История известного во всем мире харьковского завода, продукция которого позволила победить авиацию нацистов, - ФОТО

История одного из самых мощнейших украинских заводов, который оказал влияние на ход Второй мировой войны.

Харьковский машиностроительный завод «ФЭД» заслуженно является ведущим промышленным предприятием Харькова, которое также получило всемирную известность. Прежде всего, благодаря 60-летнему изготовлению шкальных малоформатных фотоаппаратов серии «ФЭД». Однако на сегодняшний день харьковский завод является известным во всем мире брендом именно в сфере авиационно-космической деятельности, параллельно входя в перечень предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности страны.

Тем не менее, в продолжительной истории ХМЗ «ФЭД» есть отдельная глава, которая заслуживает особого внимания и касается событий войны между Советским Союзом и Нацистской Германией. Поэтому в данном материале мы решили сосредоточиться как раз таки на периоде 1941-1945 годов.

Дефицитные электросверлилки и всемирно известные фотоаппараты

История известного во всем мире харьковского завода, продукция которого позволила победить авиацию нацистов, - ФОТО, фото-1
История известного во всем мире харьковского завода, продукция которого позволила победить авиацию нацистов, - ФОТО, фото-1

Именно 29 декабря 1927 года принято считать датой основания завода, поскольку тогда состоялось открытие детской трудовой коммуны имени Дзержинского, а руководить ею пригласили известного советского педагога и ученого Антона Макаренко. Изначально в проекте предусматривалась организация швейной, сапожной, механической и деревообрабатывающей мастерских. Первой же продукцией коммуны стали кроватные арматуры, а если быть точным - колонки, углы и кольца.

Однако время шло, и в коммуне продолжали набираться опыта, что позволило в будущем изготовлять более сложные заказы, среди которых были компостеры, ударники для огнетушителей и т.д. К тому же само расширение производства дало возможность привлекать в мастерские высококвалифицированных рабочих.

В 30-е годы в СССР начался бурный период индустриализации. Именно тогда ведомственными органами и городскими властями было принято решение о проведении обследования производственных мощностей в коммуне имени Дзержинского. Поэтому в 1931 году для разработки проекта будущего завода, призванного заменить трудовую коммуну, направили группу инженеров под руководством Н. А. Горбунова. И уже 7 января 1932 года в Харькове открыли первый в Советском Союзе завод по производству электросверлилок, которые в те времена были дефицитными.

История известного во всем мире харьковского завода, продукция которого позволила победить авиацию нацистов, - ФОТО, фото-2
История известного во всем мире харьковского завода, продукция которого позволила победить авиацию нацистов, - ФОТО, фото-2

В 1934 году на территории коммуны основывается второй завод, начавший производить первые в СССР пленочные портативные фотокамеры «ФЭД», благодаря которым харьковское предприятие стало всемирно известным. Именно специализация коммуны на производстве оптических изделий привела к тому, что в 1938 году на нее возложили выпуск приборов оборонного значения, среди которых были прицелы к снайперским винтовкам, артиллерийские панорамы, окопные перископы.

История известного во всем мире харьковского завода, продукция которого позволила победить авиацию нацистов, - ФОТО, фото-3
История известного во всем мире харьковского завода, продукция которого позволила победить авиацию нацистов, - ФОТО, фото-3

Уже в конце все того же 1938 года коммуну преобразовали в Харьковский промышленный комбинат НКВД СССР имени Дзержинского, а в начале 1941 года его передали Народному комиссариату авиационной промышленности СССР. После этого предприятию присвоили название «Государственный союзный завод № 296 имени Дзержинского» и в связи с переподчинением поручили освоение нового в авиационной технике насоса непосредственного впрыска топлива в цилиндры авиадвигателя. Как раз таки освоение нового изделия повлияло на то, что перед началом войны между Советским Союзом и Нацистской Германией харьковский завод стал крупным предприятием, начавшим специализироваться на выпуске авиационной техники.

Холод и голод

История известного во всем мире харьковского завода, продукция которого позволила победить авиацию нацистов, - ФОТО, фото-4
История известного во всем мире харьковского завода, продукция которого позволила победить авиацию нацистов, - ФОТО, фото-4

Однако все резко поменялось, когда Нацистская Германия атаковала Советский Союз. В связи с началом боевых действий большую часть работников призвали в армию, а на смену ушедшим на фронт мужчинам за станки встали женщины и дети. Предприятию пришлось работать в три смены, производя оборонную продукцию (прицелы и окопные перископы) для нужд армии.

В сентябре нацисты приблизились к Харькову, и заводу пришлось готовиться к эвакуации. Ее провели организованно и сумели вывезти из города все, что можно было снять. Даже двухкилометровый высоковольтный кабель выкопали из земли. В то же время некоторое оборудование было невозможно увезти, поэтому его просто взорвали.

Стоит отметить, что 15 сентября в восточную часть СССР ушел первый эшелон с эвакуированным оборудованием, а последний отправили 16 октября. Все это последовало в поселок Бердск (Новосибирская область), где харьковский завод разместился в бывших складах государственного резерва. Что касается людей, то их расселили по домам местных жителей и общественным зданиям. Однако большинство из них располагались далеко от места, где развернули завод. Поэтому люди тратили очень много времени лишь для того, чтобы добраться до места работы.

В итоге вокруг завода начали строить так называемые землянки (углубленное в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или бревен, засыпанных землей - ред.), в которых жили семьи рабочих.

История известного во всем мире харьковского завода, продукция которого позволила победить авиацию нацистов, - ФОТО, фото-5
История известного во всем мире харьковского завода, продукция которого позволила победить авиацию нацистов, - ФОТО, фото-5

При всем при этом рабочие столкнулись с еще одной непростой проблемой - холодом, поскольку в середине октября в тех краях морозы уже достигали 30 градусов. Поэтому рабочие замерзали не только в построенных на скорую руку земляных жилищах, но и в недавно возведенных цехах. В тех местах, где тепло требовалось для технологического процесса, ставили печки-буржуйки, но в плане обогрева они не сильно помогали.

Тем не менее, в таких непростых условиях удалось произвести монтаж и подключить все необходимое оборудование. Вдобавок рабочие восстановили всю документацию, а также разобрали и привели в порядок привезенные из Харькова материалы и заделы деталей. Благодаря этому уже в ноябре на эвакуированном предприятии начали собирать военную оптику.

Нелегко было и с продуктами питания, но в этом вопросе помогли работникам завода и их семьям местные колхозники, которые добровольно делились своим продовольствием. Само же предприятие на подобный жест доброй воли ответило взаимностью, взяв под свою опеку колхозные машинно-тракторные станции. Им завод помогал с ремонтом техники и снаряжением бригады для посевной или сбора урожая.

Заводчане на фронте и преимущество над авиацией нацистов

История известного во всем мире харьковского завода, продукция которого позволила победить авиацию нацистов, - ФОТО, фото-6
История известного во всем мире харьковского завода, продукция которого позволила победить авиацию нацистов, - ФОТО, фото-6

На восток Советского Союза уехала лишь четверть предвоенного штата харьковского завода. Поэтому коллектив пришлось создавать с нуля, привлекая к работе местное население. В самом начале зимы на предприятие подались порядка двух сотен деревенских подростков, а также 160 учеников ремесленного училища. При этом завод не переставал пополнять своими рабочими армию. Так, 72 заводчанина вошли в состав добровольческой 150-й стрелковой Сибирской дивизии, которая, как раз таки, формировалась в Новосибирске.

Осенью 1942 года боевая подготовка дивизии завершилась, после чего ее бойцы отравились на фронт, а сам завод подарил им снайперские прицелы и окопные перископы, произведенные в его цехах. Интересно, что добровольческая 150-я стрелковая Сибирская дивизия оказалась по-настоящему боеспособной, поэтому в апреле 1943 года за боевые заслуги ее преобразовали в гвардию.

К середине 1942 года эвакуированный харьковский завод заработал на полную силу и это невзирая постоянную нехватку квалифицированных кадров, оборудования, электроэнергии и множества всего. В то время мотор М-82, который серийно выпускался в 1941 году и по каким-то причинам оказавшийся невостребованным конструкторами в самолетостроении, попал в первые строки Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. Случилось же это из-за того, что сразу несколько опытно-конструкторских бюро создали проекты новых перспективных истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков с этим двигателем. Среди них были две машины, с которыми в Советском Союзе связывали надежды окончательно получить преимущество в совершенстве авиатехники над Нацистской Германией.

История известного во всем мире харьковского завода, продукция которого позволила победить авиацию нацистов, - ФОТО, фото-7
История известного во всем мире харьковского завода, продукция которого позволила победить авиацию нацистов, - ФОТО, фото-7

Это были фронтовой бомбардировщик «Ту-2» и истребитель «Ла-5», которые сконструировали Андрей Туполев и Семен Лавочкин соответственно. Именно введение непосредственного впрыска топлива увеличивало мощности и характеристики этих советских машин. При всем при этом новые моторы хорошо переносили отрицательные перегрузки, что давало истребителю «Ла-5ФН» превосходство над нацистскими истребителями «Messerschmitt Bf 109G» и «Focke-Wulf Fw 190A». К тому же это позволяло бомбардировщику «Ту-2» иметь преимущество перед последними модификациями германского самолета «Junkers Ju 88A/S».

История известного во всем мире харьковского завода, продукция которого позволила победить авиацию нацистов, - ФОТО, фото-8 История известного во всем мире харьковского завода, продукция которого позволила победить авиацию нацистов, - ФОТО, фото-9

Конструкторское бюро Семена Косберга также эвакуировали в поселок Бердск, где оно вместе со специалистами харьковского завода восстановило документацию, а затем и само производство агрегатов непосредственного впрыска топлива. Уже с июля 1942 года выпускались модернизированные самолеты «Ла-5ФН» с форсированными моторами непосредственного впрыска, а с 1943 года их начали устанавливать на фронтовые бомбардировщики «Ту-2». Вдобавок в 1944 году в Советском Союзе на вооружение приняли истребитель «Ла-7», который комплектовали исключительно из таких моторов. На этих машинах воевало множество летчиков СССР, в том числе советский ас Иван Кожедуб, который сбил на вышеуказанных истребителях 62 самолета нацистов.

История известного во всем мире харьковского завода, продукция которого позволила победить авиацию нацистов, - ФОТО, фото-10
История известного во всем мире харьковского завода, продукция которого позволила победить авиацию нацистов, - ФОТО, фото-10

Стоит отметить еще и то, что после переезда на восток Советского Союза среди заводчан развернулось соревнование за выполнение поставленных норм на 1000%. Этот рубеж им удалось взять в середине 1942 года. При этом покорился он рабочим не за счет упрощения и снижения качества выпускаемой продукции, а путем внедрения новых приемов работы с попутным улучшением ее организации. Так, один из заводских токарей стал применять многорезцовые оправки, что позволило ему сделать 11 норм за рабочую смену.

Многих работников предприятия в годы войны наградили за доблестный труд орденами и медалями, а само предприятие в сентябре 1945 года было удостоено ордена «Трудового Красного Знамени» за успешное выполнение заданий по производству сложной авиационной техники. Каждая из этих наград является ярким подтверждением того, насколько значимым был харьковский завод во времена войны между Советским Союзом и Нацистской Германией.

Ранее мы писали об историях семи наиболее известных писателей Харьковщины. Подробнее об этом читайте здесь.

завод авиация продукция коммуна нацисты
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
11 очень хорошо
(4 оценки)
Высокие оценки пользователей за Стиль изложения
2 человека рекомендуют
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии

Общество
Вакансии для жителей города Харькова, которые любят готовить. В конце октября харьковчане стали активно интересоваться возможностью трудоустройства в различные заведения на должность повара. Не остались в стороне и работодатели, которые ищут новых сотрудников. Поэтому мы решили облегчить задачу всем соискателям работы, составив подборку интересных вакансий для любителей кулинарии. Отель открыл вакансию «повар». Работодатель требует от своего будущего сотру...
Новости компаний
В непростое время пандемии коронавируса и сезонного гриппа, как никогда стоит думать о собственном здоровье и заботиться об укреплении иммунитета. Ведь здоровая иммунная система - залог отличного самочувствия, энергии и хорошего настроения. Витаргин - прекрасное средство для укрепления иммунитета, который поможет Вам восстановить естественную защиту Вашего организма. Гель с бурой морской водоросли Витаргин эффективно очищает организм, насыщает его полезным...
Общество
В одном из городов Харьковщины не могут начать отопительный сезон.  Технически город готов запустить отопление уже сейчас, но предприятие не может рассчитаться с компанией «Харьковгаз», что не дает возможность подачи газа на котельные. Об этом на своей Facebook-странице сообщил мэр Первомайского Николай Бакшеев. "Общая сумма задолженности перед ОАО «Харьковгаз» - более 6 миллионов гривен. Город внес предоплату в размере 3,4 млн грн коммунальному предприяти...
График
Актуальный график движения пригородных поездов из Харькова в города области. Расписание электричек из Харькова можно посмотреть на сайте ЮЖД. Расписание движения электричек действует с 25 октября, но его советуют уточнять непосредственно на станции. Харьков-Изюм Электричка следует по этому направлению ежедневно. До Изюма можно добраться от станции «Харьков-Пассажирский» и «Харьков-Левада». От первого вокзала поезд отправляется в 8.48 и прибывает в Изюм в...
Общество
По области ожидаются дожди, сильный ветер и плохая видимость. На территории Харькова и области в пятницу, 30 октября, объявлено штормовое предупреждение, рассказали в Украинском гидрометцентре. Как отметили синоптики, на территории региона ожидается ухудшение метеорологической дальности видимости до 500 метров и менее. Штормовое предупреждение будет действовать с 22:00 29 октября по 11:00 30 октября. Кроме того, по данным гидрометцентра, в Харьковской обла...
Общество
В Харькове 127 семей стали участниками городских жилищных программ. 43 семьи заключили договоры с городом на 55 квартир в рамках программы молодежного кредитования. Об этом сообщили в пресс-службе мэрии со ссылкой на заместителя Харьковского городского головы - директора Департамента экономики и коммунального имущества Михаила Фатеева.  Молодежное кредитование является наиболее востребованным. «Программа молодежного жилищного кредитования наиболее выгодна...
Новости компаний
Желание стать родителем – это не просто каприз. Это потребность каждого из нас, которая возникает у каждого в свое время. Благодаря технологиям и развенчиванию мифов, страхов и индивидуальному подходу к каждому случаю пациента, «Клиника академика Грищенко» уже более 30 лет создаёт счастье – дарит Чудо рождения посредством экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). К тому же, здесь сформирована честная и наиболее доступная в соотношении «стоимость/результат»...
Общество
По состоянию на 29 октября в Харькове с начала эпидемии зарегистрировано 26 206 случаев заболевания коронавирусом. В Харькове - 332 новых случая заболевания коронавирусом, рассказали в Харьковском областном лабораторном центре. Всего в Харьковской области за период наблюдения лабораторно подтверждено 35 019 случаев заболевания COVID-19, 27 702 человека находятся под медицинским наблюдением, 6 794 пациента выздоровели, 523 - умерли. По данным Центра обществ...
Происшествия
Пешехода дважды переехали автомобили. Авария произошла 29 октября около 5:55 на проспекте Гагарина, рассказали в пресс-службе ГУ НП в Харьковской области. "Предварительно установлено, что 38-летний водитель автомобиля "Hyundai" совершил наезд на пешехода. От удара пострадавший упал на проезжую часть, после чего на него наехал автомобиль "Suzuki", которая двигалась во встречном направлении", - отметили в ведомстве. Врачи скорой констатировали смерть 70-летн...