Больничная клоунада в Харькове: вернуть ребенку ощущение детства

Само понятие больничной клоунады существует в мире уже около 30-ти лет. Клоуны приходят в больницу, чтобы развлечь детей, отвлечь их во время болезненных манипуляций или же смягчить «уход» безнадежно больному ребенку. В Харькове движение существует уже второй год. Лего Френдс купить для таких мероприятий в качестве небольших подарков для детей планировалось уже давно. Дети вовремя игры выздоравливают быстрее,как утверждают учёные и врачи. Конструкторы Лего нравятся всем без исключения.

Необычные клоуны образовались из вполне обычных психологов. Общественная организация «Харьковский фонд психологических исследований» зарегистрирована в 2002 году и объединяет 10 членов – специалистов разных направлений. И деятельность у них также разная. Так, председатель правления фонда Татьяна Грида и психолог Наталья Шевченко известны маленьким пациентам как Няша и Апельсинка.

«Как детский психолог, я увидела в этом проекте важный ресурс, несколько важных направлений. Например, профилактика ранней травматизации детей, что нужно делать, чтобы реабилитировать семьи. И второе – работа с разными системами: медицинской, актёрской,педагогической и психологической», - рассказывает Татьяна Грида.

Больничные клоуны отличаются от тех, которых мы привыкли видеть в цирке. Нет яркого парика и хлопчатобумажных тканей в костюме. Грима по-минимуму. Из обязательных атрибутов – нос и шапочка. Во-первых, это связано с необходимостью поддерживать стерильность в больнице, а, во-вторых, многие дети пугаются ярко накрашенного персонажа. Во многих костюмах за основу взят медицинский халат, чтобы ребенок обыгрывал свои страхи в больнице, тем самым избавляясь от них.

«Все начинается с того, что мы переодеваемся. Дети ведь не должны видеть, что мы обычные люди. Пока переодеваемся, входим в образ. А дальше передвигаемся по медицинскому учреждению уже «в роли». Говорим друг с другом как Няша и Апельсинка, толкаемся. Заходим, стучим в палату. Наша задача – вернуть ребенку контроль над своей жизнью, ведь когда он попадает в больницу главный контролер – это врач, который назначает процедуры, не спрашивая, может, хочет ребенок или нет», - расказывает Татьяна Грида.

>Очень важно, чтобы ребенок захотел идти на контакт. Участники проекта рассказывают,  если родитель или малыш против, то клоуны обязательно уходят. Но чаще их принимают радушно, и мамы пользуются освободившейся минуткой, чтобы заняться своими делами.

Как такового сценария у клоунов нет. Ведь можно прийти, и увидеть, что ребенок сидит грустный, и его просто нужно развеселить или посетить. Или же он и вовсе лежит под капельницей. Заготовки могут просто “полететь”.

В арсенале у клоунов целый запас идей – моделирование шариков, работа с оригами, песни, танцы, какие-то сказочные сюжеты. Изучают детские игры: на что они направлены, и как этим пользоваться. Важно учитывать возрастные особенности. Если малышам нужно разрабатывать мелкую моторику рук, то с подростками можно шутить. А вот кривляния нравятся всем без исключения пациентам.

Лучше всего работает импровизация. Она основана на эмоциональном отражении, эмоциональном контакте. Неважно, грудничок это или подросток. Дети 7-8 лет имеют особое игровое пространство, они развивают фантазию, сказочность.

“Можно, например, градусником можно мерять улыбку. У тебя улыбка 38 попугаев, а у тебя 40 – ты чемпион. Те же мыльные пузыри работают абсолютно со всеми. Есть терапевтические игры – в первую очередь, игра в больницу – возможность «отыграть» страх, вылечить клоуна, куклу. Клоун сопротивляется, убегает, все его уговаривают. Так и психологи работают со страхом – дают ребенку самому руководить ситуацией”, - рассказывает Наталья Шевченко, координатор проекта.

Учатся “больничные клоуны” на опыте своих коллег. Ярким примером является Константин Седов — основатель больничной клоунады на постсоветском пространстве. Организаторы приглашали его в Харьков и сами ездили на тренинги. В целом, фонд психологических исследований видит для этого направления огромные перспективы, но многое зависит от внешней поддержки и финансирования, которого пока нет.

Почти 30 лет назад в Нью-Йорке несколько клоунов из труппы Big Apple Circus робко постучались в дверь детской палаты, чтобы своим талантом и жизнерадостностью привнести в больничные стены надежду на выздоровление. Яркие костюмы и смешные трюки цирковых клоунов сделали свое дело и через полчаса стерильные помещения онкологии услышали то, чего, пожалуй, не слышали никогда – детский смех.

С тех пор волонтерское движение больничной клоунады стало распространяться по всему миру, и сегодня количество подобных организаций приближается к трем десяткам. Большинство из них со временем стали профессиональными объединениями. Это и Big Apple Circus«Clowncare» в США, и ClownDoctors в Великобритании, и La Rire Midicine во Франции, и «Больничные клоуны» в России. Во Львове с 2008 года работает труппа фонда «Доктор-клоун». В Одессе первые шаги в больничной клоунаде, а точнее — в организации работы подобного проекта, сделала инициативная группа молодых людей ЛП 118 и агентство «Развитие».