По замыслу архитекторов город поделят на куски для медиков, студентов и заводов, а чиновники пойдут пешком
В Харькове начинается период глобального ремонта. Пока — косметический, реже — капитальный ремонт ведут на дорогах, в скверах и на набережных. «Сегодня» выяснила у архитекторов, чего нам ждать в ближайшее время. В ближайшей перспективе — пешеходный центр и двухэтажные дороги, в отдаленной — новый жилой фонд и экологически чистый скоростной транспорт.
Сначала город должны поделить на зоны. «Сейчас утеряны понятия художественного образа города и визуальных коридоров», — считает проректор Харьковской национальной академии городского хозяйства Владлен Семенов, который 13 лет был главным зодчим первой столицы. По его словам, в последнее время участки земли в Харькове раздавались случайно, а городу необходимо в своем развитии придерживаться зонирования и комплексного развития. Еще в советские времена зодчие планировали поделить город на своеобразные зоны: в одной — промышленность, в другой — жилые комплексы, в третьей — студенческая Мекка. «Была в советское время тенденция создавать медицинские, учебные комплексы. Там, где сейчас рынок «Барабашово», должен был развиваться инженерно-строительный, фармацевтический, педагогический институты. Один корпус получил фармуниверситет, что-то — педагогический, есть общежитие ХИСИ. А если бы сделали все, как планировали, станция метро «Академика Павлова» была бы насыщена потоками студентов», — говорит Владлен Тимофеевич. Для того, чтобы остановить процесс строительства «кому, где захочется», нужно внести корректировки в Генплан города, считает Семенов, и создать план стратегического развития города, ведь город — как спрут, постоянно разрастается. Внести изменения в Генплан, составленный киевлянами, — недолго, около полугода, только дополнить его — дело чести харьковчан.
Спасти город смогут новые дороги, а самое главное — парковки в центре города. «30% наших улиц заняты пустыми автомобилями. Пушкинская, Сумская — забиты. Нужно ездить общественным транспортом, в центре города сделать хоть одну многоэтажную парковку, у нас много захламленных дворов. Там разве нельзя поставить парковку? В Нью-Йорке — можно, в Чикаго — можно, а в Харькове — нельзя?», — возмущается архитектор Игорь Лаврентьев. Еще один выход из положения — сделать центр доступным только для специальных автомобилей и пассажирского транспорта. По словам Игоря Лаврентьева, нужно сделать так, чтобы владельцы автомобилей оставляли свой транспорт на въезде в центр города. «Нравится тебе это или нет, народный депутат ты или последний нищий, в центральную часть города иди пешком. Прошел бы чиновник километр — ничего бы с ним не случилось, и для здоровья полезно», — говорит Игорь Николаевич.
Пророчат Харькову второй этаж дорог. «Если посмотреть Генплан, который Киев нам нарисовал — там по всем магистралям идут эстакады для городского транспорта, когда они появятся, не знает никто. Это пока картинки, а транспорт продолжает накапливаться», — говорит Лаврентьев. Эстакады точно никогда не появятся вдоль пр. Ленина и Полтавского шляха, а на пр. Гагарина и Московском — точно будут. «Нельзя вдоль проспекта Ленина ставить эстакаду, там 4 перекрестка. Эстакада должна быть скоростная», — считает Игорь Николаевич.
МЕТРО – В ОБЛАСТЬ
Рано или поздно Харьков все равно станет сверхмегаполисом, поэтому пересматривать транспортные потоки нужно уже сейчас и задумываться о развитии такого блага, как метрополитен, не только в направлении Алексеевки и аэропорта. «У нас есть метрополитен — это счастье. Нужно не забывать об Орджоникидзевском участке и Чугуеве», — говорит эксперт. Кроме того, городу нужен автовокзал на Холодной Горе, куда съезжаются тысячи людей.
ВМЕСТО ХРУЩЕВОК, КАК В МОСКВЕ, — НОВОСТРОИ
«Харькову нужны новые тенденции в реконструкции районов массовых серий. С так называемыми хрущевками нужно что-то делать. В России, например, их сносят и строят новые дома. В ближайшее время этот вопрос встанет очень серьезным образом, потому что пятиэтажки и панельные дома уже не соответствуют нормативам проживания человека», — считает архитектор Татьяна Поливанова. Новое жилье, которое могла бы позволить себе большая часть харьковчан, должно быть комфортным, красивым и доступным.
Не обойдется в будущем наш город и без скоростного электрического транспорта, считает профессор кафедры урбанистики Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры Валерий Гук. Рельсы, как в «американских горках», прозрачные кабинки на 4—6 человек и поездка из одного конца города в другой — за 10 минут. «Новый вид транспорта дает 100 км в час. Мы синтезировали все системы современного вида транспорта, собрали и сделали одно. Этот вид транспорта — с экологически чистым электродвигателем», — говорит Гук.