Харьковская крепость, промышленные гиганты и запуск метро. История возникновения проспекта Героев Харькова, - ФОТО

История возникновения проспекта Героев Харькова.

11 мая на внеочередной сессии Харьковского городского совета депутаты проголосовали за переименование Московского проспекта в проспект Героев Харькова. Это стало ответом на полномасштабное вторжение рф, поскольку не может быть в украинском городе, который постоянно страдает от российских ракет и снарядов, памятников и топонимов, связанных с государством-агрессором. Сам проспект имеет многолетнюю и интересную историю, которая берет свое начало в 17 веке.

Редакция сайта 057 рассказывает историю возникновения проспекта Героев Харькова.

Харьковская крепость, застава от чумы и "Братский дом"

Как говорится в книге "Улицы и площади Харькова", проспект возник одновременно с Харьковской крепостью, которую построили до 1656 года. На месте нынешнего Соборного переулка стояла крепостная Московская проездная башня, от которой проходила дорога на Москву. Тогда проспект Героев Харькова был дорогой, которая в результате застройки превратилась в Московскую улицу. Вообще проспект объединял сразу несколько улиц. Например, часть проспекта Героев Харькова от нынешней площади Конституции до моста называлась Московской улицей, а от моста до современной площади Защитников Украины - Старомосковской.

Московская улица была болотистой. Еще в начале 19 века в квартале между Московской и Рыбной улицами и Петровским переулком находилось озеро. В конце 17 века на Московской дороге за рекой Харьков располагалась сберегательная застава от чумы.

Через реку Харьков обустроили деревянный мост, а каменный - построили лишь в 1785 году. Другим способом связи с Захарковской частью была Барабашевская плотина, которая находилась напротив улицы Ковальской.

В период с 17 по 18 века шла застройка той части Московской дороги, которая пролегает от нынешней площади Конституции до реки Харьков. Заселение района к востоку от реки началось в 30-40-х годах 18 века. В этом месте за рекой в районе нынешней площади Героев Небесной Сотни находился въезд в город. Там стояли каменные обелиски, а справа от дороги располагался хутор Заводской. За этими обелисками была Немышлянская пригородная слобода с хуторами, а дальше находилось кладбище. На территории слободы в левой стороне от Московской дороги стояли ветряк и пивоваренный завод Искры.

Значительной постройкой 19 века был "Братский дом" Успенского собора на углу Московской улицы и современной площади Конституции. Далее располагалась большая усадьба, которая выходила на Московскую улицу, Петровский переулок и нынешнюю улицу Короленко. Эта усадьба принадлежала Главному Слободско-Украинскому училищу.

Всю Московскую улицу от площади до моста за исключением нескольких каменных зданий в 20-х годах 19 века застроили невзрачными домами под соломой. За Харьковским мостом справа - там, где сейчас находится Харьковский государственный профессионально-педагогический колледж имени Вернадского - в начале того же века был казенный почтовый двор. Каменное здание почтамта выходило на набережную, а по улице за ним находился дегтярный ряд. В том месте, где сегодня располагается школа № 30, стояли торговые бани. В направлении современной площади Героев Небесной Сотни Московскую улицу застроили каменными домами, а дальше до нынешней площади Защитников Украины тянулись глинобитные дома под соломой. Заканчивалась улица заставой со шлагбаумом, возле которого находилась таблица с сообщением о количестве населения и каменных зданиях в Харькове.

Труд Хоткевича, посещение Станиславского и выступления Шаляпина

Работы по благоустройству Московской улицы начались в 1837 году. От Харьковского моста до нынешней площади Конституции Украины улицу замостили, по обеим сторонам проложили тротуары и положили трубы для стока воды. В 1840 году ее осветили масляными фонарями. В те годы Старомосковскую улицу начали называть Московской или Захарковской.

В начале второй половины 19 века на Московской улице появилось несколько небольших предприятий. Так, в 1851 году построили завод Эдельберга, а через 10 лет напротив современной площади Защитников Украины открылся чугунолитейный завод Вестберга. В 60-70-х годах на этой улице располагались водочные предприятия, заводы минеральных вод и кондитерские фабрики. Тогда же на Московской улице появились и учебные заведения. В здании с колоннадой за Харьковским мостом, где ныне находится Харьковский государственный профессионально-педагогический колледж имени Вернадского, в 1845 году начала работать 1-я Харьковская мужская гимназия. В 1877-м на нынешней площади Фейербаха открыли шестиклассное училище.

В 1883 году на Московской улице началось движение конки от биржи на теперешней площади Конституции до улицы Богдана Хмельницкого, а в следующем году - до нынешней площади защитников Украины.

Во второй половине 19 века в районе снесенного завода "Серп и молот" построили завод Бельгийского общества, завод подвесных дорог и еще несколько других небольших промышленных предприятий. В 1904 году Бельгийское общество объединило свое предприятие с заводом сельскохозяйственных орудий Гельферих-Саде, который находился на современной площади защитников Украины. Вскоре завод Гельферих-Саде переместили на территорию бывшего предприятия Бельгийского общества. Рядом с построенными заводами появились несколько больших домов.

Напротив нынешней площади защитников Украины за счет города построили каменные казармы для Тамбовского полка. На месте нынешнего Дворца культуры Харьковского электромеханического завода построили Народный дом. Он принадлежал Харьковскому обществу распространения в народе грамотности и строился на деньги, которые собрала общественность города. Открытие Народного дома, имевшего два зала и библиотеку-читальню, состоялось 2 февраля 1903 года. Его деятельность была под строгим контролем местных властей. Например, каждая лекция в Народном доме просматривалась и утверждалась. Однако харьковчанам часто удавалось обходить правила местной власти.

Народный дом был популярным среди рабочих города. В нем работали вечерние школы, читали лекции, устраивали массовые вечеринки, концерты и спектакли. Актерскими драматическими кружками руководили выдающийся украинский писатель, драматург и этнограф Гнат Хоткевич и Георгий Алексеев - брат выдающегося режиссера, актера и теоретика театрального искусства Константина Станиславского. Приезжая в Харьков, Саниславский посещал репетиции кружка. Несколько раз в Народном доме выступал выдающийся певец Федор Шаляпин. В 1907 году по приказу генерал-губернатора Народный дом закрыли, а само здание разгромили жандармы. Однако благодаря усилиям прогрессивной общественности его через год снова открыли.

В 1910 году рядом с местом, где в будущем построили стадион завода "Серп и молот", открыли небольшой стадион, на котором в мае 1911-го состоялся первый в Харькове международный футбольный матч. В игре с английской командой победила сборная города.

В начале 20 века улица простиралась далеко на восток. Во время Первой мировой войны здесь начали работать эвакуированные с запада заводы. Переведенный из Риги велосипедный завод Лейтнера разместили на территории завода Гельферих-Саде. Летом 1915 года из Риги эвакуировали в Харьков электромеханический завод. Для него отвели место за Николаевской больницей. Накануне так называемой "Октябрьской революции" почти рядом располагались электромеханический завод, заводы Гельферих-Саде, Лейтнера и Мельгозе и другие. На них работали около 12 тысяч рабочих.

Олицетворение индустриального Харькова

Вообще Московская улица находилась в рабочем районе города, который сыграл большую роль в становлении террористической коммунистической власти в Харькове. В 1917 году на местных заводах создали мощные отряды так называемой "Красной гвардии". Самым большим в Петинском рабочем районе - так он назывался в те годы - был отряд электромеханического завода. В июле 1917-го отряд насчитывал около 400 человек. В этот отряд вливались рабочие дружины других небольших заводов, а обучение "красноградцев" проходило ежедневно после работы на площади перед заводом. Занятиями руководили инструкторы из 30-го запасного полка. На самом электромеханическом заводе располагался арсенал так называемой "Харьковской Красной гвардии". Здесь хранилось оружие, которое привезли из Тулы.

После прихода к власти оккупационного коммунистического режима Московскую улицу переименовали в Первомайскую. Эта крупнейшая магистраль стала олицетворением индустриального Харькова.

Бурному росту улицы способствовало строительство новых заводов. Так, в 1930 году под Харьковом в открытой степи возле станции Лосево началось сооружение легендарного Харьковского тракторного завода. В строительстве участвовал весь СССР. Оборудование для ХТЗ изготавливали более 100 предприятий. Через 15 месяцев после начала работ завод подготовили к пуску. 1 октября 1931 года состоялся 25-тысячный митинг, на который прибыли многочисленные делегации от предприятий Харькова, Донбасса, Москвы и Ленинграда. Следующие шесть лет Харьковский тракторный завод выпускал колесные тракторы, а с 1937-го перешел на выпуск гусеничных и газогенераторных тракторов.

В апреле 1929 года началось строительство турбогенераторного завода имени Кирова, который до недавних пор был известен под названием "Турбоатом". Предприятие начало работать через пять лет после начала строительства. Сооружение завода планировали по проекту иностранных специалистов, что предполагало строительство цехов из металлоконструкций. Но советские строители разработали проект с использованием железобетона, что якобы значительно снизило стоимость строительства предприятия. Правительство СССР, рассмотрев проект своих инженеров, дало согласие на его реализацию и отклонило проект иностранных компаний. Уже в 1935 году завод предоставил стране первую паровую турбину мощностью 50 тысяч киловатт. Турбогенераторный завод не только изготавливал различные турбины, турбомеханизмы и генераторы, но и ремонтировал, восстанавливал и модернизировал турбины иностранного производства.

Промышленные гиганты Харькова - тракторный и турбогенераторный заводы - были образцовыми предприятиями страны. Их становлению оказывали помощь заводы со всего СССР, которые изготавливали станки и разнообразное оборудование. Одновременно со строительством новых предприятий проводилась большая работа по реконструкции старых заводов: "Серп и молот", ХЭМЗ, велосипедный завод и другие.

Одно из старейших предприятий Харькова - завод Гельферих-Саде - большевики национализировали в январе 1918 года. В следующем году его переименовали в Первый государственный завод сельскохозяйственного машиностроения. В 1922-м этому предприятию присвоили название "Серп и молот". В следующем году к нему присоединили завод сельскохозяйственного машиностроения имени Артема. С 1928 по 1932 год в результате реконструкции основной фонд завода вырос вдвое.

Успехов достиг и Харьковский электромеханический завод. В годы первой "пятилетки" объем его производства увеличился в шесть раз. Предприятие изготовляло электромоторы и электротехническую аппаратуру для автоматизации доменного управления и другие виды продукции.

Значительно вырос Харьковский велосипедный завод, созданный в 1923 году с учетом бывшего завода Лейтнера. Выпуск продукции предприятие начало в марте следующего года. Уже в первой "пятилетке" завод перешел на изготовление велосипедов исключительно из советских материалов. До начала войны между СССР и Германией он выпустил более миллиона велосипедов.

Большой поселок тракторостроителей

В годы первых "пятилеток" на проспекте построили много новых учебных заведений. В 1930 году в здании бывшего реального училища начал работать Институт механизации и электрификации сельского хозяйства. В том же году открылся Украинский институт лингвистического образования, который через 4 года переименовали в Педагогический институт иностранных языков.

В 1922 году в бывшем Народном доме начал работать Червонозаводской рабочий театр. На его базе в 1928-м создали Червонозаводской государственный драматический театр. Здесь работали известные театралы: Ефросинья Зарницкая, Любовь Гаккебуш, Андрей Крамаренко и Виктор Добровольский. В 1933 году для улучшения обслуживания трудящихся Донбасса театр перевели в Донецк.

В 1933-1938 годах на месте снесенного Народного дома построили здание Червонозаводского театра, который сейчас известен как Дворец культуры ХЭМЗ. В районе Червонозаводского театра возник новый рабочий поселок из 36 двухэтажных домов. Тогда же за линией нынешней Балашовской железной дороги для работников электромеханического завода и завода "Серп и молот" построили жилой комплекс "Луч".

К 1927 году на территории бывшей Николаевской больницы построили здание Червонозаводской образцовой рабочей поликлиники. В 1927-м открыли образцовую коммунальную баню с водолечебницей и бассейном для плавания. Также на Московском проспекте построили большой жилой дом для рабочих завода "Серп и молот". К значительным сооружениям довоенного времени относится и жилой дом напротив улицы Академика Павлова, построенный для работников ХЭМЗ.

Строительство новых предприятий, особенно тракторного завода, способствовало быстрому заселению Московского проспекта. Здесь возник большой рабочий поселок со светлыми жилыми кварталами и зеленью деревьев. Это был поселок тракторостроителей. Его отделили от промышленных предприятий полукилометровой лесозащитной полосой. На территории жилых кварталов равномерно разместили детские сады, магазины и другие учреждения бытового и культурного значения. Застройка поселка осуществлялась под руководством известного архитектора Павла Алешина. Возле жилого массива тракторостроителей вырос поселок для рабочих других заводов. Так возник Индустриальный район Харькова.

Значительные работы провели по благоустройству самого Московского проспекта. Его заасфальтировали. В 1930 году через железную дорогу возле завода "Серп и молот" построили мост, что значительно улучшило сообщение. До ХТЗ проложили трамвайную линию. Некогда небольшая улица превратилась в 15-километровый проспект.

"Аллея гигантов"

В годы войны между СССР и Германией промышленные предприятия, которые находились на проспекте, эвакуировали на восток. Например, Харьковский тракторный завод работал на нужды фронта в городе Рубцовск. После освобождения Харькова от нацистов среди первых восстановили именно ХТЗ. В 1949 году предприятие перешло на производство тракторов Т-54, а со временем там наладили выпуск колесных пропашных тракторов ХТЗ-7. В 1955-м начался серийный выпуск тракторов ХТЗ-14 с дизельным двигателем. Также тракторный завод создал новые тракторы ДТ-54М, ДТ-20 и ДТ-16Г, которые в 1958 году экспонировались на Всемирной выставке в Брюсселе. Первым в СССР предприятие начало выпускать скоростные тракторы Т-75 и Т-74.

В начале 1967 года Харьковский тракторный завод выпустил миллионный трактор. Через два года с конвейера предприятия сошел трактор Т-25, который был награжден Золотой медалью Международной выставки сельскохозяйственной техники в Москве. В годы восьмой и девятой "пятилеток" коллективы ХТЗ и Государственного специального конструкторского бюро по двигателям вместе с учеными и специалистами других организаций создали трактор Т-150. Эта мощная машина не уступала лучшим мировым образцам на Международной выставке, которая проходила в сентябре 1973 года в Будапеште. Тогда колесный трактор Т-150 получил золотую медаль. В изготовлении машины принимали участие более 160 предприятий. Вообще выпуску новых высокопроизводительных тракторов в значительной степени способствовала творческая дружба завода с научными коллективами.

29 декабря 1973 года с главного конвейера ХТЗ сошел полуторамиллионный трактор - новый Т-150К. С 1974-го предприятие стало головным заводом Харьковского производственного тракторостроительного объединения.

В 1946 году полностью восстановили турбинный завод имени Кирова. С 1953-го на предприятии, кроме паровых, начали выпускать крупные гидравлические турбины. Здесь создали турбины для Каховской, Ангарской, Кременчугской и других гидроэлектростанций СССР. В 1958 году на заводе выпустили первую в СССР паровую турбину мощностью 150 тысяч киловатт, а через два года - первую в мире газовую турбину мощностью 50 тысяч киловатт. В 1964-м разработали проект крупнейшей в мире парогазовой установки мощностью 200 тысяч киловатт. Большое достижение коллектива турбинного завода - выпуск в 1965 году паровой одновальной турбины мощностью 500 тысяч киловатт и запуск серийного производства модернизированных паровых турбин мощностью 300 тысяч киловатт, которые по своим технико-экономическим показателям находились на уровне среди лучших мировых образцов. Также большое внимание уделялось выпуску гидротурбин.

Особенно успешно турбинный завод работал в девятой "пятилетке". Продукции предприятия - серийным паровым турбинам мощностью 220, 300 и 500 тысяч киловатт - присвоили Знак качества. Его присвоили турбинам для Днепрогэса, Вилюйской ГЭС и других. В 1971-1975 годах завод стал главным предприятием по производству турбин для атомных электростанций. Здесь создали турбины для Нововоронежской, Армянской, Чернобыльской, Курской, Ленинградской, Кольской и других АЭС. Конструкторы турбинного завода разработали рабочий проект тихоходной турбины мощностью 1 миллион киловатт.

Моторостроительный завод "Серп и молот" изготавливал унифицированные дизельные двигатели, которые применялись на машинах 27 типов. Он был крупнейшим в СССР предприятием, специализировавшимся на выпуске тракторных и комбайновых двигателей. С 1974 года завод стал головным предприятием моторостроительного производственного объединения "Серп и молот".

Крупнейшим предприятием в своей отрасли стал Харьковский велосипедный завод имени Петровского. Основные производственные процессы на предприятии были механизированы и автоматизированы. В марте 1973 года с конвейера ХВЗ сошел 15-миллионный велосипед. Только за год завод выпустил столько велосипедов, сколько изготовил за весь период до начала войны между СССР и Германией. Дорожные, легкодорожные, спортивные и детские велосипеды хорошо знали за рубежом.

Электромеханический завод в те годы выпускал электрические машины и аппараты, станции управления, оборудование для кораблей и атомных ледоколов, усовершенствованное комплектное электрооборудование для новостроек металлургии. В 63 страны мира экспортировались электрические машины и аппаратура, которые изготавливал ХЭМЗ. В начале 1973 года на предприятии начал работать вычислительный центр - электронный мозг завода.

Харьковский станкостроительный завод, построенный в 1935 году, был крупнейшим предприятием отрасли в послевоенные годы. В корпусах цехов завода установили современное оборудование, а все трудоемкие процессы были механизированы и автоматизированы. Он выпускал станки общего и специального назначения, полуавтоматы, автоматы и автоматические линии. Впервые в СССР на Харьковском станкостроительном заводе создали круглошлифовальные станки с программным управлением.

В марте 1972-го на выставке в Москве завод экспонировал станок для силового шлифования, оснащенный приборами, измеряющими детали в процессе шлифования и выдающими команду на окончание обработки. Шлифовальные станки ХВЗ получили Знак качества, ими были оснащены многие заводы СССР. Станки этого предприятия закупали многие зарубежные компании. В девятой "пятилетке" на Харьковском станкостроительном заводе работали над обновлением номенклатуры круглошлифовальных станков для автотракторной, авиационной, металлургической, турбостроительной, подшипниковой и других отраслей промышленности. В 1976 году на заводе установили мощности, обеспечивающие увеличение выпуска шлифовальных станков в 2,5 раза.

В послевоенный период на Московском проспекте соорудили несколько новых крупных предприятий, среди которых заводы "Электротяжмаш", кабельный, подшипниковый, плиточный и другие.

Так, далеко за пределами Харькова славился завод тяжелого электромашиностроения под названием "Электротяжмаш", который основали в 1946 году. Это было одно из ведущих предприятий СССР по выпуску мощных турбогенераторов гидрогенераторов и крупных электрических машин. Завод считался основным в СССР по производству комплексного электрооборудования для тепловозов. Выпущенные "Электротяжмашем" турбогенераторы работали на крупнейших ГРЭС - Змиевской, Днепропетровской, Новочеркасской, Троицкой, Ворошиловградской и других, а также на Каховской, Кременчугской, Киевской и Каневской ГЭС.

В девятой "пятилетке" завод начал серийно производить турбогенераторы мощностью 500 тысяч киловатт для атомных электростанций. В десятой "пятилетке" коллектив предприятия добился выпуска генератора мощностью 1 миллион киловатт, рабочие чертежи которого уже создали конструкторы. На "Электротяжмаше" изготавливались крупные электрические машины для металлургической, угольной, химической и других отраслей промышленности. Продукцию завода поставляли в более чем 30 стран мира.

В послевоенные годы успешно выпускал продукцию для нужд народного хозяйства Харьковский плиточный завод. Строительство предприятия началось еще в 1936 году, но помешала война между СССР и Германией, поэтому завод ввели в действие только в 1946-м. Накануне 1974 года предприятие выпустило 100-миллионный квадратный метр керамической плитки. Харьковский плиточный завод был оснащен современным оборудованием, что помогло ему стать крупнейшим предприятием такого профиля в СССР.

Большим спросом в СССР и других странах мира пользовались изделия подшипникового завода. Их экспортировали в более чем 30 стран мира. Среди крупнейших предприятий СССР был и завод "Кондиционер". Харьковские кондиционеры устанавливали в Киевском и Московском метрополитенах, на многих советских фабриках и заводах. Продукцию "Кондиционера" продавали в 30 стран мира. На Московском проспекте также были расположены заводы металлоконструкций, сантехизделий и другие. Именно за большое количество промышленных гигантов проспект получил название "Аллея гигантов".

Запуск Харьковского метро

Неподалеку поселка Восточный построили Роганский пищевой комплекс, состоящий из колбасного, хлебного, пивоваренного, мясомолочного, тарного заводов и макаронной фабрики. Первым предприятием комплекса стал молокозавод, который начал работать в 1973 году. В следующем году сдали в эксплуатацию колбасный завод. В десятой "пятилетке" в Роганском промузле построили новые корпуса Харьковской кондитерской фабрики.

На Московском проспекте работало много научных и культурно-образовательных учреждений. Например, по технической документации, разработанной специалистами Харьковского отделения Всесоюзного государственного проектного института "Теплоэлектропроект", построили крупнейшие электростанции - Змиевскую, Славянскую, Криворожскую, Старобешевскую, Углегорскую, Запорожскую и Криворожскую.

Заслуженной славой пользовался Украинский научно-исследовательский институт растениеводства, селекции и генетики имени Юрьева. Его основное направление - выведение комплексно-ценных сортов сельскохозяйственных культур. Так, группа ученых под руководством доктора сельскохозяйственных наук, профессора Шулиндина осуществила давнюю мечту земледельцев и селекционеров, выведя новое злаковое растение - третикале. Это растение соединило в себе лучшие качества пшеницы и ржи.

Также на проспекте бурлила культурная и спортивная жизнь. Здесь располагались Дворец культуры ХЭМЗ, который славился своим музеем истории завода, молодежный клуб завода имени Малышева, стадионы ХТЗ и "Серп и молот", парки Маяковского и Машиностроителей.

После окончания Второй мировой войны начало Московского проспекта от современной площади Конституции до реки Харьков почти полностью застроили новыми домами. За Харьковским мостом располагались благоустроенные жилые дома заводов "Серп и молот" станкостроительного, велосипедного и других. В 1954 году открылось движение по новому железобетонному мосту через реку Харьков. Сам мост украсили скульптурными группами. В 1968-м на проспекте начал работать крупнейший в городе универмаг под названием "Харьков". Значительным центром жилищного строительства стал район Селекционной станции.

Одновременно с жилищным строительством велись работы по дальнейшему благоустройству Московского проспекта и улучшению средств сообщения. От жилого комплекса "Луч" протянулись две асфальтовые дороги, между которыми проходила трамвайная линия. Неподалеку ХТЗ построили новый путепровод, а трамвайную линию продлили до плиточного завода. В послевоенное время на проспекте началось троллейбусное движение. 23 августа 1975 года на нынешней станции "Турбоатом" состоялся торжественный митинг, посвященный пуску первого участка первой очереди Харьковского метро. Второй участок метрополитена длиной 7,6 километров с нынешними станциями "Дворец спорта", "Армейская", "Имени Масельского", "Тракторный завод" и "Индустриальная" сдали в эксплуатацию в 1978 году.

Напомним, что редакция сайта 057 рассказывала о семи шокирующих телефонных разговорах российских военных, перехваченных СБУ и ГУР на Харьковщине. Подробнее об этом читайте здесь.