Место, где в старые времена изготавливали обувь. История возникновения Чеботарской улицы в Харькове, - ФОТО

История возникновения Чеботарской улицы в Харькове.

Сапожная улица расположена в Холодногорском районе города. Она начинается от улицы Рождественской и простирается на запад за улицу Евгения Котляра, а в конце подходит к железной дороге, которая ведет с северного направления к вокзалу "Харьков-Пассажирский". Именно Чеботарская - едва ли не единственная из исторических харьковских улиц, название которой ни разу не менялось. И это далеко не единственный интересный факт в ее истории.

Редакция сайта 057 с помощью книги "Улицы и площади Харькова" рассказывает историю возникновения Чеботарской улицы в Харькове.

В старые времена здесь жили ремесленники, которые изготавливали обувь - сапожники, отсюда и название улицы. Она возникла в конце 17-го - начале 18-го века. Уже в 40-х годах 18-го века Сапожная дошла до Дмитриевской дороги - ныне Дмитриевская улица. Далее на запад лежали незастроенные участки земли, занятые сенокосами и садами. Они были ограждены рвом и валом, который проходил примерно по территории современной улицы Малиновского. Проезды через ров были только на Рождественской улице и Полтавском Шляхе. После принятия "Положения" 1837 года о перестройке Харькова каменные дома сооружали по левой стороне улицы, а на правой - разрешалось строить деревянные, потому что она не входила в черту города.

В 30-40-х годах 19-го века вместе с Чеботарской улицу называли также и Скрынницкой. Появление второго названия было связано с тем, что на Чеботарской находилась большая мастерская купца Скрынника, в которой из простого валяного сукна темно-серого цвета шились украинские свитки с отлогой. Эти свитки, известные под названием "скринок", пользовались большим спросом в Украине. Целыми возами отправляли их в Киев, Полтаву, Чернигов, Днепр, Херсон и Одессу. Во второй половине 19-го века на Чеботарской велись планировочные работы, а в 1883 году часть улицы замостили.

В конце 19-го - начале 20-го века на улице селились рабочие расположенных рядом предприятий. В конце 70-х годов 19-го века на Чеботарской жил известный ученый, профессор Харьковского университета, а впоследствии академик Николай Бекетов.

10 октября 1905 года на углу Чеботарской улицы и улицы Малиновского произошло вооруженное столкновение боевой дружины харьковских рабочих с "казаками", направленными рассеять колонну демонстрантов, возвращавшихся с митинга на Ващенковской леваде.

В 1920-х годах улицу полностью благоустроили: замостили, заасфальтировали тротуары и озеленили. В 1930-м здесь проложили трамвайную линию, которая соединила вокзал, Коммунальный рынок и Клочковскую улицу.

В 1934 году на Чеботарской построили завод режущих инструментов, преобразованный в 1939-м в завод "Гидропривод". В послевоенный период коллектив предприятия вел успешную работу по созданию новой техники. Завод выполнял заказы на строительство гидроэлектростанций на Днепре. Уникальная гидроаппаратура, которую изготавливало предприятие, использовалась в станкостроении. В те годы "Гидропривод" оснащал своей продукцией новые автоматические линии, поставлял насосы, золотники и другие агрегаты гидросистем для кузнечно-прессового прокатного и металлургического оборудования, на буровые, в том числе и на плавучие установки. Изделия предприятия, стоявшие на уровне мировых стандартов, пользовались большим спросом в Украине и за рубежом.

На базе завода "Гидропривод", который был ведущим в отрасли, работал Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт промышленных гидроприводов и гидроавтоматики - головное учреждение этого профиля. Институт вел плодотворную работу по внедрению в производство гидропневмоавтоматики и созданию электрогидравлических приводов глубокого регулирования пневматических систем управления. ВНИИ "Гидропривод" внес большой вклад в создание единой системы гидравлики и пневматики для стран-членов Совета экономической взаимопомощи. Кроме "Гидропривода", на Чеботарской улице находился мощный милзавод.

Также на улице был расположен Дворец физической культуры "Авангард", построенный по проекту архитектора Яновицкого и завершенный строительством после Второй мировой войны по проекту архитекторов Висневского и Святченко. В 1973 году отметила свой 50-летний юбилей школа фабрично-заводского обучения "Фабрики имени Тынякова". Только за полвека здесь обучили 8,5 тысяч швей, которые стали "ядром" производственного коллектива фабрики.