Внутренний враг
На минувшей неделе Верховная Рада, спустя девять месяцев с начала боевых действий, наконец-то признала Россию – страной-агрессором.
Почему это было сделано только сейчас? Ну, во-первых, потому что необходимо было собрать доказательную базу участия российского вооружения и российских воинских подразделений в военном конфликте на Донбассе.
Во-вторых, сейчас, когда переговорный процесс фактически саботируется представителями «ДНР» и «ЛНР», пришло время пускать в ход новые рычаги давления на Россию для принуждения ее к миру. Полная изоляция, которая станет возможной после признания в Европе и мире РФ агрессором, - как раз один из таких шагов.
Однако минувшая неделя обнажила врага не менее опасного, чем внешний агрессор. Она показала нам в полный рост врага внутреннего.
Сессии местных советов, которые проходили в большинстве украинских городов уже после заседания ВР, одна за другой принимали решения, закрепляющие позицию официального Киева: Россия – агрессор, а «ДНР/ЛНР» - террористические организации.
В сложившихся реалиях, когда на территории Донбасса идет самая настоящая, уже совсем не гибридная война, а ее по-прежнему называют АТО, очень важно, чтобы каждый понимал, кто наш враг, кто направляет в Украину свое оружие, наемников и профессиональных солдат. Понимание и единство в этом понимании – вопрос безопасности страны.
Так считают в Киеве и Днепропетровске, Кременчуге и Черновцах, Славянске и Краматорске, в Луцке и Броварах – в десятках городов Украины, где местные советы единогласно или почти единогласно поддержали решение Верховной Рады.
Что же происходит там, где такое решение встретило волну сопротивления на местном уровне?
В этом смысле очень показателен пример Мариуполя. Мэр созывает внеочередную сессию, для того чтобы принять решение о выделении материальной помощи семьям, пострадавшим в результате расстрела города 24 января. Без подготовки, с голоса, один из нардепов вносит предложение поддержать решение ВР и признать Россию – агрессором. Зал голосует единогласно. А как иначе? Российские «Грады» убили и покалечили столько людей! Целый микрорайон разрушен. Ни у кого и в мыслях не возникает голосовать против. Вечером того же дня на сайте городского совета появляется информация о решении сессии признать РФ агрессором. А уже утром ее удаляют, и появляется совершенно другой текст решения, без упоминания России как таковой.
СМИ поднимают скандал. К делу подключаются общественные организации. Под внешним давлением мэр созывает новую сессию. И здесь те же самые депутаты, которые накануне дружно тянули руки вверх, вдруг передумали и начали говорить со сцены совершенно противоположные вещи. Для людей, не сведущих, все звучит красиво, так, что не подкопаешься. «Мы за мир, мы за переговоры. Признание России агрессором сделает невозможными эти переговоры. Только переговоры помогут решить конфликт. И, конечно, Украина – единая страна». Но при этом оратор как-то забывает, что Украина находится в переговорном процессе уже полгода, что все договоренности с «ДНР/ЛНР» не имеют смысла, потому что террористы плевать на них хотели, что самопровозглашенный министр самопровозглашенной республики Захарченко уже давно заявил о выходе из переговорного процесса. И что единственные переговоры, которые хотят вести террористы – это сдача украинской территории на условиях, выгодных Кремлю.
Как говорил Черчилль, если страна между войной и позором выбирает позор, то она получит в результате и войну, и позор. Вопрос: кто толкает к позору (пользуясь терминологией Черчилля) Украину, прикрываясь таким желанным для людей миром?
В Мариуполе «перемены в сознании» произошли исключительно у депутатов, представляющих Метинвест (компания дружно поддержала на выборах Оппозиционный блок). В Кривом Роге, где решение о признании РФ агрессором было провалено, также руководит городом ярый сторонник Оп.блока, отец лидера этой партии Юрий Вилкул. Большинство в горсовете Полтавы также за представителями Партии регионов (читай – Оппозиционного блока). Аналогичная ситуация и в Северодонецке.
Революция так и не докатилась до маленьких городов. И единственным действенным инструментом, способным влиять там на власть, остается гражданское общество.
Именно под давлением общественности в Мариуполе на повторной сессии таки назвали Россию агрессором. В Кривом Роге борьба продолжается. Добиваясь от власти честности, 60 активистов объявили голодовку. В Полтаве около 300 человек вчера заняли зал заседаний местного совета и заявили, что не покинут его, пока регионалы не проголосуют за признание России страной-агрессором.
Гражданское общество все активнее влияет на марионеточную власть. Причем не только в вопросах контроля за принимаемыми властью решениями (а такой контроль во многих городах действительно начал осуществляться), но и тогда, когда нужно кормить, спасать, восстанавливать. Оно оперативнее, эффективнее и явно умнее многих политиков. И есть надежда, что это зарождающееся общество ответственных граждан займет свое место в управлении громадой уже осенью, в результате выборов в местные органы власти.
Пожалуй, это главное, что мы отметили для себя на минувшей неделе.