Харьковские танки, львовский шоколад и херсонский лен: нужно ли Европе украинское производство
Украина выбрала путь евроинтеграции и стремится стать государством, которое будет исповедовать европейские ценности. Тем не менее, в Европу Украину пока еще никто не берет. В целом европейцы четко дали понять, что им нужна сильная и независимая Украина. Раздираемую войной, националистически настроенную и слабоконкурентную страну никто ни в какие союзы принимать не будет. Но является ли Украина таким уже слабым игроком в рыночных отношениях?
Для начала, стоит убедиться, что промышленность в Украине в принципе есть, взять хоть тот же Харьков - город заводов, город промышленности, а что из этого работает??
Работает, для начала, Турбоатом, и по заявлениям администрации, работает неплохо.
Как рассказали на самом заводе - посоревноваться могут и с Сименсом и с другими европейскими гигантами и вообще входят в пятерку лучших заводов своей отрасли.
Электротяжмаш находится в более плачевном состоянии, но пока еще работу людям обеспечивает - заказы выполняет, зарплату платит. Даже по итогам аудита, который провели, чтобы проверить систему менеджмента бизнеса, система ГП «завода «Электротяжмаш» признана соответствующей международному стандарту железнодорожной промышленности «IRIS». Мировой уровень качества продукции предприятия подтвердили и специалисты международной сертификационной организации ООО ССУ «ДЭКУЭС».
ХТЗ, Шарикоподшипниковый завод и другие предприятия тоже тянут свою лямку и держатся на плаву. На том же ХТЗ планируют возродить производство боевой техники, в частности САУ.
Завод «имени Малышева», в связи с последними событиями на Востоке Украины, вообще воспрял духом и смотрит вперед - заказы есть и не только Украинские.
Как рассказали на заводе, на завершающем этапе крупный контракт с Таиландом, куда предприятие поставляет танки Оплот. Всего «Малышево» должен поставить Таиланду 49 БМ «Оплот», за что получит более 200 миллионов долларов. Контракт начал выполняться с 2012 года.
В мае 2009 и украинской армии перепало две машины. Но теперь ситуация другая, стране боевые машины нужны и завод готов их предоставить. «Малышево» даже начал активно сотрудничать с научным ресурсом города - на завод приглашают студентов разных ВУЗов и готовы платить им за работу, не смотря на долги. А долги у завода есть - задолженность на 1 мая составила 15,5 миллиона гривен, по компенсации льготных пенсий - 22,5 миллиона гривен и по единому социальному взносу - 32 миллиона.
В целом почти у всех заводов в Харькове сложная ситуация с долгами по зарплатам.
Самые плачевные показатели у Харьковского Авиационного завода - долг составил 45,6 миллиона гривен по страховым взносам в пенсионный фонд - 85,1 миллиона, по льготным пенсиям - 9,3 миллиона гривен, и по единому социальному взносу - 21 миллиона гривен.
К тому же у завода нет заказов - на нем даже приостановили работу из-за сложной ситуации с выплатами.
Также среди должников ННЦ "Институт метрологии", ГП "Украинский государственный институт по проектированию заводов тяжелого машиностроения", ГП "ХЭМЗ" и другие заводы.
Тем не менее, промышленность в Харькове есть, и она работает, причем конкурировать может с мировыми брендами и в тендерах занимает не последние позиции. Так почему же европейские «покупатели» не стоят в очередях за украинскими товарами?
По сути, если модернизировать украинские заводы, ввести на них евростандарты качества, то Украина может выбиться в мировые лидеры и составить конкуренцию таким странам как Германия, США и Российская Федерация.
Вопрос в том, выгодно ли это европейским партнерам - ведь даже "невооруженным" глазом видно, что большинство иностранных заказов украинские предприятия выполняют для Востока. Заводы "неньки" трудятся на Пакистан, Таиланд, Индию, Россию, страны Африки и крайне мало для Европы. О США и речи нет - заказы единичные.
"То, что Европа готова открыть зону свободной торговли с Украиной доказывает, что Украину готовы принять на Западном рынке. Выдержит ли это Украина, и как будет решаться вопрос с сертификацией продукции, который стоит сейчас очень остро, неизвестно. Без сомнения военная, авто и мото индустрия в Европе развита и в украинских товарах не нуждается. Тем не менее, уже сейчас европейским брендам выгодно сотрудничать с Украиной, поскольку через наши заводы, работающие на Восток, немецкие, французские, шведские производители смогут выйти на новые рынки", - считает политолог Валерий Дудко.
Стоит отметить, что уже сейчас на многих украинских боевых машинах стоят двигатели иностранного производства. Таким образом, Европе выгодно промышленное сотрудничество с Украиной, поскольку это расширяет рынки сбыта и позволяет выйти торговле на новый уровень.
По мнению экспертов, единственное, что мешает Украине активно принять участие в европейской торговле - это сертификация товаров.
Что касается инвестиций - то в Украине несть несколько спорных моментов.
Как считает Заслуженный экономист Украины, доктор экономических наук Александр Кирш, ни один инвестор не будет вкладывать в Украину большие деньги, пока в стране не изменится налоговый кодекс.
"Любые операции с заграничным инвестором в банках Украины, как и в налоговой службе, вызывают подозрение. Все эти операции изначально считаются сомнительными. Ко всему прочему из Украины нельзя выводить валюту - зачем иностранным инвесторам это нужно? Вкладывать деньги в страну с таким Законодательством? ", - считает Кирш.
По его словам, не только эти моменты портят имидж Украины в глазах инвесторов - коррупция, вот один из отталкивающих факторов вклада денег в отечественные предприятия.
Поэтому ждать развития заводов в Украине при помощи иностранных инвестиций не стоит.
"На европейский рынок Украина может поставлять только шоколад, продукты питания, табак и алкоголь. Все, что нельзя съесть, выкурить или выпить Европе от Украины не нужно", - отметил экономист.
В таком случае, инертность Запада по отношению у Украинским заводам вполне понятна.
"Европе не нужно, чтобы Украина совалась со своими товарами на западные рынки", - заявил Кирш.
К тому же во многих моментах (таких как авто, мото и военная техника) отечественные заводы попросту не отвечают стандартизациям Евросоюза.
Поэтому между Украиной и Западом, скорее всего, буду поддерживаться взаимовыгодные торговые отношения, направленные на восточные страны.
По сути, как считает эксперт, все будет происходить примерно так: Европа торгует с Украиной, а товары отечественного производства отправляются в малоразвитые страны Востока и Африки и бывшего СССР.
В целом, для украинских предприятий, такой вариант развития вполне приемлемый, однако чтобы выйти на уровень конкуренции с европейскими товарами в самой Европе нужно приложить колоссальные усилия по модернизации, которая проводится на заводах крайне редко, и выиграть антикоррупционную "войну".
Главное то, что никто, по сути, за Украину не будет заниматься ее проблемами. Заводы и предприятия должны сами выходить на новый уровень.
Напомним, вся власть в одни руки: как децентрализация может привести к «монархии».