Незаконная торговля в метро: сколько и кому «отстегивают» продавцы и кто отвечает за некачественный товар
За испорченные пирожки, сломанные часы и некачественные сладости администрация метрополитена не отвечает. Руководство подземки всю ответственность за качество товаров и связанные с торговлей хлопоты полностью переложило на плечи арендаторов.
Сейчас в переходах харьковского метрополитена можно купить почти все что угодно, практически как в Arbooz.com. Сладости, минеральная вода и напитки, газеты, цветы, одежда и украшения, продукты питания, мобильные телефоны – это далеко не все, что можно купить в переходах на всех станциях метро. Однако если в законности ведения торговли в киосках и качества реализуемой продукции больших сомнений не возникает, то качество продаваемых с рук товаров нередко настораживает. Но самое интересное, что развернувшиеся просто на ступеньках переходов стихийные рынки никто не спешит разгонять.
Объяснение этому есть довольно простое. Милиция не трогает бабушек с грибами и яблоками, потому что собирает с них «дань». По словам самих торговок, импровизированный рыночный сбор составляет от 20 до 2 000 гривен, в зависимости от вида и количества товара, а также возраста самого продавца. К примеру, за реализацию ведра яблок или помидор, правоохранители требуют 20-50 гривен, возможность выставить приличный ассортимент цветов стоит от нескольких сотен до полторы тысячи гривен в день, а вот продажа золота (кстати, не исключено, что оно не настоящее и его реализация грозит статьей за мошенничество), которое сейчас довольно часто можно увидеть в переходах, стоит продавцам около двух тысяч гривен.
- Сегодня взяли 20 гривен. Может и больше захотели бы, но, видно, совесть не позволяет. Та и за что тут больше платить, у меня одна сумка помидоров, которые стоит гривен 30. Мне уже скоро 80 лет будет, пенсии не хватает, вот и вынесла продавать то, что на огороде выросло, - рассказала одна из бабушек, торгующих на выходе из станции метро Героев Труда.
Стоящие неподалеку от станции метро патрульные слова продавщицы отрицают. Правоохранители утверждают: всем, что находится на расстоянии 10 метров от выхода из метро и в самом переходе станции, опекается собственная охрана метрополитена. Обычная же милиция к покрыванию незаконной торговли не имеет никакого отношения.
Исполняющая обязанности начальника отдела по связям с общественностью ГУМВДУ в Харьковской области Наталья Захарова не опровергает, но и не подтверждает факты злоупотребления служебным положением правоохранителей.
- Так как жалоб и заявлений в письменной форме от людей не поступало, я не могу никак комментировать эту ситуацию. Пусть люди приходят и пишут, что, мол, сотрудники милиции вымогают деньги за право ведения торговли. Тогда и будем разбираться. А так, может с людей требуют деньги вообще работники охранных агентств, форма ведь похожа, а документы вряд ли у них кто-то спрашивал, - заявила Наталья Захарова.
В свою очередь охранники подземки вообще отказались комментировать факты правонарушений. Более того, в хамской форме попросили покинуть станцию.
Не захотел разговаривать с журналистом без официального запроса и начальник батальона охраны харьковского метрополитена Юрий Лукавенко.
В соответствии со статьей 19 Закона Украины «О доступе к публичной информации», корреспондентом сайта 057 отправлен запрос на имя начальника охранного батальона харьковского метрополитена Юрия Петровича Лукавенко для получения официальной информации. В частности, журналиста интересуют вопросы: почему в переходах метро ведется незаконная торговля, кем незаконная торговля покрывается и куда идут деньги, которые продавцы вынуждены платить на право ведения торговли в метро.
Совсем иная ситуация обстоит с торговлей в киосках. Чтобы арендовать павильон в переходе метро, требуется и паспорт, идентификационный номер и документы на право ведения предпринимательской деятельности. Вот только цену получения возможности заниматься торговлей в метро в отделе аренды КП «Харьковский метрополитен» по телефону оглашать отказались, а продавцы в павильонах такой информацией не владеют. Известно только, что киоски арендуются минимум на год с возможностью продления арендного договора, а цена зависит от станции и размера торговой площади.
Размещением рекламы в харьковской подземке занимаются вообще специализированные рекламные фирмы, не имеющие к метрополитену никакого отношения. В частности, средняя стоимость размещения рекламы небольшого формата на эскалаторах стоит 1 850 гривен в месяц, цена одного большого баннера на путевой стене напротив платформы, возле эскалаторов и в переходах – 5 500 гривен, а маленькое объявление во всех вагонах обойдется рекламодателю в 9 000 гривен. При этом станция, на которой будут рекламироваться товары или услуги на стоимость рекламы практически не влияет.
Как заявила девушка, работающая в отделе аренды КП «Харьковский метрополитен» и не пожелавшая представиться, сколько подземка получает денег от сдачи в аренду торговых киосков нужно узнавать путем направления официального запроса на имя начальника метрополитена, так как самостоятельно разглашать эти данные она не имеет права. Такой же ответ журналист получил в отделе рекламы и в отделе нетрадиционных источников доходов метрополитена. По словам начальницы последнего ведомства Ларисы Михайловой, источники и объемы финансирования харьковской подземки вообще считаются секретной информацией, и никто даже по официальным запросам предоставлять такие данные не будет.
Генеральный директор харьковского метрополитена Михаил Карамшук отказался ответить на вопросы журналиста 057, сославшись на большую занятость. Со всеми интересующими вопросами руководитель подземки также посоветовал обращаться только с официальным запросом в письменной форме.