• Главная
  • Новая карта Харькова: переименование, - улица АРХИПА ЛЮЛЬКИ
18:30, 15 сентября
Надежный источник

Новая карта Харькова: переименование, - улица АРХИПА ЛЮЛЬКИ

Новая карта Харькова: переименование, - улица АРХИПА ЛЮЛЬКИ

Архип Люлька - украинский конструктор авиационных двигателей, жизнь которого связана с Харьковом, работал в ХАИ.

Родился в 1908 году 23 марта - в селе Саварка, теперь Богуславского района Киевской области. 

Происходил из бедной крестьянской семьи. Когда мальчику было семь лет - умерла мать. Отец остался с восемью детьми. Все они учились в сельской неполной школе.

В 1919-21-м в Саварце директором школы был математик Михаил Кравчук. Именно он поддержал двенадцатилетнего Архипа Люльку, когда у него погиб отец. 

После школы Архип Люлька учился в профтехшколе в г. Белая Церковь. Высшее образование получил на механическом факультете Киевского политехнического института. Пошел в аспирантуру при Харьковском научно-исследовательском институте промышленной энергетики, однако не завершил обучение и начал работать инженером-исследователем на Харьковский турбинный завод.

По путевке комсомола Архипа отправили в Харьковский авиационный институт. Там он работал на кафедре авиационных двигателей и понял, что век поршневых двигателей исчерпан. Люлька решил использовать для поступательного движения только реактивную тягу от сжатого и нагретого газа, вырывающегося наружу с огромной скоростью.

Ученый совет института рекомендовал обсудить материалы проекта с экспертами в Москве. И хоть там Люлька получил одобрительные отзывы, реализация его идеи затянулась.

Впоследствии нарком авиапромышленности назначил Люльку руководителем проекта по ТРД в Ленинграде.

Новая карта Харькова: переименование, - улица АРХИПА ЛЮЛЬКИ, фото-1

Начало Второй мировой войны остановило работу над новым двигателем. Люльку, вместе с группой специалистов, эвакуировали на Урал. Сначала изобретатель работал на Челябинском тракторном заводе, где совершенствовал воздухоходы в танках. Но через год Наркомат вооружения и руководство авиационной промышленности снова вернулись к скорейшей реализации идеи создания ТРД. Возможно, это было обусловлено и тем, что на фронте начали появляться немецкие реактивные истребители «Мессершмидты», летавшие со скоростью 860 километров в час.

Архип Люлька продолжил работу над своим изобретением в небольшом городе Былимбай, а с 1943-го в Москве в Центральном институте авиационных двигателей. Через три года А.Люлька возглавил бюро по конструированию реактивных двигателей.

В июле 1946-го за успешные стендовые испытания отечественного турбореактивного двигателя С-18 главный конструктор Архип Люлька и его ближайшие сподвижники Лусс, Козлов, Новиков, Тарасов были награждены орденами. В 1947-м главного конструктора авиационных двигателей Архипа Люльку наградили орденом Ленина.

В феврале 1947 г. двигатель ТР-1 прошел государственные испытания. Оценка летчиков-испытателей свидетельствовала, что работа двигателей TP-1 выгодно отличается от немецких двигателей ЮМО и БМВ. ТР-1 обеспечивает надежный полет самолета на всех режимах скоростей и на высоте до 9 тысяч метров. В пятидесятых годах появляется авиационный двигатель АЛ-7, а вскоре - АЛ-7Ф. Впервые реактивный двигатель стал носить имя своего создателя.

В начале 50-го года турбокомпрессорный стартер Люльки получил известность, как самый надежный и самый малогабаритный. Это был один из лучших в мире стартер, на него впервые в советской науке Люлька, Лусс и Новиков получили патент.

На самолетах, где использовались двигатели Люльки, было установлено более десяти мировых рекордов. 

В семье Архипа Люльки было трое детей: сыновья Вячеслав, Владимир, дочь Лариса, которые стали физиками, техниками и исследователями.

Умер Архип Люлька 1 июня 1984-го в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

(По материалам УИНП)

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#улицы #переименование #декоммунизация
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления
live comments feed...