Децентрализация по-украински: полномочия на места или Соединенные Штаты Украины
Верховная Рада Украины 31 августа 2015 года в первом чтении приняла законопроект о децентрализации власти.
После принятия закона прошло уже почти пять месяцев, однако от децентрализации больше шума, чем дела.
Шум вокруг этого законопроекта в основном возникает из-за боязни украинцев, что страну превращают из унитарного государства в федерацию.
Мы решили выяснить – так ли это. Что такое децентрализация и чем она «грозит».
Для начала стоит разобраться – что же предлагают украинскому обывателю и зачем.
Самое главное в законе «О децентрализации» - это изменение административно-территориального устройство страны. Это значит, что регионам передадут полномочия в решении некоторых вопросов на местах. Существуют ли риски – определенно да, ведь органы местного самоуправления, получившие в руки «букет» полномочий и рычагов, могут «заиграться в королей» и захотеть больше власти.
Не словом, а делом
Чтобы разобраться, как же работает децентрализация, нужно посмотреть, работает ли она в принципе.
Что ж, посмотрим.
Власть из Киева в «умеренных дозах» передают в регионы. Местные органы управления получают все больше полномочий для решения проблем и реализации своих проектов.
В том же Харькове Министерство юстиции начало передавать в местные органы самоуправления права на регистрацию имущества. Готов ли к этому регион – это другой вопрос, но инициатива «сверху» исправно выполняется. Также происходит передача под контроль территориальных общин земли, зданий, полезных ископаемых и остального, что ранее принадлежало всей стране.
Получается, центральная власть ослабляет «хватку» и позволяет регионам брать бразды правления в собственные руки.
Получается, децентрализация идет. Медленно, неуверенно, кое-где даже нехотя, но идет.
Однако некоторые политики и экс-политики подают процесс децентрализации под федеративным «соусом», когда передача власти из центра на места напрямую связана с понятиями федерации или конфедерации.
Например, бывшая лидер КПУ Алла Александровская предлагает Проект закона об особом регионе развития «Слобожанщина», который создает правовые основы для особой регуляции экономики на территории Харьковщины, что в дальнейшем, при определенных условиях, может послужить стартом для начала федерализации.
Как отличить одно от другого
По факту, конфедерация - это блюдо с различными пирожными, у которых собственный суверенитет и традиции, и вместе они составляют десерт, а федерация – это слоеный пирог, порезанный на кусочки, каждый со своим вкусом – правами и законами, но при этом без суверенитета каждой территории.
В случае с децентрализацией – это скорее не резанье на куски торта, а подымание слоев и распределение между ними полномочий – вкусов, при этом оставляя его целым - унитарным.
Так и в Украине не делят страну по регионам, а дают им больше полномочий и свобод, однако это не повод считать себя отдельным государством.
Однако встречаются те, кто путают децентрализацию с федерализацией.
Основная цель федерализации – это, внимание, получить в итоге федерацию со всеми вытекающими последствиями. У децентрализации задача - распределить полномочия между центральной и местной властью, ей все равно, каким будет устройство у государства - федеративное или унитарное.
В современном обществе термин децентрализация больше относится к понятию распределения власти. Решения принимаются по типу «Центр-Департаменты-Коммуны», как во Франции. Поэтому децентрализация применима не только по отношению к отдельно взятым регионам, а и к «цельному», унитарному государству.
Так, например, деньги из городского бюджета больше не будут уходить в Киев в том количестве, что раньше (город отдавал около 70% доходов в столицу и с «боем» получал обратно гроши). Именно поэтому Киев активно развивался - взять хотя бы то же метро столицы, где новые станции появляются гораздо чаще, чем в Харькове, в котором станцию метро «Победа» никак не могут достроить. Теперь, благодаря децентрализации, деньги города будут расходовать на его нужды, а отчисления в казну страны существенно уменьшатся. При этом Харьков останется в составе Украины и будет подчиняться общеукраинским законам, а не иметь свои традиции, законы и уставы, как, например, Техас в США. Такой способ децентрализации позволяет государству оставаться унитарным и не превращаться в федерацию или конфедерацию.
Поэтому та децентрализация, которая сейчас идет в Украине, не имеет никакого отношения к федеративному устройству и федерации в целом. Это скорее перераспределение полномочий и власти в стране.