Политические «игры» или борьба с контрабандой: чем оказалась для Украины торговая блокада Донбасса
За несколько месяцев уголь Донбасса стал для Украины, едва ли, не самым важным продуктом для промышленности и энергетики. По заявлениям правительства страны, без антрацита встали бы все заводы и электростанции, работающие на угле. И это несмотря на то, что ранее из Киева звучали фразы об энергетической «независимости» Украины и свободе от влияния агрессора.
Активисты, вставшие редутами на железнодорожных путях, дорогах и шоссе, в свою очередь заявили, что каждая гривна, уплаченная предприятиям с территории врага – это пуля для украинского солдата. Требование у них было одно – немедленно прекратить любые отношения с агрессором и сепаратистами
В связи с блокадой общество раскололось на два лагеря – одни выступили за разрыв отношений с неподконтрольными регионами, вторые поддержали правительство и заявили о том, что прекращать поставку угля с Донбасса нельзя.
С точки зрения экономики
Была ли блокада? Блокада подразумевает полный разрыв торговых и экономических отношений с другим государством или территорией. Суть закрытия границ для товаров из вражеских стран – навредить их рынку и подорвать экономику противника или прекращение торговли по моральным, религиозным или другим принципам.
В Украине редуты активистов не справились с этой задачей, поскольку идея блокады не вызвала однозначной поддержки общества. Несколько редутов вроде «имени 16-бата», «Рошен» или «Запорожье» не смогли перекрыть все пути угля с оккупированных территорий. Более того – имея десятки километров неконтролируемой границы, сепаратисты могли вывозить грузы в Россию в любых объемах, а уже оттуда вести торговлю с Украиной. Что в принципе и случилось с началом блокады железнодорожных путей активистами.
«Теперь вероятнее всего вариант, что в Украину будет поступать все тот же уголь с Донбасса, только пропущенный через «третьи» руки. И это может быть даже не Россия, а та же Беларусь или другие страны, соседствующие с Украиной. Увеличится лишь стоимость товара», - отметила доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента и бизнеса ХНУ имени Семена Кузнеца Татьяна Лепейко.
Экономика vs политика
В правительстве Украины «самодельную» блокаду активистов восприняли негативно и развернули против нее медийную «войну».
Активистов обвиняли в пророссийских взглядах, в покрытии контрабанды, расшатывании ситуации, срыве обмена пленными. В ответ на это, со стороны сторонников блокады сыпались упреки власти в торговле «на крови», оплате «смерти украинских солдат» и другие, совсем не экономические обвинения.
В ТЕМУ: блокада Донбасса: силовой разгон, ситуация сейчас и реакция Порошенко
В итоге сама тема блокады становится пиаром для различных депутатов и политических сил.
«Это была чистая политика. Экономика тут ни при чем. Это видно исходя из того как редуты пытались деблокировать. В Кривом Торце редут снесли, а в Бахмуте нет, а в другом месте активисты сами уходят по мирной просьбе. Это доказывает тезис, что блокада была больше социально-политическим явлением, поскольку если бы это было стихийное явление, никаких отступлений по «просьбам» полиции не было бы и сами силовики не действовали так точечно», - отметил Андрей Еременко.
По его словам, изначально перевес в политической «игре» был не на стороне правительства, однако после того, как Президент Петр Порошенко объявил об официальном прекращении экономических отношений с оккупированными областями, любые попытки активистов перетащить информационное «одеяло» на себя будут провалены. Теперь блокада официальная и активистам там делать уже нечего.
Итог
Несмотря на заявления правительства и лично Порошенко о кризисе украинской энергосистеме и введении Чрезвычайного положения в энергетике, Украина не ощутила на себе весь «ужас» последствий блокады, поскольку ее как таковой и не было вовсе.
Эксперты уверены, что правительство «слегка» преувеличило возможные последствия.
«Веерных отключений не было, Электростанции не остановились, и бизнес, и производство лишь ощутили рост цены угля, из-за того, что теперь его транспортировка обходится дороже», - отметила экономист Татьяна Лепейко.
Также не особо помогли редуты активистов и введение Президентом официальной блокады. Торговля с Донбассом не прекратилась. Во вступившем в силу приказе Министерства по вопросам временно неконтролируемых территорий и внутренне перемещенных лиц значится, что через границу можно перемещать довольно широкий ассортимент товара.
Оборудование, запчасти и комплектующие, сырье и готовая продукция, химматериалы, горюче-смазочные материалы, инструменты и спецодежда для горнообогатительной, угледобывающей, энергетической отраслей и критической инфраструктуры – все это будет пропускаться через кордоны и блокпосты.
Таким образом, блокада была выгодна как правительству, так и оппозиции, поскольку каждый из них если не выиграл, то, по крайней мере, не проиграл своих позиций на политической арене. Кроме этого, «медийная площадка» блокады была использована всеми на полную – соцсети, СМИ и телеэкраны так и пестрили массами сюжетов на эту тему и также массово исчезли в один день.
Из позитивных последствий - эксперты считают определение отношений Украины и Донбасса. С вводом официальной блокады и разрывом экономических отношений страна перестанет платить деньги убийцам украинских военных и будет иметь позицию по отношению к оккупированным территориям.
Напомним, невыносимая легкость ампутации — как Украина будет жить без Донбасса.
Снимок