23 августа не было днем освобождения Харькова от захватчиков. На самом деле город от нацистских оккупантов освободили 29 августа – и украинский Харьков оказался под новой, уже советской оккупацией.
В Харькове то и дело разворачивается дискуссия о целесообразности празднования 23 августа как Дня города и каждый год набирает новые обороты.
До 1997 года день рождения мегаполиса отмечали 10 сентября, а затем под руководством городского головы Михаила Пилипчука депутаты проголосовали за сочетание официального дня якобы освобождения Харькова от нацистских захватчиков с Днем города. Таким образом, депутаты на местном уровне узаконили и закрепили советскую традицию привязки дня рождения городов к дате их освобождения.
Сейчас, когда на размещенных в городе баннерах даже не упоминают о Дне Флага, который отмечается 23 августа, дискуссия снова развернулась.
Исследователь напоминает - "Конев не взял Харьков полностью ни 23, ни 24, ни 25. Лишь 29 августа 8-я армия вермахта сама отошла на линию обороны по р. выполнить то, за что он уже отчитался.
День траура или день праздника?
Так считает Андрей Парамонов. Добавим, что 23 августа, день подписания пакта Молотова-Риббентропа, разделившего Европу - это еще и Европейский день памяти жертв сталинизма и нацизма. Впрочем, если отойти от дней траур, и сконцентрироваться именно на дате празднования Дня города, нужно сначала прийти к согласию, что 23 августа - это "не ок".
Нынешнего мэра, это похоже, пока не беспокоит. В прошлом году он ответил на вопросы журналистам Украинского радио о том, есть ли смысл изменять дату празднования дня Харькова.
Судя по масштабности подготовки, своего мнения мэр не изменил. Более того - городской голова поздравил горожан не с государственным праздником, а с днем города. Приоритеты должностного лица очевидны. Как и отношение к "Алеше" на улице 23 августа. Историкиня Мария Тахтаулова говорит , что вопрос износа монумента советскому солдату – для широкой общей дискуссии.
Собственно, закон его сейчас защищает как символ борьбы с нацизмом, но в то же время я понимаю, что он является одновременно носителем той памяти о великой отечественной войне, от которой Украина официально отказывается.Мне кажется, что выходом из этой ситуации может стать широкая общественная дискуссия. То есть орган местного самоуправления, наш городской совет и мэр, они могут быть инициаторами или авторами, если инициатива будет раздаваться, например, от общины, которые могут решить этот вопрос либо путем демонтажа, либо переносом в какие-то другие пространства, не публичные, а, скажем, музейные. Но здесь должен быть консенсус общины и власти и понимания, зачем мы это делаем.
Смена одной оккупации другой - такого мнения придерживаются деколонизаторы по освобождению советских войск украинских городов. На смену нацизму пришла советская власть, один авторитарный режим заменил другой, уничтожавшим украинскую идентичность.
Варианты ответов
Итак, если возвращаться к определению с датой, активная общественность, историки, культурные деятели придерживаются одного мнения – нужна широкая информационная кампания по осведомленности жителей города с его историей – настоящей, а не навеянной советской, нужна широкая общественная дискуссия.
Как варианты, новой датой называют 27 февраля – в этот день 2022 года наши защитники уничтожили спецназовцев, которые засели в 134 школе.
Или, как предлагает Андрей Парамонов, это может быть по православной традиции день храмового праздника соборной церкви или день первого упоминания слободы Харьков.
Как бы то ни было, эту тему уже нужно сдвигать с места. Глобальные изменения и процессы, которые мы ментально ощущаем и переживаем уже 11 лет войны, нуждаются в сдвигах в окружающем пространстве. Мы не можем жить дальше с совком у изголовья, и недопустимо его лелеять в новых поколениях - потому что это смертельно опасно для всей нации, которую сейчас кровью и потом отстаивают наши защитники.