Этот день в истории Харькова
1919 – в Харьков прибыла миссия для вручения ордена Михаила и Георгия от английского короля Георга «за заслуги в борьбе с большевизмом как мировым злом» «генералу Харькову». Генерала не нашли в Таганроге, и только в нашем городе, в штабе командующего Добровольческой армией генерала Владимира Зеноновича Май-Маевского, англичане поняли, что такого генерала не существует. Знак ордена и королевский патент были вручены генерал-лейтенанту Владимиру Май-Маевскому. Несмотря на то, что недоразумение выяснилось, бум в честь «генерала Харькова» за рубежом был серьезный - его «подвиги» расписывали газеты Антанты, тем же летом появилась песня о нем, открылись бар его имени и благотворительный фонд, выпущен сорт пива, бритвенный набор, кофейный напиток, мужские подтяжки и даже фасон дамских шляпок Kharkov.
1941 – девять немецких бомбардировщиков совершили второй ночной налет на Харьков (первый был 22 августа). При свете осветительных бомб, фашисты сделали три захода, обрушив фугасные бомбы на район городской электростанции на Красношкольной набережной. Хотя электростанция не пострадала, а часть бомб упала в реку Харьков, основная масса их обрушилась на жилые дома Красношкольной набережной, улицы Руставели, переулка Короленко и проспекта Сталина (Московский проспект). Разбито до двух десятков зданий и кинотеатр на углу Короленко и проспекта Сталина. Почти вся левая сторона проспекта от площади Тевелева до Харьковского моста была сметена бомбами: из 17 домов остались шесть. Жертв было много. На месте небольших старинных домиков — груды развалин, из которых при факелах извлекали изувеченные тела. Трупы укладывали здесь же, на тротуаре, а раненых увозила «скорая помощь».
2011 – в прессе – сообщение об инциденте в поселке Ковшаровка Купянского района. Здесь в кафе между собой повздорили два парня – 26-ти и 20-ти лет. После стычки, во время, которого они обменялись ударами бутылкой по голове, старший ретировался. Отправившись домой за ножом, он подкараулил, когда 20-летний вышел из кафе и напал на него, нанеся ему ряд ранений. Раненого нашли только утром и вызвали «скорую». А нападавший был задержан на следующий день.
Церковный календарь
День Мучеников Флора и Лавра (II век). Они были родные братья-каменотесы. Будучи христианами, во время работы над языческим храмом, проповедовали язычникам свою религию, а деньги раздавали бедным. Многих им удалось убедить. Они исцелили юношу – сына жреца, когда ему выбил камень глаз. Отец и сын приняли крещение. Построенный храм, святые Флор и Лавр, а также 300 их последователей посвятили христианскому Богу, уничтожив идолов, предназначавшихся для храма. Правитель страны, осудил всех участников этого дела на сожжение, а братьев отправил в Иллирию, где они были брошены в безводный колодец и засыпаны землей. Впоследствии мощи святых мучеников были обретены и перенесены в Константинополь. Их видели в XIII и XIV вв. русские путешественники.
День преподобного Иоанна Рыльского. Он был болгарином, жившим в X в. После смерти родителей, раздав все имение нищим, он принял монашество и поселился на высокой и необитаемой горе. Но разбойники выгнали его оттуда, и тогда Иоанн поселился в дупле у реки Рило. Так он жил 60 лет, окруженный дикими зверями и питаясь только растения. Пастухи его обнаружили и больные стали приходить к нему для исцеления, а многие пожелали и подвизаться под его руководством. Была основана обитель, где Иоанн сделался игуменом и руководил иноками до глубокой старости. После смерти мощи его были перенесены в город Средец, нынешнюю Софию. Сейчас чудотворные мощи в другой столице Болгарии – Тырново (перенесены сюда королем Асеном).
День мучеников Ерма, Серапиона и Полиена, Иулиании, Льва, 300 мучеников сожженных в огне, святой Иулитты, священномучеников епископа Емилиана и с ним мучеников Илариона, Дионисия и Ермиппа и прочих 1000 (IV век),cвященномученика пресвитера Григория (Бронникова) и мучеников Евгения (Дмитриева) и Михаила (Ерегодского) (1937), преподобных 4-х пустынников, Варнавы и Софрония (Vвек), Христофора (VII век), игумена Пеликитского Макария (IX век) Луки Болгарского (X век). cвятителей Константинопольских патриархов Иоанна (VII век) и Георгия (VII век). Икон Божией Матери Трапезундской (I век) и именуемой «Всецарица».
В народе – Флор и Лавр
Фролов день. Лошадиный праздник. В Древней Руси на иконах рядом с ликами святых Флора и Лавра очень часто изображались лошади. Считалось, что эти угодники должны изображаться только с этими животными. В этот день на лошадях не работали. С утра их чистили, мыли, заплетали гривы и отводили к обедне кропить святой водой. Это, по древним поверьям, охраняет лошадей от болезней. В этот день их старались подкормить каким-нибудь лакомством. Для табунщиков же и конных пастухов устраивали мирское угощение, пекли им пироги, потчевали молодым пивом.
Этот день считался концом основных полевых работ. К нему старались управиться с озимым севом, и этот день назывался «досевками» Поселяне говаривали «С Фролова дня засиживают (т.е. работают при огне) ретивые, а с Семена (1 сентября старого стиля) — ленивые. И день окончания сева озимых было принято отмечать праздничным гуляньем.
С Флора и Лавра осенние утренники. Вот и осень пришла: вокруг начинает краснеть, желтеть, буреть. Как только солнышка деревьям станет мало, они и вовсе лист сбросят. Птицы собираются в теплые края — и ночью, незаметно, отбывают в дальний путь. Сей озимь от преображения до Фрола.
Проводились работы в пользу вдов и сирот. Все эти работы имеют свои названия: полотушки, потрепушки, супрядки, назьмы, дровяницы, сеновницы. Помочи у зажиточных людей сопровождаются угощениями. Для рабочих тогда выставляются на дворе столы с хлебом - солью, пирогами или калачами, кадки с брагой, сулейки с вином. Такое угощение продолжалось во все время работы.