Современную музыку в современном мире строго-настрого принято делить на две почти взаимоисключающие категории: рок и поп. На самом деле, даже на Западе это деление появилось далеко не сразу. Хотя статьи в соответствующих толстых и не очень специализированных и не слишком изданиях дают целый ряд характерных различий. На самом деле, по крайней мере, для уха и мозга среднестатистического слушателя разница между этими двумя видами современной неакадемической музыки очевидна и до невероятности проста: рок шумный и крикливый, с участием электрогитар и мощной ритм-секции. При этом настоящими рокерами считаются только те, кто одет в черную одежду, имеет длинные волосы и выглядит угрожающе. Они имеют целый набор гитар, от акустических до бас. Всех их можно заказать вот тут. А к поп-музыке относится всё остальное.

Долгое время в течение нескольких десятилетий даже на «просвещённом» условном англо-британском пространстве всё, что не подходило под определение «серьёзных», солидных стилей музыки, совершенно чётко обозначалось термином поп-музыка. До поры до времени максимум шума и визга обеспечивался духовой секцией и большими ударными приспособлениями. Это, возможно, не всегда, называлось популярной музыкой, но отнюдь не принадлежало к року. Это был либо джаз, либо эксперименты на грани ахинеи.

Даже Битлз (а уж тем более, скажем, Элвис Пресли) достаточно долгое время безоговорочно записывались в одну категорию со сладкоголосыми благопристойными мальчиками с наглаженными воротничками без всяких там выкрутасов, во всех смыслах этого слова. Всё это заносилось в строку «поп-музыка». В конце концов, она ведь была популярной - с этим не поспоришь!

Чёткий перелом наступил с определённого момента карьеры менее известной (чем «битлы») британской группы Зе Кинкс. Парни создали прецедент для возникновения того, что позднее назовут хард-роком. Теперь, несмотря на то, что музыка была сверхпопулярной, она отошла слишком далеко, чтобы ассоциироваться со сладкоголосыми бойз-бендами пятидесятых.

В случае с советским и русским роком, ситуация невероятно однозначна. В англосаксонской культурной среде музыку слушают и ценят из-за музыки. Тексты, поэзия вторичны в западной рок-музыке. Подавляющее большинство рок-классиков не переводили себе нервы в попытках состряпать глубокомысленный стих под очередной песенный шедевр. Русский рок, изначально, ориентировался на передачу чётко обозначенных протестных мыслей в оболочке не столько «эзоповщины», сколько «пушкинщины». Авторы композиций словно соревновались между собой в глубине образов, слоях подтекста, использованном словарном запасе. Впрочем, увы, далеко не все эти попытки можно смело считать достижениями. Взамен, русский рок, как правило, бывает слабоват в отношении музыки. Даже если конкретная мелодия звучит великолепно, стоит проверить её насчёт плагиата с зарубежной эстрады.