Около 15% харьковских школьников страдают от интернет-зависимости
14-16% школьников имеют серьезную интернет-зависимость, которая сказывается на их психическом и физическом здоровье.
Такие данные были приведены во время круглого стола на тему «Киберзависимость несовершеннолетних как предпосылка девиантного поведения», который прошел 15 февраля во Дворце культуры Главного управления Национальной полиции в Харьковской области.
Как сообщила заведующая кафедрой социологии и психологии Харьковского национального университета внутренних дел Елена Евдокимова, недавно было проведено исследование отношения детей к компьютеру и интернету в Харьковском лицее №89, школе-интернате «Лицей «Правоохранитель», Харьковской общеобразовательной школе №121 и нескольких других учебных учреждениях. Детям задавали вопросы, они заполняли анкеты и писали сочинение «Я и мой компьютер».
По итогам исследования были сделаны следующие выводы:
1. Знакомство харьковских школьников с компьютером происходит в возрасте 5-6 лет (почти 72% опрошенных). Ученики младших классов вообще не помнят жизни без компьютера.
2. Более 76% школьников указали на компьютер и телефон как на свои основные увлечения.
3. Среднее времяпровождение школьников в интернете составляет 5-6 часов в сутки, в основном в онлайн-играх. Некоторые указали, что находятся в сети до 16 часов в сутки.
4. 82% опрошенных ощущают неудовлетворенность со стороны родителей, друзей и родственников в отношении длительного времяпровождения ими за компьютером.
Как отметил академик Национальной академии правовых наук Украины Александр Бандурка, от киберзависимости, по данным различных исследований, страдают 14-16% детей, а 6-8% имеют тяжелые последствия от такой зависимости. Они проявляются в таких заболеваниях, как шизофрения и другие психические расстройства, невралгия, нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз), близорукость и пр.
«Прежде всего в киберзависимость попадает ребенок, не связанный с окружающим миром, кроме как с помощью интернета. Причины ухода в виртуальный мир - проблемы в семье, школе, в окружении, иногда в психическом или физическом здоровье. И запретом тут не помочь. Любовь к играм - это нормальное явление для ребенка, но если в его жизни отсутствует спорт, художественная самодеятельность, прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями и родными, то это как раз и ведет к киберзависимости. Интернет дает возможность создать себе новый образ, получить все, чего не хватает в обычной жизни, там можно найти общение, внимание, любовь или воплотить свои фантазии и мечты. Но в итоге дети теряют способность к социальной адаптации, возникают проблемы со здоровьем», - отметил Александр Бандурка.
Еще одна проблема, к которой ведет интернет-зависимость детей, носит криминальный характер. Как сообщил начальник отдела ювенальной превенции Управления превентивной деятельности ГУ Национальной полиции в Харьковской области Андрей Хоменко, ряд правонарушений, которые совершают подростки, напрямую связан с компьютерными технологиями.
Например, в прошлом году в Основянском районе один несовершеннолетний совершил 11 правонарушений, связанных с мошенничеством, на популярном сайте покупок и продаж. Кроме того, подростки, совершающие кражи, снимают этот процесс на видео, которое выкладывают потом в закрытых группах вроде «Украдено… » в сети «Вконтакте».
Андрей Хоменко также напомнил, что в 2017 году большой резонанс в обществе получили факты участия детей в т. н. группах смерти - «Синий кит», «Разбуди меня в 4:20», «5:17», «5:18» и других, которые провоцировали подростков к совершению суицида. Благодаря проведенной профилактической работе в Харькове и Харьковской области подобных случаев удалось избежать.
«Еще одна проблема - бегство детей из семьи. В прошлом году в полицию поступило 356 заявлений о розыске 370 детей. В течение суток были найдены 95% пропавших, большинство из которых - в интернет-кафе и клубах, где есть выход в интернет или можно поиграть в онлайн-игры», - сообщил Андрей Хоменко.
Как отметили участники круглого стола, в государстве предпринимаются определенные попытки что-то сделать для уменьшения киберзависимости детей. Так, в Украине была принята программа «Безопасный интернет», Министерство образования и науки рассматривает вопрос введения должностей детского психолога и социального работника в каждой школе, в системе МВД создана ювенальная превенция, которая занимается предупреждением детской преступности. Также внедряется ряд мероприятий на уровне города.
«Но все это напоминает мозаику, когда все что-то делают, но нет единого подхода, движения, фронта. Надо разрабатывать дополнительные мероприятия, привлекать общественные организации, заинтересованные ведомства, проводить массовую работу с родителями. Такие встречи, как сегодня, необходимы и полезны для взаимодействия и совместной работы. Мы хотим перенести этот опыт и на Харьковскую область, и на Украину в целом. Только общими усилиями тут можно добиться конкретныхцелей», - резюмировал академик Национальной академии правовых наук Украины Александр Бандурка.