Как «раскручиваются» харьковские кандидаты: «черный» пиар, популизм и другие «прелести» нынешней избирательной кампании
В Харькове проходит предвыборная кампания, и страсти уже начали накаляться – разбитые палатки и головы кандидатов не дают в этом усомниться. Мы попробовали разобраться – как же «раскручиваются» кандидаты, и какие технологии они используют для победы.
«Черный» пиар перекочевал в Интернет
Эффективность «старого, доброго черного» пиара снижается от кампании к кампании, поскольку в условиях все понижающегося внимания избирателя к агитационной продукции «вбросы» листовок с откровенно порочащими сведениями об оппонентах уже не вызывают отклика.
Однако харьковские кандидаты идут в ногу со временем и активно используют сеть Интернет.
Политические технологии модифицируются под формат социальных сетей, где можно сравнительно анонимно и безнаказанно использовать карикатуры, демотиваторы и различного рода сообщения.
Так, информационная «война» плавно переходит в Интернет и приобретает новые формы. Сеть пестрит вирусной антирекламой и обсуждением кандидатов и партий. В принципе, особого результата это не дает, однако элементы «черного» пиара все равно сопровождают местные выборы в Харькове.
Более действенной оказалась технология создания вымышленной «безысходности» и «предрешенности» выборов, рассчитанная на неявку избирателя или порчу бюллетеней.
«Для этого используются данные сомнительных в методологическом и организационном плане соцопросов, массированные атаки наружной рекламы и скрытой рекламы в СМИ», - объясняет харьковский политолог Юлия Биденко.
Именно этим нынешняя кампания по выборам городского головы отличается от гонки 2010 года, которая представлялась "борьбой добра со злом" и демонстрировала высокую конкуренцию между кандидатами.
Популизм, популизм и еще раз популизм
Популизм является неотъемлемой частью нынешних местных выборов и фактически уже стал традиционным.
Этому способствует давно отработанная в Украине технология отвлечения внимания людей от команды и концентрация на лидере партии или бренде в целом. Это особенно выгодно парламентским и «вождистским» партиям.
Собственно с этим и связан высочайший уровень политического популизма и примитивных партийных лозунгов.
«У большинства нынешних политических сил просто нет программы, ориентированной на город и его проблемы, хотя логика местных выборов должна обусловливать концентрацию на локальной специфике. Те политические силы, которые используют лозунги глобального масштаба, вроде повышения зарплат и пенсий, улучшения армии и медицины - откровенно врут своим избирателям, надеясь на их политическую безграмотность», - отмечает Юлия Биденко.
Отсюда и возникают лозунги из 2-3 слов, вроде «будь собой» или «верь своим», и эпитеты, вроде «достойный», «честный».
«Техничность» кандидатов
Есть еще один прием опорочить соперника на выборах – выдать противника за «технического» кандидата. Этим активно пользуются на нынешних выборах.
При этом силы и лидеры, претендующие на «оппозиционный» сегмент электората, представляются для избирателей в виде проектов Банковой, и наоборот – «демократические» кандидаты и организации уличаются в руководстве со стороны бывших регионалов.
Это действует на избирателей негативно и отбивает желание идти на избирательный участок. В итоге победу одержит тот кандидат, у кого электорат более «верный» и на выборы придет.
«Фору здесь получат «партии власти», имеющие влияние на бюджетников, а также те, кто имеет в списках крупных работодателей», - отмечает Биденко.
На вырост
Далеко не все кандидаты в мэры Харькова являются «техническими», поскольку некоторые из них вступают в избирательную кампанию не только с целью победы – причин может быть много.
Например, некоторые вступают в гонку для раскрутки партии или используют мэрскую гонку для повышения узнаваемости. Это своеобразный «задел» на будущие выборы, где избиратели сразу узнают кандидата и, возможно, отдадут ему свои голоса.
Или улучшение собственного имиджа в глазах общественности и возможности «торга» за должность, при наличии достаточного количества голосов.
«Кроме того, для «крупных» всеукраинских партий выдвижение собственного кандидата на кресло городского головы - это часто «вопрос чести», демонстрация собственной влиятельности и повсеместной представленности в регионах», - объяснила Биденко.
В целом претенденты на кресло харьковского мэра и депутатские мандаты в горсовете используют самые разные технологии влияние на массы. Некоторые из этих технологий устаревшие, некоторые обновленные, а кое-что было изобретено с нуля. Это и делает предвыборную кампанию местных выборов 2015 уникальной и интересной.
Напомним, выборы в Харькове: как кандидаты планируют «заманивать» избирателей на участки