Первые маршруты конки: история харьковского трамвая (ФОТО)
Предшественницей электрического трамвая была харьковская конка.
Конка в городе была открыта 24 сентября 1882 года по одноколейному маршруту «ул. Александровская у вокзала Азовско-Курской ж.-д. (сейчас — ул. Красноармейская) — Биржа на Николаевской площ. (сейчас — пересечение площ. Конституции и просп. Московского)» по ул. Екатеринославской (сейчас — ул. Полтавский Шлях) и мосту через реку Лопань. Конный трамвай города принадлежал частному Бельгийскому обществу.
В эпоху своего расцвета конка включала следующие линии:
- № 1. Вокзал — Центр — Конная площ.
- № 1а. Вокзал — Центр — Конный базар
- № 2. Основянский мост — Центр — Ветеринарный Институт
- № 3. Заиковка — Центр — Ветеринарный Институт.
Дальнейшее развитие конки было затруднено из-за конфликта Бельгийского общества с городскими властями, которые в начале XX века решили строить свой электрический трамвай. Окончательно конка была закрыта 23 марта 1919 года. Началась электрификация конки, которая была окончена 23 октября 1923 года.
Движение электрического трамвая в Харькове было открыто 3 июля 1906 года двенадцатью моторными вагонами производства MAN по узкоколейному (1000 мм) одноколейному маршруту с восьмью разъездами протяжённостью 3,8 км «Павловская площ. (позднее — площ. Розы Люксембург, сейчас — первоначальное название) — Балашовский вокзал» по ул. Петинской (сейчас — ул. Плехановская), ул. Змиевской (сейчас — просп. Гагарина), ул. Нетеченской, пер. Подольскому (сейчас — часть ул. Гамарника), пер. Костюринскому (сейчас — часть ул. Гамарника).
В том же году построен Петинский трамвайный парк, находившийся у Ремесленного училища. С самого начала принадлежал и эксплуатировался городскими властями, что вызывало конфликты с частной бельгийской конкой, вплоть до драк между нанятыми людьми и рабочими, прокладывавшими трамвайные линии.
Первая линия проходила от Балашовского вокзала по Петинской, Змиевской, Нетеченской улицам, Подольскому мосту, Подольскому и Костюринскому переулкам до Павловской площади. Столь странная конфигурация была выбрана потому, что по договору с бельгийцами, эксплуатирующими в то время конку, трамвайные рельсы не должны пересекать конные. Конка в то время оккупировала главный радиус города «Вокзал — Павловская Площадь — Конный рынок». Постепенно трамвайные рельсы появлялись на других улицах города, при этом дело не обошлось без стычки с полицией и представителями «Бельгийского общества».
3 ноября 1909 года открыто движение по Павловской площ. (сейчас — площ. Розы Люксембург) от площ. Николаевской (сейчас — Конституции) до павильона в Павловском сквере, маршрут № 1 «Павловская площ. — Балашовский вокзал».
30 декабря 1909 года введена новая одноколейная линия «Торговая площ. — ул. Клочковская» по Сергиевской площ. (1932—2016 гг. — Пролетарская площ.), ул. Клочковской до пер. Речного с ответвлением на ул. Ивановскую до реки Лопань — пущена Клочковская линия. В результате объединения ещё 17 сентября 1909 года Клочковской и Петинской линий трамвая через рельсы конки с руководством последней произошёл серьёзный конфликт. Пущен маршрут № 2 «ул. Клочковская — Балашовский вокзал».
5 января 1910 года введена новая одноколейная линия «ул. Клочковская — Панасовка» по Купеческому мосту, Благовещенской площ. (сейчас — площ. Карла Маркса), ул. Рождественской (сейчас — ул. Энгельса), Лосевскому пер., ул. Бол. Панасовской (сейчас — ул. Котлова) до Альбовского пер. — пущена Панасовская линия, маршрут № 1 продлён от Павловской площ. до Альбовского пер. (Панасовка).
В 1910 году построено трамвайное депо для электрического трамвая (Пискуновский парк — позже Ленинское депо).
Nikolaevskaya_Square_in_Kharkov,_Russian_Empire
23 июля 1910 года начато расширение до двух путей Петинской линии.
2 января 1911 года введена новая двуколейная линия «площ. Павловская — Городской парк» по пер. Армянскому, пер. Петровскому (сейчас — пер. Короленко), ул. Николаевской (сейчас — ул. Короленко), ул. Пушкинской, ул. Бассейной (сейчас — ул. Петровского), ул. Сумской. Пущен маршрут № 3 «Павловская площ. — Городской парк».
30 июля 1911 года введена новая двуколейная линия «Центр — ул. Грековская — Конный рынок» по ул. Университетской, новопостроенному Нетеченскому мосту, ул. Грековской, пер. Рыбасовскому, ул. Заиковская (сейчас — ул. 1-й Конной Армии), ул. Молочная (сейчас — ул. Кирова) — пущена Грековская линия. Маршрут № 2 перенесен «Конный рынок — ул. Грековская — ул. Клочковская».