• Головна
  • Донбасс: статус неопределенности
Факты и комментарии
09:00, 18 липня 2015 р.

Донбасс: статус неопределенности

Факты и комментарии

В четверг, 16 июля, Верховная Рада Украины направила в Конституционный суд проект изменений в Конституцию Украины, касающихся децентрализации власти. Одним из наиболее критичных вопросов, который не дал коалиции проголосовать единогласно, стал статус оккупированных районов Донбасса. Некоторые политические силы истрактовали положения реформы как присвоение оккупированным территориям особого статуса, позволяющего легитимизировать террористов.

 Масла в огонь подлил бывший советник Путина Андрей Илларионов, который накануне голосования заявил, что Украина оказалась в роли разменной монеты в игре между Западом и Москвой. По его словам, Обама и Путин договорились о Сирии и Иране в обмен на Украину. Впрочем, помощник главы Госдепартамента США Виктория Нуланд категорически опровергла данную информацию, добавив, что ее обижает сам факт такого вопроса. Так или иначе, но Запад и раньше делал заявления о необходимости присвоения специального статуса Донбассу на уровне Конституции.

 В связи с тем, что некий особый статус оккупированных районов Донбасса прямо прописан в Минских соглашениях, Украина была вынуждена так или иначе отобразить его в Конституции. Был выбран один из наиболее компромиссных вариантов - указать в Конституции, что оккупированные территории имеют “особый порядок местного самоуправления”, а полномочия этих территорий прописать в отдельном законе. Как известно, изменить закон в разы легче, нежели Конституцию.

 По словам первого заместителя фракции БПП Игоря Кононенко, изменения в Конституцию не предусматривают понятия “статус Донбасса” - речь идет об особенности местного самоуправления в некоторых зонах. Данные положения носят временный характер и будут действовать два года.  Об этом Кононенко рассказал в комментарии CitySites.

 “Переходные положения рассчитаны на 2 года. В этих переходных положениях четко записано, что особый порядок местного самоуправления регулируется законом. Есть закон об особом порядке местного самоуправления на отдельных территориях Донецкой и Луганской областей. Там прописано 9 условий, которые должны быть выполнены для проведения местных выборов...То есть выборы могут состояться только тогда, когда будут соответствующие условия”, - рассказал Игорь Кононенко.

 При этом сам по себе закон начинает действовать лишь после проведения выборов, на что, очевидно, Москва в ближайшее время не пойдет.

 Бывший губернатор Донецкой области Сергей Тарута раскритиковал принятый проект изменений Конституции, заявив, что он был навязан и не обсуждался должным образом.

 “У государства нет единой стратегии поведения в отношении Донбасса и реинтеграции оккупированных территорий. Более того – все решения, включая поправки в Конституцию, принимаются сегодня вне общественного контроля. Нас просто ставят перед фактом. А результатом этой политики являются очереди на блок-постах, невозможность начать процесс восстановления Донбасса, снижение доверия к нынешней власти, в том числе и у проукраинского Донбасса”, - написал Тарута в Facebook.

 В тоже время профессор кафедры политологии НаУКМА Алексей Гарань позитивно оценил принятый проект изменений. По мнению эксперта, Украина могла занять бескомпромиссную позицию, сославшись на тотальное нарушение Минских соглашений российской стороной, однако была выбрана более дипломатическая тактика - формально соблюсти международные обязательства, оставив за собой возможности для “маневра”. Об этом Гарань рассказал в комментарии CitySites.

 “Это результат дипломатического маневрирования Украины”, - охарактеризовал изменения в Конституцию эксперт.

 Еще один важный вопрос конституционных изменений - это перспективы реинтеграции Донбасса. Конечно, регион необходимо возвращать, но воссоединить раковую опухоль “ДНР/ЛНР” с Украиной - это мечта Кремля. И, очевидно, что этого не произойдет до полного или частичного излечения этих территорий от вируса российской оккупации. По мнению Алексея Гараня, в ближайшее время Путин из Донбасса не уйдет.

 “Вопрос реинтеграции Донбасса упирается в политику России. Реинтеграция не возможна без вывода войска, без контроля над границей и без проведения местных выборов. Но я думаю, что на данный момент, вряд ли можно считать это реалистичным сценарием”, - рассказал Алексей Гарань в комментарии CitySites.

 Эксперт считает, что Киев вынужден менять стратегию возврата Донбасса.

 “Стратегия меняется в зависимости от условий. До полного российского вторжения стратегия была направлена на освобождение Донбасса  и она работала до конца августа 2014 года. Потом ситуация изменилась. Соглашения Минск-1 давали надежды, что будет работать перемирие. Потом Россия это все нарушила, и был Минск-2, который опять же не выполняется. В этой ситуации не остается большого выбора - это изоляция, которая предусматривает определенное сохранение контактов. Речь, прежде всего, идет о гуманитарных контактах”, - считает Гарань.

 Вместо эпилога

Принятые 16 июля нормы - это лишь декларация о готовности их рассмотреть на следующей сессии Верховной Рады. И для окончательного их утверждения понадобиться согласие Конституционного суда, и что самое главное, 300 голосов в парламенте. Остается надеяться, что до того момента, как процедура позволит вынести проект новой Конституции в сессионный зал, политики и общество придут к формуле которая сможет устроить не только их, но и участников международной политики.

Михаил Криволапов

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Донбасс
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...