Жизнь шахтеров в зоне АТО: подземный мир или единственная "кормилица"
Тошковская одна из немногих шахт, работающих на территории подконтрольной Украине. Остальные или закрылись или работают в поддерживающем режиме. В них выкачивают воду, но не добывают уголь. Правда и Тошковская работает не на полную мощь. Из-за недостатка персонала вместо 4 смен - всего две. Треть работников уехали из поселков из-за обстрелов.
Тошковская обеспечивает углем и работой все близлежащие поселки, а электроэнергией часть луганской области.
Алексей Смирнов, шахтер
- Единственное место, где можно работать.
- Жена работает? Нет. Пока она не может устроится.
Работают на шахте жители близлежащих поселков и окраин Лисичанска. Всего около 780 человек. Почти все - шахтеры не в одном поколении. Говорят: это особенность Донбасса.
Лидия Галкина, замдиректора по хоз вопросам:
"Это заложено по наследству. У нас на шахте очень много работает людей, которые династии большие. У нас в общим количестве по годам, вот мы раньше практиковали у нас есть династии получается 400 лет . Внуки правнуки у нас, и этого у нас не отнять."
Чтобы доехать до работы шахтерам, которые живут в соседних селах - нужно пройти 2 блокпоста. Рассказывают: если прописка например первомайская- досмотр особенно тщательный.
Иван, главный инженер шахты Тошковская:
"Сразу смотрят на меня по другому. Потому что я человек из Первомайска, который там родился. Имею там свою жилплощадь. Я не знаю что у них в душе, когда они на меня смотрят что я из Первомайска. Начинается тщательный досмотр автомобиля или предвзятые вопросы в адрес меня или супруги или ребенка."
Первая смена у шахтеров начинается в пять утра. Они переодеваются, получают оборудование: фонарь и самоспасатель.
Работчая смена под землей - шесть часов. Оплата в месяц - около 200 долларов.
Работаты на шахте ведутся круглостуочно. Ведь ежедневно необходимо выкачивать воду. Чтобы ее не затопило, как это произошло по слухам с теми шахтами, которые остались на территории так называемой ЛНР.
Запустить шахту после долго простоя очень сложно, говорит инжинер.
Допустить затопления шахты было нельзя. Ведь она обеспечивает углем все близлежащие поселки, в которых печное отопление, а соответственно люди остались бы без отопления.
По этой причине работать шахтерам приходилось даже во время обстрелов. Многие жили в кабинетах. Из административного здания в саму шахту ходили по подземному переходу.
После пережитого коллектив называет шахту - своим маленьким миром. С особенным трепетом тут относятся к шахтерам, которые работают в стволе. Для них даже чай делают специальный.
Лидия Галкина, замдиректора по хоз вопросам:
"Натуральный Липа, шиповник и мята. Сами собираем, обрабатываем, здравпункт все проверяет. "
В замен шахтеры стараются сохранить чистоту и порядок как в самой шахте, так и на ее поверхности. Персонал хвастается: такого нет ни в ондой другой шахте.
Лидия Галкина, замдиректора по хоз вопросам
"Наша личная Европа. Это чистое рабочее место, чистый уютный наш домик. Самое родное для нас - это шахта Тошковская. За месяц шахта добывает 250 тонн угля - половину от того, что может если работать на полную мощь. "
Руководство шахты говорит: их предприятие способно добывать и больше, но для этого нужны вложения.
Николай Шикер, директор шахты:
"Естественно нужно организовать круглосуточную работу и конечно нужно развивать, а на развитие нужны вложения. Но вложений у нас пока нет."
Шахта Тошковская - государственное предприятие соответственно и финансироваться должна из госбюджета, однако пока шахтерам приходится справляться своими силами.