Крым: дешево, опасно, прибыльно

Переходный период Крыма в составе Российской Федерации близится к концу.

Глава республики Сергей Аксенов намерен просить о его продлении еще на год, но только для завершения формальных процедур - переоформления прав на имущество, перерегистрации юридических лиц. Федеральный бюджет готов уже в январе начать перечисления в региональные фонды на капитальное строительство, модернизацию инфраструктуры и развитие экономики. Эти субсидии Москвы дополнят пошедшие еще весной социальные выплаты по российским стандартам и фактически введут Крым в орбиту российской экономической жизни. Это вопрос решенный. Открытый вопрос - вхождение Крыма в мировую экономику.

С обочины в кювет

Крым в составе независимой Украины провел более двадцати лет в культурной и экономической коме. Деградирующая постсоветская экономика сказалась на полуострове в полной мере - варварством при распоряжении природным и историческим достоянием, упадком культурной жизни, местечковой экономикой. Олигархические и криминальные группировки поделили Крым, создав на рынке услуг монополизм и атмосферу беззащитности частного бизнеса. С другой стороны, ориентация на небогатого туриста из материковой Украины отрезала полуостров от систематических инвестиций в главный сектор местной экономики.

Ревизия новыми властями курортов Крыма и смежных отраслей, как например винодельческой, показала, что полуостров не просто остался в позднем Советском союзе, но преодолел значительный реверсивный путь к региональному курорту одной из беднейших стран Европы. Производство сельскохозяйственной продукции за эти годы в Крыму сократилось по средним показателям в два раза, как и площади виноградников, в то время как садов - в пять раз. Грузооброт на полуострове в 2013 году составил 6800 тонно-километра против 17 тысяч в 1990 году, ежегодный пассажиропоток за этот период сократился с 600 млн до 200 млн. человек.

Аналогичные показатели присутствуют в большинстве отраслей экономики Крыма, удачным исключением является, пожалуй, лишь химическая промышленность, благодаря монопольному производству диоксида титана и брома. Характерно, что при сохранении абсолютных объемов производства химическая промышленность в относительных показателях выросла с 7% до 50%.

Аналитики Всемирного банка и ряда международных консалтинговых агентств в ходе конференций в 2012 и 2013 году соглашались с мнением, что деградация экономики полуострова вызвана двумя факторами: высокими налогами и хроническим недофинансированием. Налоговую систему Украины международные рейтинги на протяжении 2000-ых годов регулярно ставили в десятку худших с конца. Иностранные инвестиции, в свою очередь, были ситуативными и фактически не оказывали влияния на макроэкономическую конъюнктуру.

Тенденции последних двадцати лет обещали курортам Крыма дальнейшую стагнацию, а производственному сектору полное исчезновение. Процесс деиндустриализации отнюдь не противоречил политике режима в Киеве, предпочитавшего сильному союзнику в лице русскоязычной автономии слабого врага.

При всех этих тенденциях воссоединение Крыма с Россией произошло в тот момент, когда точка невозврата еще не была пройдена. На полуострове сохранилась база для новых вложений: инфраструктура советского периода, профессиональные кадры, административная целостность и главное - менталитет крымчан, стремящихся к улучшению жизни. Именно это стремление не позволило им смириться с украинской действительностью и встать на рискованный путь свободного выбора. Теперь на полуострове ждут инвесторов с той же жизненной позицией.

Русская весна, что дальше?

Русская весна встала на пути у выверенных планов из папок международных консалтинговых агентств. Крым оказался выброшен из мировой экономики - непризнание изменения его политического статуса ударило по всем без исключения сферам экономики и обрезало внешние связи. Символ самой русской весны “народный губернатор” Севастополя Алексей Чалый уже летом объяснялся о судьбе своей компании “Таврида Электрик”: “Мы стали прокаженными, от нас бегут, с нами опасаются иметь дело”.

Первоначально вялая реакция развитых стран на итоги крымского референдума усиливалась по мере осознания того, что произошедшее является фактом, а не очередным политическим маневром. То есть, приняв мысль, что Крым в Украину не вернется, западные страны утвердились в мысли наказать Крым. Введенные санкции против крымских предприятий, жителей Крыма и всех, кто пытается сотрудничать с ними, не имеют цели добиться чего-то иного, кроме порки. Как писал Ярослав Гашек в романе о похождениях бравого солдата Швейка - “торжественной порки”.

Ключевая особенность санкций в отношении России, в отличие, скажем, от аналогичных мер против режима Саддама Хусейна в Ираке, заключается в том, что они не выгодны ни одной из сторон экономической деятельности. Введенные ограничения не имеют тех многочисленных лазеек, которые позволяли бы наживаться на схемах вроде “нефть в обмен на продовольствие”. Именно поэтому их отмена будет с течением времени и ослабления кризиса на Украине лоббироваться самыми неожиданными персонами из мира мирового экономического истеблишмента.

Намеки на такой ход событий неоднократно в публичных выступлениях давал Владимир Путин, подчеркивая “заинтересованность” западных инвесторов в капитальных вложениях в Россию. И территория Крыма в случае его легализации, если не де-юре признанием Украиной, то де-факто плавной отменой санкций, может в среднесрочной перспективе стать наиболее прибыльным местом для вложений.

"Сегодня коммерческий успех определяет эффективная международная кооперация. Бизнес, в том числе крупные отечественные и зарубежные компании, это прекрасно понимает, и, невзирая на сложности сегодняшней текущей политической конъюнктуры, прагматизм, здравый смысл все равно берут верх, и это очень радует", — заявил Путин во время видеоконференции с плавучей буровой установки в Карском море, которая начинает работу в рамках совместного проекта "Роснефти" и ExxonMobil.

Але, мы ищем инвесторов

Структура запросов Крыма на инвестиции следует в русле прежних тенденций: инфраструктура, курорты, пищевая и химическая промышленность. Причем именно энергетика, наряду с решением транспортных проблем, остается краеугольным камнем в здании новой крымской экономики.

На Крымском энергетическом форуме в Ялте в начале октября 2014 вопросы “обеспечения энергетической безопасности” обсуждались представителями российских и белорусских научных учреждений совместно с почетным консулом Израиля в Крыму Яковом Эпштейном, а также представителем международной энергетической компании «Интерэлектро» В. Крумовым. Избегая личного присутствия на территории Крыма, заинтересованные предприниматели ограничиваются кулуарными заявлениями, из которых следует их позитивный настрой на сотрудничество, но выжидание ослабления санкций или, по крайней мере, внимания Запада к их исполнению.

“Идея собрать вместе всех, кто должен обеспечить развитие энергетики Крыма, что называется, витала в воздухе. И то, что она была реализована быстро - это заслуга организаторов форума”, - заявил после форума советник генерального директора Российского энергетического агентства Сергей Рогинко.

На форуме подчеркивалось, что привлечение новых инвесторов в Крым будет успешным лишь в случае сохранения уже наработанных контактов. Отдельные факты позволяют утверждать, что руководство республики прилагает к этому значительные усилия. Так, советник главы Республики Крым по экономическим вопросам Рустам Темиргалиев сообщил СМИ о продолжении сотрудничества с греческими и итальянскими паромными компаниями.

«Меня откровенно удивляют наши европейские партнёры, которые постоянно хотят запугать нас какими-то санкциями. С моей точки зрения, это не более, чем пустые политические заявления», - заявил Темиргалиев.

Отчеты крымской таможни о товарообороте свидетельствуют, что импорт товаров не только не упал, но в летние месяцы продемонстрировал значительный рост, по отдельным категорям - до 70 процентов. Аналитики связывают это с ожидаемым ростом благосостояния крымчан и, как следствие, их покупательской способности. Известна аксиома, что торговля является первым шагом к капитальным вложениям. В то же время, публично заявлять о готовности инвестировать в Крым в настоящих условиях для бизнеса опасно, но это отнюдь не означает невозможность и невыгодность самих инвестиций.

Первым, кто может выступить в качестве инвестора в Крым, ожидаемо оказывается Китай. Известен проект КНР по строительству грузового порта в Евпатории в “украинский период”, сейчас же речь идет об участии китайских государственных и частных компаний в сооружении транспортного коридора через Керченский пролив стоимостью 3 миллиарда долларов. Также ряд китайских компаний в ходе форумов в Шанхае и Пекине сделал заявления о возможности инвестирования в сельское хозяйство и строительную сферу.

Крым ожидает бум строительства автомобильных дорог и курортных комплексов, разработка нефтяных месторождений, развитие нефтеперарботки. Это традиционный перечень интересов для турецкого бизнеса. Стамбул проявляет лояльность к инвестициям в Крым. Аналогичные возможности остаются и у европейских компаний, которые имеют большой опыт действий через цепочки офшорных фирм. И, если на Западе такие вложения обязаны оставаться тайной, пускай и Полишинеля, в Крыму им публично придают большое значение.

Друзья приходят в беде

Не секрет, что крупные вложения в Россию желательно гарантировать личными контактами политического руководства страны и региона, где предполагается реализация проектов. Крым в нынешнем осадном положении оказывается втройне подвержен этой тенденции. В республике уже сформирована исполнительная власть, продемонстрировавшая эффективность, и потому обеспечивавшая свою несменяемость на длительный период.

Обязательства по повышению жизненного уровня перед избирателями могут быть выполнены ей только при условии дополнения государственной социальной поддержки вливаниями частного капитала. Поэтому вложения в экономику полуострова в нынешнем ее состоянии, при недооцененных активах и минимальной конкуренции - это одно из самых перспективных направлений для долгосрочного инвестирования в Европе. Сопутствующие риски попасть под действие санкций остаются, однако формальные лазейки в таком обширном процессе всегда дают возможность уйти от прессинга.

Иностранный инвестор в Крыму сегодня окажет неоценимую услугу власти, а в России это оплачивается сторицей. Кто сегодня рискует, тот завтра будет пить шампанское с руководством республики.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует
Общество
14 ноября около 10 харьковчан собрались на улице Морозова. Люди перекрыли проезд, в результате чего движение трамваев в обоих направлениях было временно остановлено около 17.30. Об этом сообщили в пресс-службе Нацполиции в Харьковской области. Напомним, тепло подается в 96% коммунального жилого фонда Харькова. По предварительным данным, собрание жителей двух домов на улице Морозова состоялось по поводу отсутствия отопления в их домах с начала отопительного...
"Совковый" Харьков
Эксперты рассказали, от чего происходят названия «народных» районов Харькова и когда они формировались. Центр, Москалевка, Холодная гора, Алексеевка — эти названия плотно вошли в обиход харьковчан, что на их значение уже не обращают внимание. Откуда они появились и что обозначают, рассказали харьковские историк Ольга Вовк и топонимист Алексей Хорошковатый.  По словам Ольги Вовк, в основном названия исторических районов города формировались по географически...
Происшествия
В центре Харькова столкнулись «Daewoo» и «Merсedes». В результате дорожно-транспортного происшествия 28-летний пассажир автомобиля «Daewoo» получил травмы и ушибы различных частей тела и был доставлен в больницу. Об этом сообщили в пресс-службе Нацполиции в Харьковской области. Напомним, авария случилась 13 ноября около 23:00 на улице Сумской. Водитель «Merсedes» от освидетельствования отказался. Следователь открыл уголовное производство по ч. 1 ст. 286 (н...
Трущобы Харькова
Мы продолжаем знакомить харьковчан с "темной стороной" города. В этот раз мы покажем вам подборку фотографий харьковских... дверей. Тема для фотопроекта необычна, но мы уверены - вам понравится. Вашему вниманию 20 дверей во дворах Харькова. Фотографии были сделаны по всему городу: ХТЗ, центр, Салтовка, Валерьяновская, Пушкинская, Бекетова и несколько других мест. (Фотографии: Антон Дрёма)
Криминал
Харьковский апелляционный суд оставил в силе приговор Купянского районного суда, который приговорил 27-летнего мужчину к пожизненному лишению свободы. Мужчину признали виновным в убийстве, разбое и краже (п. 6 ч. 2 ст. 115, ч. 4 ст. 187, ч.2,3 ст. 185 УК Украины). Об этом сообщили в пресс-службе прокуратуры Харьковской области. Трагедия случилась летом 2016 года. Осужденный пришел в гости к новому знакомому. Мужчины выпили. Гость узнал, что мужчина прожива...
Происшествия
Мальчик пропал в Чугуеве вечером 12 ноября. Мать подростка обратилась в полицию и рассказала, что ее сын утром пошел в школу и не вернулся. Об этом сообщили в пресс-службе Нацполиции в Харьковской области. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий работники Чугуевского отдела полиции установили местонахождение мальчика. 13-летний парень рассказал, что поехал в Харьков из-за ссоры с родителями. Работники полиции провели с парнем профилактическую бе...
обновлено
Полицейские получили сообщение о минировании, учеников из школы №153 эвакуируют в соседнюю школу. Информацию о том, что в двух школах Новобаварского района заложена взрывчатка, сообщили полицейским в 14.52 и 15.29 14 ноября. Об этом рассказали в пресс-службе Нацполиции в Харьковской области.  В школе №130, которая находится на улице Светлановской, 23А подтвердили, что к ним эвакуируют детей из соседней школы №153. "Сейчас детей в школе нет, уроки закончили...
Как это работает
Среди харьковчан, заботящихся об окружающей среде, нет слова «мусор». Вместо него они употребляют слово «отходы». А из отходов производятся новые материалы и предметы, которые мы ежедневно используем в быту: бумага, тетради и даже мебель и люки. Мы побывали на Змиевской бумажной фабрике и разузнали, как производят бумагу для харьковчан. На территории производства стоят тонны макулатуры. Сюда ее свозят уже расфасованную по видам и спрессованную в готовые па...
Общество
Новые законопроекты о «растаможке» машин с иностранной регистрацией одобрили депутаты Верховной Рады. Для украинцев определили новые тарифы на «растаможку» иностранных автомобилей и штрафные санкции. Об этом идет речь в законах №8487 и 8488, за которые нардепы проголосовали во втором чтении. Но их еще не подписал Президент. Новые тарифы Теперь ставка налога будет определяться по следующей формуле:  Ставка = Ставка базовая × Коэффициент двигателя × Возраст...