
Продажа человечины и захоронение немецких генералов: ТОП-10 фактов об оккупации Харькова, - ФОТО

Сегодня в Украине отмечается День государственного флага, и День освобождения Харькова от нацистских оккупантов в 1943 году.
Мы решили собрать 10 наиболее важных и интересных фактов о временах оккупации Харькова войсками Гитлера.
Захоронение немецких генералов
В саду Шевченко аллею памятника Кобзарю немцы превратили в воинское захоронение для высоких военных чинов. В харьковском саду были похоронены минимум два немецких генерала: в ноябре 1941 — взорванный Ильёй Стариновым Георг фон Браун, надгробие над могилой которого было похоже на мавзолей. И в июле 1943 — командир 6-й танковой дивизии Вальтер фон Хюнерсдорфф, раненый 14 июля под Белгородом во время Курской битвы и умерший после операции в Харькове 19 июля.
Немцы собирались устроить на аллее сада «пантеон германской военной славы».
После окончательного освобождения города, в 1943 году, оккупационное кладбище было уничтожено.

"Позор" Сталина
Оккупация Харькова длилась 641 день. Только с четвёртой попытки, 23 августа 1943 года, город был окончательно освобождён. Городские старожилы утверждают, что Харьков не стал городом-героем потому, что Сталин считал это позором.

Четыре кровавые битвы
В четырёх битвах за Харьков и за время его двукратной оккупации СССР и Германия потеряли больше людей, чем где-либо ещё в истории Второй мировой, включая Сталинград.

Самый разрушенный город Европы
В результате войны, Харьков оказался одним из самых разрушенных городов в Европе. Были уничтожены десятки памятников архитектуры, вывезены в Германию многочисленные художественные ценности, в том числе картины и гравюры Рубенса, Веласкеса, Дюрера, Ван Дейка из художественного музея. Посетивший город в 1943 году писатель Алексей Толстой писал:
«Я видел Харьков. Таким был, наверное, Рим, когда в пятом веке через него прокатились орды германских варваров. Огромное кладбище…»

Уничтоженный зоопарк
В зоопарке перед войной жили более 5000 животных, а после освобождения в августе 1943 их осталось менее ста пятидесяти, из которых более-менее крупных всего десять (четыре медведя, пять обезьян и один волк). Памятник животным, пережившим войну в Госпроме, установлен в зоопарке.

Пять армий на один Харьков
Харьков был настолько большим по площади и так хорошо укреплён немецкими оборонительными рубежами, что пять советских армий трёх фронтов — Степного маршала Конева, Воронежского генерала Ватутина и Юго-Западного генерала Малиновского — брали его 18 дней, с 13 по 30 августа.

Публичные повешения
Уже с первых дней оккупации стали проводить публичные повешения настоящих или вымышленных участников советского движения сопротивления.
Военное командование города собирало население на центральной площади города, после чего вешало обречённых на казнь на балконе дома областного комитета партии.
Такая ужасная картина вызывала панику среди присутствующих, люди начинали убегать с места казни, начиналась давка, кричали женщины и дети.

Продажа человечины на рынке
Условия жизни харьковчан в оккупированном городе были чрезвычайно тяжёлыми. Главной проблемой в это время стал страшный голод, возникший по причине полного безразличия городской власти к вопросам поставок продовольствия.
Люди ели буквально всё: шелуху картофеля, кормовую свеклу, казеиновый клей, домашних животных.
Известный харьковский художник Симонов рассказывал, что даже были случаи, когда на базаре продавали человеческое мясо, хотя за такие преступления наказывали повешением.

Площадь Свободы - площадь Лейбштандарта СС
Площадь Свободы в 1942 — феврале 1943 называлась «площадью Немецкой армии». С марта по 23 августа 1943 года, с момента повторной оккупации, стала называться «площадью Лейбштандарта СС» по названию вторично захватившей город в третьей битве за Харьков 1-й дивизии Лейбштандарта СС «Адольф Гитлер».

Нюрнбергский трибунал в Харькове
Первый в мире процесс против немецких военных преступников состоялся в Харькове в декабре 1943 года. Он создал юридический прецедент, закрепленный позже Нюрнбергским трибуналом: «Приказ не освобождает от ответственности за геноцид». Судили трех гитлеровцев (капитана Вильгельма Ландхельда, унтер-штурмфюрера СС Ганса Рица, старшего ефрейтора немецкой тайной полевой полиции Рейнгарда Рецлава) и одного коллаборациониста (водителя «душегубки» М. П. Буланова), виновных в массовом уничтожении жителей города. В присутствии 40 тыс. харьковчан преступники были повешены на Благовещенском рынке, где ранее оккупанты сами проводили массовые казни.

Коментарі