Этот день в истории Харькова
1869 – в г. Балаклея родился российский геолог и географ. Заслуженный деятель науки РСФСР, профессор Ленинградского государственного университета (с 1925), Яков Самойлович Эдельштейн. Ученый открыл один из новых золотоносных районов в бассейне р. Тумнин. Ему принадлежат значительные геологические открытия. Он совершил длительное кругосветное путешествие по морю и по суше, изучал следы древнего оледенения. Но в 1949 году, в обстановке строжайшей секретности он был арестован по «делу геологов» работавших над изучением полезных ископаемых в Красноярском крае. Они обвинялись в якобы сокрытии найденной здесь урановой руды, то есть во вредительстве в пользу иностранных государств. После вынесения приговора он скончался в ленинградской тюремной больнице. Местонахождение его могилы до сих пор неизвестно.
1937 – родился русский поэт, эссеист, переводчик и истолкователь французской поэзии XIX—XX вв, писавший на русском и французском языках Вадим Маркович Козовой.
1946 — родилась российская и советская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка России Ирина Михайловна Журина.
1999 – умер участник освобождения Киева, Болгариии, танкист, старший сержант Рабоче-крестьянской Красной Армии, Герой Советского Союза Борис Иванович Берестовский.
Церковный календарь
Успение Пресвятой Богородицы
Один из древнейших и почитаемых праздников. После смерти и Воскресения Иисуса Христа Богородица 10 лет жила в Иерусалиме, проповедуя христианскую веру. Накануне дня успения ветры подхватили каждого из апостолов и на облаках перенесли в Иерусалим в дом Иоанна Богослова. Это Бог собрал их, чтобы сообщить им о предстоящей смерти Богоматери. Апостолы плакали, а Божия Мать утешала их, обещая быть их заступницей уже после их смерти. Во время успения её лицо вдруг озарилось невиданным светом и лучезарной радостью — разверзлась крыша дома апостола Ионна Богослова от невозможно ярких лучей небесного света и прямо перед ложем Богоматери появился её Сын — сам Иисус Христос с Божьим воинством, а также души пророков, святых праотцов и праведников. Святая душа Божьей Матери снизошла прямо в живительные руки, ладони Христа — Он сам принял Её душу и ввёл в Царствие Небесное.
Когда гроб Богородицы несли в Гефсиманскую пещеру на носилках один из ярых врагов христианства — некий иудей Аффоний, иудейский Священник, уцепился за край носилок с намерением опрокинуть их наземь. В ту же секунду Божья сила отсекла этому наглецу кисти обеих рук и ослепила его. Промучавшись некоторое время в агонии от боли, корчась на земле, он возопил к апостолам с просьбой о прощении его греха. Апостол Петр посоветовал нечестивцу попросить прощения у Богородицы и приложить остатки рук к отрезанным кистям, тот так и сделал и тут же исцелился.
С момента Успения Богородица царствует вместе со Своим Сыном Иисусом Христом на вечном Престоле. Как и Христос, Богоматерь воскресла на третий день. Затем она явилась в дом Иоанна Богослова во время трапезы апостолов, пообещав, что она всегда будет с ними. Для Божьей Матери гроб был движением вверх, лестницей на Небеса.
Праздник появился давно. А в IV веке он повсеместно праздновался в Византии. Но только с 595 года, по желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, он сделался общецерковным.
Сначала он отмечался в разное время: к примеру, на Западе, в VII веке, 18 января праздновалась «Кончина Девы Марии», а 14 августа — «Взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII—IX вв.
Главная цель установления праздника – прославление Богоматери и Ее Успения. Таким образом также обличались еретики, отрицавшие человеческую природу Пресвятой Девы (а, значит и Ее телесную кончину).
28 августа также день Икон – Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимых икон Успения Божией Матери: Киево-Печерской (XI век), Овиновской (XV век), Псково-Печерской (XVвек), Семигородной (XV век), Пюхтицкой (XVI век). Икон Божией Матери: Ацкурской (I век), Цилканской (IV век), Владимирской-Ростовской (XII век), Моздокской (XIII век), Гаенатской (XIII век), Чухломской (XIV век), Сурдегской (XVI век), Тупичевской (XVII век), Влахернской и Бахчисарайской.
Народный календарь
Успение – праздник окончания жатвы и встречи осени. День проводов лета и окончания уборки урожая – дожинки. Конец Успенского поста. «Успение провожай, осень встречай».
В домах накрывали столы. А жнецы передавали хозяину с хозяйкой венок, сплетенный из колосьев. И венок этот хранился в красном углу избы. Существовало поверье, что он приносит удачу и охраняет дом от нечистой силы. На Успение принято солить огурцы. С Успения лето окончательно поворачивает на осень, и празднуют первую встречу осени, начинается молодое бабье лето. Если погода в этот день хорошая, то старое бабье лето - с 13 по 21 сентября - будет ненастным. С Успенья молодое бабье лето начинается (с 28 августа по 11 сентября или по Семенов день (14 сентября), а солнце засыпается. Если на Успенье или в эти дни появится радуга – к затяжной и теплой осени. Успенье провожай, а осень встречай.