. Инженеры-конструкторы разрабатывали новое решение, которое предполагало фактически создание новых несущих конструкций за старыми фасадами с расширением габаритов здания со стороны двора», — объясняет архитектор.
В ходе работ главные фасады утеплили минераловатным утеплителем, затем на оштукатуренные поверхности прикрепили утраченный в 1930-е гг. лепной декор, воспроизведенный из современных облегченных материалов. Такие подходы в реставрации являются весьма дискуссионными», считает Денис Витенко. Упрощены скульптурные детали в виде женских голов — маскароны. Изначально эти элементы были более рельефны. Так или иначе на здании все же воссоздали утраченные детали, которые ярко характеризуют стилистику архитектурного памятника — украинский архитектурный модерн, одним из центров формирования которого был в начале ХХ столетия Харьков.
«Также из недостатков — яркий изумрудно-зеленый цвет крыши с переходом в бирюзовый и материал, из которого сделана кровля: стальной лист с имитацией черепицы. Современный материал вполне подходит для нового строительства, но на архитектурном памятнике не очень уместен и вызывает кривотолки критиков. При этом были искажены первоначальные пропорции шатра угловой башни (первоначальные деревянные конструкции в ходе работ были разобраны и заменены на новые металлические): скорее всего, в него вмонтирована вентиляция и пропорции подогнаны под габариты оборудования», — считает архитектор.
Органный зал Харьковской филармонии
За 13 лет работ Харьковскую филармонию воссоздали в том виде, который здание приобрело после перестройки в 1930-х годах. Раньше здесь был коммерческий клуб, потом опера, – на протяжении существования здание неоднократно меняло облик в ходе реконструкций.
«Работы нельзя в чистом виде назвать реставрацией — это реабилитация. Здание поменяло заднюю часть, возник зал для размещения органа, но при этом воссоздали концертный зал, который славился акустикой и отделкой. При этом сохранен вестибюль и главный фасад. Но не покидает ощущение некой новодельности. Его «усугубляют» современные заполнения оконных и дверных проемов», — объясняет архитектор.
При этом можно говорить об удачно проделанной реставрации филармонии после длительного периода ее простоя, подчеркивает специалист.
Особняк архитектора Васильева
Здание на улице Гоголя, 2 начали разбирать летом 2020 года. Постройка относится к началу XIX века. Особняк строил Евгений Васильев, архитектор колокольни Успенского собора и корпуса Харьковского Императорского университета.
Дом первоначально был одноэтажным, но в середине 40-х годов XIX века здесь надстроили второй этаж. С середины 19 века в здании находился пасторат лютеранской кирхи (ее здание разобрано в 1960-е гг.), в доме жил сам пастор.
Владелец здания начал надстройку мансарды, разобрав первоначальную крышу. Вместе с крышей разобрали треугольный фронтон и венчающий карниз со стеной до уровня перемычек окон второго этажа, объясняет архитектор. Новую кладку верхней части стен выполнили из газосиликатных блоков, а венчающий карниз воссоздали из пенополистирола.
«Это полностью перечеркивает принятые законодательством виды работ. На здание должен быть выполнен проект реставрации, который должны согласовать в органе охраны», — рассказывает архитектор.
До начала работ 1 и 2 этажи памятника архитектуры не использовались более 10-ти лет и медленно ветшало. Поэтому если бы последовало решение суда о демонтаже конструкций, здание без крыши вряд ли пережило эту зиму. А так, при всем негативе, здание продолжит свое существование: в искаженном виде и в ожидании будущего поколения настоящих реставраторов. Хотя несомненно самовольное проведение работ на памятнике – это вопиющий пример правового нигилизма и пример – руководство к действию для других собственников памятников архитектуры, считает специалист.
«Красный» дом
В особняке на улице Дарвина, 25 около 10 лет назад провели реабилитацию (работы приостановлены) — расчищена кладка и расшиты швы. Цоколь особняка не был изначально облицован гранитом, но при облицовке повторены его архитектурные формы, объясняет специалист.
«По аналогам здесь создали новую деревянную дверь с кованной решеткой. Окна сделаны из деревоклееного профиля со светопрозрачным заполнением из стеклопакета. Так или иначе форма оконной рамы по виду воспроизводит первоначальные. Мансарда видна только со двора и с улицы не просматривается», — добавляет Денис Витченко.
Ныне здание выставлено собственником на продажу. Хотелось бы, что бы новый собственник продолжил начинания предшественников, отмечает архитектор.
Старинная гостиница на Сумской
Сейчас в здании на улице Сумской, 43 находится кофейня. В ХХ веке дом использовался в качестве гостиницы для партийных работников, в начале 1990-х в нем находилась политическая партия «Рух».
«Здание переоборудовано для кафе и торгово-офисные площади с современным интерьером. Достаточно деликатно отремонтирован фасад. Окраска в оттенках какао отличается от первоначальной. Это придает ему игрушечный вид, но в целом такой подход для исторического здания допустим», — отмечает архитектор.
Что не характерно для современного Харькова, добавляет специалист — восстановление первоначального вида оконного переплета в современном материале. В Харькове обычно делают заполнение с цельным стеклом без дробных переплетов.
Фото: Харьков манящий
Ранее мы писали историю ХНАТОБа за 5 минут. Больше об этом читайте здесь.