В Украине снова заговорили о возможном внедрении системы штрафных баллов для водителей, нарушающих Правила дорожного движения.
Идея состоит в том, чтобы каждому автомобилисту насчитывалось определенное количество баллов, которые бы списывались за каждое зафиксированное нарушение. Такая система, по мнению ее авторов, могла бы повысить дисциплину на дорогах и снизить количество ДТП.
Однако, как стало известно, Верховная Рада в ближайшее время не будет рассматривать соответствующий законопроект. Об этом сообщил народный депутат Украины Максим Бужанский в своем Telegram-канале. По словам парламентария, народные депутаты не планируют даже выносить на обсуждение вопрос о введении штрафных баллов.
Таким образом, народный депутат фактически поставил точку в многочисленных обсуждениях и публикациях о возможном возвращении штрафной системы, вызвавшей неоднозначную реакцию среди украинских водителей.
Система штрафных баллов для водителей не нова для Украины. Ее уже пытались ввести несколько лет назад, однако полноценно она так и не заработала.
Впервые концепция была утверждена еще в 2015 году, когда планировалось, что каждому водителю будут ежегодно насчитывать 150 баллов. За каждое нарушение ПДД, зафиксированное камерами автофиксации, с этого счета снимали определенное количество баллов. Если лимит иссякал, водитель должен платить денежные штрафы.
Однако реализовать систему не удалось — из-за отсутствия полноценно работающей сети камер автоматической фиксации. В мае 2020 года президент Владимир Зеленский своим указом отменил предыдущую редакцию правил и проект был фактически заморожен.
В 2022 году в Верховную Раду снова внесли законопроект №6502, предусматривавший возврат штрафных баллов. Его инициаторами стали представители Департамента патрульной полиции, аргументировавшие, что подобная система уже много лет эффективно работает в странах Европейского Союза. По их словам, это не только помогает уменьшить количество аварий, но и формирует ответственное отношение к управлению.
Несмотря на это, документ так и не был рассмотрен даже в первом чтении.
В октябре 2025 года заместитель председателя парламентского комитета по транспорту и инфраструктуре Владимир Крейденко заявил, что правительство готовит обновленный проект системы штрафных баллов. По его словам, в украинских условиях такая модель могла бы стать «альтернативным наказанием» для тех, кто регулярно нарушает правила, не прибегая сразу к денежным взысканиям.
Почему вопрос снова сняли
Однако после заявления Максима Бужанского стало понятно, что к реализации этой идеи Верховная Рада пока не готова. По его словам, приоритетными сейчас остаются другие законодательные инициативы, а система штрафных баллов не входит в повестку дня.
Таким образом, водители могут быть спокойными — пока штрафы остаются в привычной форме, а никакие дополнительные «баллы» за нарушения не будут начисляться.
Справка:Система штрафных баллов действует во многих европейских странах – в частности, в Германии, Франции, Польше и Италии. Водитель получает определенное количество баллов в год и за серьезные или систематические нарушения их списывают. После потери всех баллов водительское удостоверение временно аннулируют, а для его восстановления нужно сдать повторный экзамен.