• Головна
  • Харьков слышит гул родных орудий...
09:00, 9 травня 2012 р.

Харьков слышит гул родных орудий...

День Победы – один из немногих праздников, сохранившихся от Советского периода нашей страны. И хотя есть некоторые жители Украины, которые не считают День Победы 9 мая 1945 года «нашей победой», все же хочется вспомнить о тех далеких годах, когда наши войска сперва отступали, а затем отвоевывали родную землю по кусочкам, город за городом, деревню за деревней и, в конечном итоге, гнали фашистов до самого Берлина и накрыли всех в их логове.

Больше всего досталось, пожалуй, нашему родному Харькову. Харьков находился в оккупации с 24 октября 1941 по 23 августа 1943, с небольшим перерывом в феврале и марте 1943. За время войны он пережил четыре штурма и трижды переходил из рук в руки. Конечно же, последствия для харьковчан были ужасны. Столько потерь среди мирного населения и войск было только в блокадном Ленинграде. Дело в том, что для Адольфа Гитлера Харьков был замком, открывающим украинское пространство, поэтому в планах Фюрера он занимал особое место.

Когда только началась война, десятки тысяч харьковчан ушли добровольцами на фронт, а 85 тыс. составили корпус народного ополчения. Более 100 тыс. мирных жителей трудились на сооружении оборонительных объектов. Но, несмотря на героический труд харьковчан, которые создали мощную систему оборонительных сооружений в виде противотанковых рвов, Красной Армии лишь на некоторое время удалось задержать наступление гитлеровских войск.

Бои на западной окраине города начались 20 октября 1941 года и продолжались несколько суток. Противник бросил в наступление три полностью укомплектованные дивизии, усиленные артиллерией и 120 танками. А с воздуха вражеские войска поддерживали 150 самолетов.

Главный удар гитлеровцев приняли на себя части 216-й стрелковой дивизии и полк народного ополчения. Советские воины упорно отстаивали каждый квартал и каждый дом. Утром 23 октября немцы открыли артиллерийский огонь по Холодной горе, который продолжался более двух часов, после чего перешли в наступление. Город продержался еще один день.

Оккупировав Харьков, немцы установили в нем режим кровавого террора. В городе был установлен комендантский час. Повсюду были расклеены следующие объявления: «Запрещенное время для жителей города устанавливается после 16 часов и до 6 часов утра. Кто в эту пору будет замечен на улице без специального удостоверения, будет казнен. Сегодня были наказаны смертью 50 лиц. Кроме того, арестовано как заложников 100 лиц. Каждый житель Харькова, беспричинно своей собственной жизнью отвечает за безопасность немецких вооруженных сил и ставит на карту не исключительно свою собственную жизнь, но и жизнь всех обитателей Харькова».

Трупы повешенных и расстрелянных не разрешали убирать несколько дней, и они были видны по всему городу. Но это не помешало харьковчанам вести борьбу с фашистами в подполье. На борьбу с врагом поднялись сотни патриотов. На Холодной горе, в 9-й больнице, группа медицинских работников под руководством профессора Мещанинова вела борьбу с врагом, спасая раненых бойцов Красной Армии.

Через четыре месяца была предпринята первая попытка освобождения. Но Барвенковская операция весной 1942 года провалилась, при этом советская армия потеряла убитыми более 200 тыс. солдат. После этого немецкие войска совершили прорыв, и вышли к Волге. А там уже начинался Сталинград…

В феврале 1943 года советская армия предприняла еще одну попытку освобождения Харькова, и на два месяца город стал советским. К сожалению, наши тогда не учли дикое упорство немцев и вскоре город был снова сдан.

И только 23 августа 1943 года Харьков освободили окончательно, но город лежал в сплошных руинах.

О тех героических днях очень точно написал в своем стихотворении «Харьков» Николай Ушаков:

Харьков слышит гул родных орудий,
гул все громче.
Звук разрыва сух.
Превратились в слух
дома и люди,
и деревья
превратились в слух.

«Ждем», - как будто говорит Сумская.
«Ждем», - соседний произносит сад.
Головы все ниже опуская,
на балконах мертвые висят...

- Ждем, - живые повторяют люди.
Пепельною ночью, сизым днем
Харьков слышит гул родных орудий,
мужественный голос: «Мы идем!»

За противотанковыми рвами,
за скрещением дорог вдали
Харьков вырастает перед нами.

Мы идем,
мы входим,
мы вошли.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...