
Проклятия, угрозы и даже нападения. Истории бойцов, которые после ранения служат в ТЦК

Военнослужащие Вооруженных Сил Украины из территориальных центров комплектования часто сталкиваются с агрессией со стороны гражданских во время выполнения своих обязанностей.
Чтобы хоть как-то оправдать свое нежелание защищать Украину, недоброжелатели часто спрашивают: «А сами почему не сражаетесь?».
Но правда в том, что в ТЦК часто служат бойцы, уже прошедшие войну. АрмияInform совместно со Службой по связям с общественностью Закарпатского ОТЦК и СП рассказала истории пяти защитников, которые после тяжелых ранений или болезней продолжают служить — теперь не в боевых бригадах, а в центрах комплектования.
«Только мы сами сможем победить, за нас никто этого не будет делать»
«Часто слышу миф: будто в ТЦК служат ребята по блату, за деньги, которые ничего не видели. Это полный бред!» – рассказывает главный сержант Николай с позывным «Никсон». В настоящее время он служит в Ужгородском РТЦК и СП. Но в «военкомат» он попал из боевого подразделения.

Сам Николай до широкомасштабного вторжения был предпринимателем в Харькове — вместе с женой имел магазин женской обуви. В начале марта 2022 вывез жену и мать в Ужгород и сразу пошел в военкомат. Попал в отдельную горно-штурмовую бригаду. Дальше были бои на Донбассе, а затем участие в операции по освобождению Херсонщины. Именно там во время штурмовых действий получил два шаровых ранения.
«Потом госпитали, долгое лечение, несколько операций. После последней узнал, что правую почку врачи были вынуждены удалить. Когда уже более или менее оклевал, был переведен в Ужгородский РТЦК и СП. Конечно, мечтаю о гражданской жизни. Но сначала стопроцентная победа и возвращение наших границ к уровню 1991 года. Стоит всем не забывать – только мы можем победить врага, за нас этого никто не будет делать», – говорит «Никсон».
«У меня хороших друзей больше нет… Фото есть, а друзей нет»
Другой военнослужащий одного из ТЦК и СП Александр с позывным «Юрист» также до широкомасштабного вторжения не служил в армии. В военкомат пришел добровольцем. Попал в разведку. Рассказывает, что воевал почти по всем направлениям, кроме Харьковского. Испытал несколько ранений.

«Впервые мы подорвались на мине. Тяжелая контузия. Поскольку пацаны у нас все красавцы, то быстро откопались и пошли дальше. Во второй раз нас обнаружили, и по нам отработал танчик. Откопали меня, оказывается, еще жив. Правда, ничего не слышал, от слова "совсем", и ничего не понимал. Далее эвак, помню кусками», — рассказывает «Юрист».
Он добавляет, что тогда он и его собратья задачи выполнили, хотя все думали, что группа не смогла даже выжить. За это защитник получил орден «За мужество» ІІІ степени. Далее последовали больницы и перевод в ТЦК.
«Знаете, на фронте такая ситуация, что если прожил эту минуту, это тебе снова повезло. Сложных ситуаций было множество. А вот наиболее сложно и трудно — терять прикрывавших тебя друзей, вытаскивали тебя не раз. К сожалению, кое-кого мы уже не вернем. У меня хороших друзей больше нет… Фото есть, а друзей нет», – говорит Александр.
Нынешние разновидения в обществе по теме мобилизации только играют на руку врагу, считает военнослужащий. И, к сожалению, многие продвигают этот вражеский нарратив.
«Во всем виноваты „ТЦКашники“. Вот они мобилизуют честных семейных людей. Людей, которые помнят о правах, но забывают об обязанностях. И никто не посмотрит на ТЦ Кашника как на воина, которому просто удалось там выжить. И, мол, виноват ТЦКшник, а не враг, напавший на нашу страну. Но, кроме нас, никто не будет решать наши проблемы. У нас один вариант – либо выиграть, либо проиграть», – добавляет военнослужащий.
«Надо иметь стальные нервы, потому что гражданские очень многие позволяют говорить в адрес военных, ветеранов»
Для Власти Сентипала с позывным «Металлист» война началась еще в 2014 году. Годом ранее он решил идти не на срочную службу, а сразу подписать контракт.

«Меня всегда привлекало ратное дело, дед был военным, служил в танковом полку. Хотел попробовать это дело. На мой взгляд, каждый мужчина должен хотя бы попытаться быть военным. Почувствовать на себе», – рассказывает «Металлист».
Первое ранение получил еще во время боев за Дебальцево в 2015 году. После пяти лет контракт уволился со службы, но в феврале 2022-го снова вернулся в свою боевую часть вместе с коллегами и друзьями, с которым служил до этого.
«Те, кто находился в реальных боях в АТО, сформировали основу наших войск уже в 2022 году. Благодаря таким людям мы не проиграли через три дня», — считает военнослужащий.
"Металлист" сначала воевал на Запорожском направлении. Потом попал на Донбасс.
«Поскольку мы отдельный батальон, то нас прикомандировали в различные смежные подразделения и привлекали к штурмовым действиям. К примеру, возвращали утраченные позиции. Было по-разному. Иногда удавалось, иногда нет. Когда удавалось занимали оборону, уничтожали вражескую технику. Так и продолжалась служба в постоянных боях. Получил многочисленные контузии. И в какой-то момент был вынужден пойти на лечение», — вспоминает Влад.
Во время службы в ТЦК столкнулся с другими проблемами. Говорит, что гражданское население не очень поддерживает военных из ТЦК.
«К сожалению, мало кто знает, что в центрах комплектования служат прежде всего люди, переведенные из боевых частей. Ну не может так быть, что пока я служил в пехоте — я был героем для своего народа, а когда стал служить здесь, то уже, мягко говоря, не герой», — говорит военнослужащий.
По словам Влада, он лично не ходил на оповещение, но ребята изо роты, которые тоже воевали, ходили.
«Надо иметь стальные нервы, потому что гражданские очень многие позволяют говорить в адрес военных, ветеранов. А требования простые – возьми повестку и приди в ТЦК. Люди думают, что если будут сейчас взрывать авторитет армии и пробовать остановить мобилизацию, то будет лучше. Да не будет лучше! Придут враги и они уже спрашивать вас не будут – хотите или не хотите… Вас просто будут отправлять на другие войны. И есть большой шанс, что выступающие против мобилизации люди будут воевать с поляками, чехами, словаками, с войсками НАТО», — считает Влад.
«Теперь ногу не поломаю, потому что там стержень стоит титановый»
Стас Югас – самый молодой военнослужащий Ужгородского РТЦК и СП. Ему 20 лет. В октябре 2021 года, за несколько месяцев до начала широкомасштабного вторжения, подписал контракт с одной из десантно-штурмовых бригад. Подготовку прошел по специальности – стрелок ПЗРК. Российское вторжение встретил на юге, когда был прикомандирован в другую бригаду.

«Приходилось ночью выходить почти из кольца — мы должны были штурмовать, но врагов было очень много, успели они сильно укрепиться. Когда вышли, поразило, как люди нас поддерживали и продукты нам носили», — рассказывает Стас.
Впоследствии вернулся в свое подразделение. Занимался эвакуацией раненых. В апреле прошлого года получил ранение.
«Пять бомб – пять обломков в одной ноге. Дальше — больницы и больницы. Очень досадно было услышать вывод - ограниченно подходящий. Правда, есть один плюс — ногу не сломаю, потому что там стержень стоит титановый», — смеется Стас.
Рассказывает, что если бы была возможность, то вернулся бы в свое подразделение. Ведь с ребятами стал одной семьей.
«Первым ушедшим ребятам нужен отдых, и очень обидно и противно видеть мужчин, которым безразлично и они прячутся вместо того, чтобы защитить свою страну. Мы должны быть одним цельным кулаком – и тогда победим!» – говорит Стас.
«Не есть чем-то героическим утонуть в Тисе»
Чемпион Украины по трейлу, бронзовый призер чемпионата мира по бегу на 24 часа Андрей Ткачук с позывным «Бродяга» сначала стал на защиту страны в 2014 году, а затем присоединился к Силам обороны в 2022-м.

Несмотря на проблемы со здоровьем, уже 24 февраля пришел в ТЦК и отправился в горно-штурмовую бригаду.
Перед отправкой состриг дреды, которые носил 5 лет
Рассказывает, что заранее понимал, что будет вторжение, поэтому был готов к этому. Уже 6 марта в Запорожье получил ранение. Но потом вернулся в строй. Воевал до марта 2023 года. А дальше вынужден был пойти на лечение.
«Работа моего сердца все ухудшалась и ухудшалась, приступы участились. На самом деле, я думал, что меня хватит только на полгода. За это время мы либо выиграем, либо меня убьют и проблема решится естественным путём. Но, как говорится, дуракам везет. И мне повезло. Как-то при смене на позициях нас нормально так накрыли „120-ми“ и „82-ми“, и единственное было мнение: „только бы никого не ранило!“. Потому что сам себя едва тяну, если кого еще тянуть придется, то это будет уж очень грустно. Понял, что нужно использовать себя уже как-то по-другому, потому что подставляешь не только себя, а прежде всего собратьев».
После операции на сердце Андрей Ткачук попал на службу в ТЦК. Говорит, что украинцам нужно мобилизоваться. Это ведь экзистенциальная война и для нас, и для россиян. Враг вкладывает все ресурсы.
«Оказывается, люди не знают, как проходит процесс мобилизации и последующего прохождения службы. Все думают, что сегодня тебя призвали, завтра ты попадешь в боевое подразделение, а послезавтра под Бахмут или Авдеевку. А на самом деле ты должен обязательно пройти базовую общую военную подготовку, потом рекрутеры приедут и спросят, какие у тебя есть возможности и скилы. Кто ты? Повар, медик, водитель, сварщик, айтовец? И соответственно будут тебя отбирать на должности, на которых ты можешь работать. В армии нуждаются и финансисты, и юристы, и инженеры. Сколько напрямую воюет? Может, 30–35 процентов, остальные занимаются обеспечением. А люди думают, что все сто процентов отправляются на ноль. Это не так. И работа для каждого», — говорит Андрей Ткачук.
По его мнению, не есть чем-то героическим утонуть в Тисе или погибнуть в горах во время бегства: «Это наша земля, и нужно бороться».
Напомним, спасал собратьев под вражеским огнем: история полтавского десантника
Комментарии