Две истории в одной.В Театре Пушкина готовят «ангельскую» постановку Вампилова
В Театре Пушкина готовят новую премьеру для основной сцены — спектакль «20 минут с ангелом» по пьесе «Провинциальные анекдоты» Александра Вампилова. Для спектакля создают особую сценографию — она создана под впечатлением от фильма “Отель Гранд-Будапешт” и потребовала серьёзного поиска реквизита в запасниках театра, на рынках Харькова и в интернете. И, конечно, ангелу из названия спектакля нужны были огромные крылья, и с этим связана отдельная “мистическая” история.
Пьеса “Провинциальные анекдоты” была первой для Александра Вампилова. По словам постановщика Вадима Мирошниченко, уже в ней 26-летний драматург поднимает тему совести — главную для своих произведений. Череда нелепостей и недопониманий приводит к комическим ситуациям, но в итоге важнее всего, есть ли в персонаже моральный стержень, возможность для искупления. Поэтому не случайно и совпадение времени последних репетиционных дней со страстной неделей, считают в театре.
Вадим Мирошниченко объясняет выбор пьесы так: «Совесть — вечная тема. Всегда были люди с совестью и без неё. Об этих двух типах людей наш спектакль. И, конечно, про деньги, про бесконечную зависимость от них. Деньги во главе всего: всех разговоров, всех конфликтов. А еще они отлично выявляют отсутствие совести у людей».Текст Вампилова подвергся значительной редакции, были изгнаны все приметы советского прошлого, но история от этого только выиграла, считает постановщик. Получилась динамичная пьеса, объединившая два актуальных анекдота.
Оба сюжета развиваются в провинциальной гостинице. Художник-постановщик театра Екатерина Колесниченко говорит, что вдохновение для оформления сцены черпала в образе отеля из фильма «Отель Гранд-Будапешт» и во впечатлениях от черногорской гостиницы «Montenegro», в которой однажды останавливалась:
«Фильм — это картинка на экране, а я увидела такую же, как в кино, но реальную гостиницу на Балканах. Она существует как будто вне времени, в каком-то своём фантастическом пространстве. Сотрудники отеля общаются с тобой на современном языке, но ты смотришь на них, на всё вокруг, как на картинку в журнале».
Для создания такой атмосферы в театре провели инспекцию всей мебели — нашли забытые, поломанные стулья, столы, диваны, отреставрировали, перетянули, покрасили.Некоторый реквизит пришлось искать по всей стране — снабженец театра Елена Чигинцева искала нужные вещи на рынках, по знакомым, в интернете. Например, старинный телефон везли из Днепра. А крылья для персонажа-ангела (его играет Александр Вирченко) пришлось заказывать у специалиста, который делает такие для шоу-балетов.
«Это целая история, причём немного мистическая. Мы отправили мастеру эскиз, размеры, он сделал крылья и выслал их по почте. Пришла большая картонная коробка — ангельские крылья, одна штука, — вспоминает Екатерина Колесниченко. — Я забирала их из отделения «Новой почты» на площади Поэзии в один из недавних ветреных дней. Поднимаюсь по Гоголя, прохожу костёл, поскальзываюсь и падаю на ступеньках отеля «Чичиков». Его сотрудник видит меня через окно и спешит на помощь. Но спасать нужно уже не меня — крылья, выпавшие из коробки, подхватывает ветер, и они летят над городом в сторону Зеркальной струи. Мужчина побежал за ними и сумел поймать. Возвращает крылья мне и говорит, мол, вы, девушка, или покрепче их пристёгивайте, или повыше летайте. Вот так вот, благодаря сотруднику отеля уцелели крылья для спектакля об отеле».
Но не только костюм ангела требовал особенного подхода — персонажи очень характерны, и их суть, по замыслу постановщика, подчеркивается внешним видом, вплоть до того, что униформа служащих отеля, которая должна быть одинаковой, на самом деле разная для каждого из героев.
«В пьесе важно, кто есть тот или иной персонаж на самом деле, — объясняет Вадим Мирошниченко. — В жизни часто человека принимают за другого, наделяют его выдуманными чертами, биографией, статусом, и от этого всё меняется. Люди не верят друг другу, не верят в искренность. Об этом говорится в «Ревизоре», об этом и наш спектакль».
Цитата из Гоголя, отмечает режиссёр, является эпиграфом к пьесе Вампилова. Вадим Мирошниченко уверен, что «20 минут с ангелом», как и гоголевский шедевр, хоть и не изменят человеческую натуру, будут актуальны всегда. Их задача, как это часто бывает — напомнить о необходимости доверять друг другу, и попробовать изменить хотя бы одного человека в зале. «Разумеется, это не морализаторский спектакль, в нём очень много юмора, динамики, — считает директор театра Сергей Бычко. — Мы не хотим говорить о серьёзных вещах с кислой миной. Но и чисто развлекательных постановок мы тоже не хотим делать, это не задача театра. Каждый спектакль должен быть актуальным, живым, интересным. А сделать его таким на основе пьесы полувековой давности — хороший вызов для нашей команды. Думаю, у нас получится». А еще по инициативе Сергея Бычко в фойе театра появится фотозона, предлагающая каждому зрителю побыть немного ангелом.
Премьерные показы спектакляназначены на 19:00 13, 14, и 21 апреля и на 12:00 15 апреля.