Редакция сайта 057 решила проанализировать, почему глава МВД Арсен Аваков продолжает оставаться на своей должности.
5 июня 2020 года по Украине прокатилась очередная волна акций протеста против действующего министра внутренних дел Арсена Авакова. Вышедшие на улицы своих городов люди требовали немедленной отставки главы МВД с занимаемой им должности. В этот же день в Верховной Раде 55 народных депутатов зарегистрировали проект постановления об увольнении Авакова с должности Министра внутренних дел.
По мнению протестующих людей и подписавшихся под документом нардепов, именно Арсен Борисович виноват в провале реформы полиции, процветающем беззаконии в рядах самих полицейских, а также отсутствии должного расследования в резонансных делах. Так называемой «точкой кипения» стали события, произошедшие один за другим в конце мая. Речь идет о массовой перестрелке в Броварах и изнасиловании женщины сотрудниками полиции в Кагарлыке.
Согласно закону Украины «О Кабинете министров Украины» член правительства может быть освобожден от должности Верховной Радой только в случае подачи им заявления об отставке или по представлению премьер-министра. Однако сам Арсен Аваков не спешит подавать заявление об отставке. В то же время премьер-министр Денис Шмыгаль и вовсе заявил, что увольнение действующего главы МВД является нецелесообразным, поскольку «в управлении кризисом Аваков демонстрирует хороший опыт и качества».
Редакция сайта 057 решила разобраться, почему Арсен Аваков продолжает оставаться на занимаемой должности, несмотря на многочисленные скандалы, действительно ли провалена реформа полиции и есть ли альтернатива нынешнему главе МВД.
Немного об Арсене Авакове
Арсен Аваков родился 2 января 1964 года в азербайджанской столице городе Баку. В 1988 году получил высшее образование, окончив Харьковский политехнический институт по специальности «автоматизированные системы управления». В дальнейшем работал в сферах бизнеса и финансов.
В 2002 году Авакова избрали членом исполкома Харьковского горсовета. Во время президентской избирательной кампании 2004 года занимал должность заместителя Харьковского регионального штаба кандидата Виктора Ющенко. В марте 2005 года избран в Совет партии «Народный союз "Наша Украина"». Также был членом президиума этой политической силы.
4 февраля все того же 2005 года третий президент Украины Виктор Ющенко своим указом назначил Арсена Авакова на должность главы ХОГА. Арсен Борисович проработал председателем Харьковской областной государственной администрации ровно пять лет, после чего подал в отставку.
21 апреля 2010 года будущий министр вступил партию «Батькивщина» и возглавил Харьковскую областную организацию этой политической силы. Также он был членом политсовета партии. В октябре этого же года принимал участие в выборах мэра Харькова, но проиграл действующему городскому голове Геннадию Кернесу. Вдобавок Арсен Аваков являлся депутатом Харьковского областного совета V и VI созывов.
28 октября 2012 года на выборах в Верховную Раду VII созыва был избран народным депутатом по спискам партии «Батькивщина». В парламенте занимал должность главы подкомитета по вопросам законодательства о статусе народного депутата Украины комитета парламента по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады Украины. 26 октября 2014 года прошел в Верховную Раду VIII созыва по спискам партии «Народный Фронт».
27 февраля 2014 года Арсен Аваков был назначен министром внутренних дел и с тех пор умудрился пережить правительства Арсения Яценюка, Владимира Гройсмана и Алексея Гончарука, а сейчас продолжает работу в Кабмине Дениса Шмыгаля.
Именно во время каденции Арсена Авакова в Украине началась реформа Министерства внутренних дел, которая назревала уже долгое время. 18 сентября 2014 года Аваков обнародовал презентацию реформы МВД. Так, Министерство должны были преобразовать в орган, который формирует и обеспечивает государственную политику в следующих сферах:
- правоохранительная деятельность;
- защита конституционного строя и территориальная оборона;
- миграционная деятельность;
- охрана государственной границы;
- гражданская защита населения и пожарно-спасательные дела.
Будущая реформа «обещала» четкое разграничение политической и профессиональной функций. Назначение и профессиональная деятельность руководителей и сотрудников служб не должна была зависеть от смены политической «верхушки» государства.
В новой структуре Министерства внутренних дел образовывались следующие службы:
- Национальная полиция;
- Национальная гвардия;
- Государственная миграционная служба;
- Государственная служба по чрезвычайным ситуациям;
- Государственная пограничная служба.
В презентации утверждалось, что милиция является рудиментом советской эпохи и означает вооруженное народное ополчение. В то же время полиция - это профессиональный государственный правоохранительный орган, который призван обеспечивать правопорядок, избегая карательных функций. Соответственно после реформы МВД на смену «милиции» пришла «Национальная полиция».
Создание Национальной полиции предполагало еще и ликвидацию отдельных служб в структуре МВД:
- Главное управление по борьбе с организованной преступностью;
- Транспортная милиция;
- Ветеринарная милиция;
- Милиция в делах детей.
Вдобавок функции ГАИ и ППС должны были объединить, в результате чего в Украине появилась патрульная полиция.
Также пообещали ликвидировать все старые спецподразделения: «Грифон», «Беркут», «Кобра» и так далее. На смену им должно было прийти одно универсальное спецподразделение быстрого реагирования вроде американского «S.W.A.T.».
Вводилась и обязательная маркировка для всех типов форменной одежды, которая должна была облегчить идентификацию работников МВД.
В то же время реализация принципа прозрачности должна была подкрепляться:
- общественным контролем над деятельностью полиции путем участия в проведении служебных расследований по фактам нарушения со стороны «копов»;
- доступностью информации о состоянии и результатах рассмотрения поданных в полицию заявлений.
Подбор и учеба кадров должны были осуществляться прозрачно, на конкурсной основе, с учетом мысли общественности и результатов тестирования на детекторе лжи. Приоритет должен был предоставляться гражданам, которые прошли срочную военную службу.
Ну и напоследок - все действующие на тот момент сотрудники органов МВД должны были подлежать тотальной переаттестации.
13 мая 2015 года в Верховной Раде Украины зарегистрировали долгожданный проект закона «О Национальной полиции». И уже 21 мая за этот законопроект проголосовали в первом чтении, а 2 июля его приняли в целом. За это решение отдали свои голоса 278 народных депутатов.
14 июля законопроект подписал тогдашний спикер парламента Владимир Гройсман. В то же время пятый президент Украины Петр Порошенко поставил свою подпись под законом лишь 4 августа и через два дня его опубликовали газете Верховной Рады «Голос Украины». Однако закон Украины «О Национальной полиции» вступил в силу через три месяца, а именно 7 ноября. Это должно было по-настоящему запустить процесс реформы одного из главных правоохранительных органов страны.
В статье 1 закона говорится, что Национальная полиция - это центральный орган исполнительной власти, который служит обществу путем обеспечения охраны прав и свобод человека, противодействия преступности, поддержания публичной безопасности и порядка.
Также в статье 2 называются основные задания Национальной полиции:
- обеспечение общественной безопасности и порядка;
- охрана прав и свобод человека, а также интересов общества и государства;
- противодействие преступности;
- предоставление в пределах, определенных законом, услуг по помощи лицам, которые из личных, экономических, социальных причин или вследствие чрезвычайных ситуаций нуждаются в такой помощи.
В то же время в статье 18 перечисляются обязанности полицейского:
- неуклонно соблюдать положения Конституции Украины, законов Украины и других нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность полиции, и присяги полицейского;
- профессионально выполнять свои служебные обязанности в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, должностных (функциональных) обязанностей, приказов руководства;
- уважать и не нарушать прав и свобод человека;
- оказывать неотложную, в частности домедицинскую и медицинскую, помощь людям, пострадавшим в результате правонарушений, несчастных случаев, а также гражданам, которые оказались в беспомощном состоянии или состоянии, опасном для их жизни или здоровья;
- хранить информацию с ограниченным доступом, которая стала ему известна в связи с выполнением служебных обязанностей;
- информировать непосредственного руководителя об обстоятельствах, исключающих его дальнейшую службу в полиции или пребывания на занимаемой должности.
Главные скандалы и провал реформы
На сегодняшний день успешность реформы Министерства внутренних дел как минимум находится под большим вопросом. И несколько резонансных скандалов, в которых играют или могут играть главную роль сотрудники полиции, являются ярким тому свидетельством. Стоит отметить, что два таких больших скандала произошли в конце мая и шквал критики вновь обрушился на главу МВД, которого украинская общественность обвиняет в провале реформы полиции.
Перестрелка в Княжичах
4 декабря 2016 года около 04:00 киевские оперативники при поддержке бойцов спецподразделения «КОРД» готовились к задержанию группы вооруженных мужчин, которых подозревали в серии ограблений и разбойных нападений на жилье киевлян и жителей области.
Группа преступников планировала свое следующее нападение в селе Княжичи (Киевская область). В этот момент в одном из соседних домов сработала сигнализация. На место выехала группа полиции охраны. «Копы», входившие в состав этой группы, заметили других полицейских и приняли их за грабителей, после чего попробовали задержать.
В то же время оперативники приняли бойцов полиции охраны за предполагаемых преступников и решили помочь своим коллегам. Между двумя группами возникла перестрелка, в результате чего погибли пять человек: двое полицейских охраны, двое оперативников и один боец «КОРД».
Приговоров по этому делу до сих пор нет.
Убийство Гандзюк
31 июля 2018 года активистку и советницу Херсонского городского головы Екатерину Гандзюк облили кислотой. Она с серьезными химическими ожогами попала в больницу. Однако 4 ноября девушка умерла в столичной больнице.
Изначально по подозрению в нападении на Катерину Гандзюк херсонские полицейские задержали невиновного человека. Сейчас же в отношении местных сотрудников полиции открыто уголовное производство по факту небрежности правоохранительных органов в начальном расследовании, покрытии преступления или содействии побегу одного из возможных организаторов преступления.
В 2019 году Покровский районный суд Днепропетровской области осудил на различные сроки от 3 до 6,5 лет четверых исполнителей и организатора нападения на Катерину Гандзюк. Речь идет о Вячеславе Вишневском, Владимире Васяновиче, Викторе Горбунове, Никите Грабчуке и Сергее Торбине. В то же время продолжается досудебное расследование над еще одним подозреваемым организатором нападения Алексеем Левиным и его возможным заказчиком главой Херсонского областного совета Владиславом Мангером.
Убийство 5-летнего мальчика Кирилла Тлявова
31 мая 2019 года в городе Переяславе-Хмельницком 5-летний мальчик Кирилл Тлявов гулял возле своего дома. В какой-то момент в голову ребенка попала пуля. Кирилла госпитализировали в больницу. Однако уже 3 июня мальчик скончался.
В убийстве Кирилла Тлявова подозревают двоих местных полицейских Владимира Петровца и Ивана Приходька, а также их товарища Дмитрия Кривошея и несовершеннолетнего сына одного из «копов». Они в состоянии алкогольного опьянения и во внерабочее время, не считая подростка, стреляли по банкам и другим предметам недалеко от места, где гулял 5-летний мальчик. Именно после выстрела одного из них, вероятнее всего, пуля попала в голову ребенку.
На данный момент дело передано в суд, но в СИЗО остается только Владимир Петровец.
«Дело Шеремета»
20 июля 2016 года в Киеве прогремел взрыв в машине, в результате чего погиб известный журналист Павел Шеремет. Более трех лет по этому делу не было ни одного подозреваемого, несмотря на все обещания найти виновных со стороны чиновников и самого министра внутренних дел Арсена Авакова. И только 12 декабря 2019 года глава МВД сообщил о задержании якобы фигурантов «дела Шеремета». Подозреваемыми неожиданно оказались: сержант ССО ВСУ и украинский музыкант Андрей «Riffmaster» Антоненко, детский врач-кардиохирург Юлия Кузьменко, военная медсестра Яна Дугарь.
Украинскую общественность всколыхнула новость о подозрении всех троих в убийстве Шеремета. Многие активисты, волонтеры и ветераны боевых действий на Донбассе посчитали, что доказательная база следствия - слабая и откровенно надуманная.
По изначальной версии следствия, Андрей Антоненко якобы организовал преступную группу из трех человек для убийства Павала Шеремета, поскольку «увлекся ультранационалистическими идеями и культивировал величество арийской расы». Также следствие считало, что Яна Дугарь «фотографировала камеры наблюдения» возле дома будущей жертвы, а Юлия Кузьменко будто бы закладывала и приводила в действие взрывчатку под автомобилем журналиста.
Однако 21 мая 2020 года стало известно, что следствие изменило подозрения в деле, убрав упоминания об «ультранационалистических идеях и культивации величия арийской расы». Теперь в организации взрыва подозреваются неустановленные люди, которые из личных мотивов решили создать резонансное событие с целью дальнейшей провокации многочисленных акций протеста. В результате самому Антоненко инкриминируют исполнение убийства, а не его организацию. В то же время Юлию Кузьменко подозревают лишь в закладке взрывчатки, но не в ее активации.
На сегодняшний день досудебное расследование по этому делу завершено. В СИЗО продолжают оставаться Андрей Антоненко и Юлия Кузьменко.
Изнасилование в Кагарлыке
В ночь с 23 на 24 мая 2020 года в городе Кагарлыке (Киевская область) оперуполномоченный и начальник одного из секторов местного отделения полиции в своем служебном кабинете пытали и несколько раз изнасиловали женщину, которую вызвали в качестве свидетеля. Кроме того «копы» пытали, угрожали изнасилованием и избивали мужчину, находившегося в это время в отделении полиции.
Подозреваемыми в этом деле оказались Николай Кузив и Сергей Сулима, которых суд арестовал на 60 суток без права внесения залога. До избрания меры пресечения подозреваемым глава Национальной полиции Украины Игорь Клименко уволил этих полицейских, отстранил от исполнения служебных обязанностей руководство отдела, а также принял решение о расформировании подразделения и переаттестации всего личного состава Кагарлыцкого ОП.
Перестрелка в Броварах
29 мая 2020 года в городе Бровары произошла массовая перестрелка между предпринимателями, которые занимаются пассажирскими перевозками. В общей сложности в перестрелке принимали участие несколько десятков человек. По данным самого МВД, конфликт произошел из-за распределения пассажиропотока в Броварах. В то же время украинскую общественность возмутило, что настолько массовая перестрелка произошла прямо «под носом» полицейских, а ее участники съезжались в Бровары из нескольких городов Украины.
5 июня во время доклада перед Верховной Радой министр внутренних дел Арсен Аваков сообщил, что сотрудники полиции выявили 67 человек, причастных к инциденту. Большинству из них уже избрали меры пресечения. Сейчас дело находится на стадии досудебного расследования.
Кандидат политических наук Юлия Биденко утверждает, что реформирование системы правоохранительных органов нельзя было считать успешным уже после первого года.
«Несмотря на то, что по грузинскому сценарию была преобразована патрульная полиция - так называемый «front office», остальные звенья правоохранительной цепочки («back office») не претерпели серьезных изменений по нескольким причинам. Несовершенство нормативно-правовой базы позволяло легко возвращаться на позиции «старым» кадрам, не произошло оптимизации функций в силовом блоке в целом и переоценки индикаторов успешности работы ведомств, реформа правоохранительных органов не была во время усилена реформой судебной системы. Однако, самое главное, как показывает не только прецедент в Кагарлыке, но и отчеты мониторинговых миссий по правам человека, за годы фасадного реформирования, во многих органах не сформировалось новой институциональной культуры, с ценностями охраны права и соответствующим кодексом поведения», - подчеркивает Юлия Биденко.
Согласен со своей коллегой и политолог Руслан Зерницкий, который также убежден, что реформа полиции явно провалена.
«Бывшая глава Нацполиции Хатия Деканоидзе в июне 2020 года заявила, что более 93% бывших сотрудников милиции, которые не прошли переаттестацию и были уволены, по итогу вернулись в реформированную полицию. То есть кадрового обновления не произошло. Истории о взятках в полиции начали появляться в первые недели после ее запуска. То есть качественного обновления тоже не произошло. И это было только начало. Дальше - резонансные убийства, которые не расследовались, или совершались самими представителями полиции, сфабрикованные уголовные дела, бандитские разборки в разных регионах страны, изнасилование в участке полиции и еще сотни менее известных широкой общественности кейсов», - говорит Руслан Зерницкий.
При этом эксперт утверждает, что именно Арсен Аваков является ответственным за провал реформы полиции.
«Он ответственен за процветающую в правоохранительных органах коррупцию, за затянувшиеся или сомнительные расследования резонансных убийств, за десятки нападений на общественных деятелей и журналистов по всей стране, а также за ряд других резонансных дел. За любую из этих историй министр в европейской стране уже давно отправился бы в отставку. Но не в Украине», - подчеркивает Руслан Зерницкий.
Как обстоят дела в других странах
Скандалы с министрами внутренних дел происходили и происходят не только в Украине. И действительно в большинстве других стран «головы летят» едва ли не сразу, а сами главы МВД не боятся признать своих ошибок и добровольно покидают свои должности.
Великобритания
29 апреля 2018 года министр внутренних дел Великобритании Эмбер Радд ушла в отставку из-за миграционного скандала. Он связан с иммигрантами поколения «Виндраш», проживавших на территории Соединенного Королевства более полусотни лет. «Виндраш» иммигрировали из Карибского бассейна, а первый с ними корабль прибыл в Лондон в 1948 году.
Скандал возник из-за того, что некоторых переселенцев из стран-членов Британского Содружества, которые перебрались в Великобританию в период с конца 1940 до 1970 годов, объявили нелегальными иммигрантами. Под эту категории подпадали и родственники переселенцев.
Шквал критики Эмбер Радд получила именно за то, что подконтрольное ей министерство установило целевые показатели на депортацию иммигрантов поколения «Виндраш».
Португалия
18 октября 2017 года министр внутренних дел Португалии Констанца Урбано де Соуза подала в отставку из-за масштабных лесных пожаров, унесших жизни более сотни человек. Она сама признала, что у нее нет политических и личных причин для продолжения работы на своей должности.
Глава МВД утверждала, что гибель людей от пожаров - это следствие различных факторов. Однако Урбано де Соуза настаивала на принятии своей отставки ради сохранения собственного достоинства.
Австрия
21 мая 2019 года министр внутренних дел Австрии Герберт Кикль был уволен из-за коррупционного скандала, связанного с ультраправой австрийской «Партией свободы» и «богатой россиянкой». Членом именно этой партии являлся Кикль.
Немецкий журнал «Spiegel» опубликовал видеозапись, на которой вице-канцлер Австрии и лидер «Партии свободы» Хайнц-Кристиан Штрахе перед выборами в парламент 2017 года вел переговоры с племянницей олигарха из окружения президента РФ Владимира Путина. Девушку зовут Алена Макарова, а встреча состоялась в июле 2017 года на испанском острове Ибица.
На видео Макарова предлагала Штрахе финансовую поддержку на грядущих парламентских выборах взамен на получение приоритета в будущем для ее компаний во время госзаказов.
Словакия
12 марта 2018 года министр внутренних дел Словакии Роберт Калиняк подал в отставку из-за резонансного убийства журналиста-расследователя Яна Куцяка. На такой шаг главу МВД подтолкнули многотысячные митинги по всей стране. Одним из требований протестующих людей было именно увольнение Калиняка со своей должности.
Самого Яна Куцяка и его невесту застрелили 25 февраля в собственном доме. Журналист изучал связи словацкого правительства с итальянской мафией.
Румыния
30 июля 2019 года министр внутренних дел Румынии Николае Мога подал в отставку спустя шесть дней после назначения на пост. Такое решение он принял из-за убийства и изнасилования 15-летней Александры Мечешану. Именно в день назначения Мога девочку-подростка похитили. На следующий день она трижды звонила на номер экстренной службы и рассказывала о своем местоположении. Однако полицейским не удалось во время найти и спасти девочку. Все это привело к массовым протестам на улицах Румынии и дальнейшей отставке Николае Мога.
Почему Аваков остается на своей должности
Реформа провалена, коррупция процветает, нападения на общественных деятелей и бандитские разборки продолжаются - казалось бы, министр Аваков должен потерять свою должность или добровольно сложить полномочия. Но не тут то было. Сам Арсен Борисович не спешит уходить в отставку, а президент Зеленский, премьер-министр Шмыгаль и большинство нардепов из фракции «Слуга Народа» не видят других альтернативных кандидатур на пост главы МВД.
Кандидат политических наук Юлия Биденко подчеркивает, что политическая живучесть Арсена Авакова на посту министра внутренних дел озадачивает многих - как в Украине, так и зарубежных аналитиков.
«Проблема заключается в том, что ни президент Зеленский, ни премьер-министры, не дают обществу четкий сигнал о причинах и перспективах Авакова на посту. Думаю причин несколько: от пособничества со стороны силового министра во втором туре президентских выборов 2019 года до способности Арсена Борисовича демонстративно «сохранять шаткий гражданский мир» в постреволюционной Украине, периодически нагнетая страх у прошлой и действующей элиты перед неподконтрольными правыми организациями, которые в свое время перешли под контроль Нацгвардии», - отмечает эксперт.
Юлия Биденко убеждена, что скандалы, связанные с действиями полиции в последние месяцы, стали особо резонансными.
«Однако не думаю, что они побудят Авакова уйти в отставку. Поэтому дальнейшая судьба министра может зависеть от того, насколько он станет токсичен для «зеленой команды» и превысят ли страхи потери рейтингов иллюзию групповой безопасности, которая заставляет монобольшинство оставлять Арсена Авакова на посту», - говорит кандидат политических наук.
В то же время политолог Руслан Зерницкий считает, что Аваков продолжает оставаться на должности, прежде всего из-за того, что у Зеленского нет политической воли, чтобы его сместить.
«Назвать Авакова эффективным министром, учитывая перечисленные выше «косяки», крайне сложно. Но влиятельным - да, безусловно. Он сконцентрировал в своих руках значительную массу правоохранительных органов, имеет огромный опыт в публичной политике и кучу знакомств, как по Украине, так и за рубежом. И на данный момент попытка сменить Авакова на этой должности может обернуться для Зеленского целым рядом проблем. К этому прибавляется и еще один немаловажный фактор, который с течением времени становится все более явным - кадровый голод у «слуг народа» и Зеленского. У них огромные проблемы с поиском эффективных специалистов на соответствующие руководящие должности. Причем это проявляется как в национальном масштабе, так и в региональном. И когда Зеленский в начале июня заявил, что «лучшего министра, чем Аваков, до сих пор нет» он, полагаю, не лукавил», - утверждает эксперт.
Руслан Зерницкий убежден, что хоть у Зеленского и нет на данный момент подходящего кандидата для замены Авакова, это не освобождает президента от необходимости отвечать за ошибки министра.
«В августе 2019 года гарант оставил Авакова на должности главы МВД «под свою личную ответственность». Соответственно, все скандалы, недоработки и оплошности министра с того момента - на плечах и Зеленского тоже», - резюмировал политолог.
В результате на должности главы одного из важнейших министерств государства продолжает оставаться одиозная, но в то же время крайне влиятельная фигура. Провал реформы полиции и громкие скандалы не смогли пошатнуть позиции Арсена Авакова, а команда президента на данный момент явно побаивается идти против главы МВД. Это означает, что в ближайшем будущем рассчитывать на перестановки в Министерстве внутренних дел не приходится. Поэтому украинцы могут еще не раз стать свидетелями резонансных скандальных историй, связанных с сотрудниками полиции. А пока остается надеяться, что настоящая реформа полиции обязательно состоится и людям больше не придется бояться тех, кто должен обеспечивать порядок.
Ранее мы анализировали, почему Харьковский городской совет отказывается деокммунизировать некоторые объекты. Подробнее об этом читайте здесь.